Одна большая канадская лесопромышленная корпорация в большом объеме использует вертолетные перевозки. 80 % услуг она заказывает у одного крупнейшего игрока – лидера рынка. Они недорогие, высококачественные и безопасные. А 20 % заказывает у пяти мелких компаний, у которых по 1–2 вертолета, но цены намного выше. Когда их спросили, зачем это делается, ответ был таков: «Если мы перестанем у них заказывать, они уйдут с рынка и мы останемся один на один с крупной компанией-монополистом. Мы не сможем сказать «нет», когда она выставит нам любые цены».

 Этот кейс, пожалуй, лучше всего иллюстрирует необходимость наличия тендеров в системе экономики для развития малого и среднего предпринимательства. И если для частных компаний подобная процедура сугубо добровольна, то проведение закупок через контрактную систему является обязательным для всех государственных учреждений. По целому ряду параметров - это настоящая революция в отношениях между государством и бизнесом, громадный шаг вперед со стороны власти навстречу корректным и прозрачным отношениям с миром предпринимателей.

Но в реальности картина не столь радужна.

 Так сложилось, что на сегодняшний день, в нашем государстве закупки госкомпаний составляют миллиарды рублей.

 И столько же покупает само государство. А объем рынка товаров и услуг, при производстве которых используются государственные аукционы оценивается в 30 триллионов. Но малому и среднему бизнесу выигрывать гостендеры весьма сложно.

Одна из главных причин – финансовая. Знаменитый 44-й Федеральный закон объявляет нам, что  размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.  Эти деньги будут заморожены до полного выполнения контракта.  С такими суммами малые и средние предприниматели расставаться, пусть и временно, не готовы. И тут на помощь должна прийти банковская гарантия. Но и здесь «не все так однозначно».

Во-первых, банк, взявший на себя гарантийные обязательства, должен входить в список Минфина.

Во-вторых, у заказчика, фактически, отсутствует право выбрать банк, который его устроит. Если банк присутствует в списке Минфина, то заказчик обязан принять, соответствующим образом оформленную, гарантию этого банка.

В-третьих, отсрочка платежа по госконтракту может доходить до 2-х лет, а по ее завершению может начаться суд с подрядчиком, чтобы ничего не выплачивать. Так руководитель одной большой компании, выигравший очень крупный конкурс столкнулся с необоснованной задержкой оплаты. На помощь пришла...Федеральная служба Безопасности. «Нас поддержала государственная структура совершенно бескорыстно» - заявил генеральный директор этой организации. Что же, бывает и такое.

 Но в целом, подобные условия участия в тендерах оказываются неподъемными для большого числа российских компаний.

 Существуют и барьеры другого рода. Например, в отдельных  аукционах, оценка участников проходит «экспертным» путем, что дает широкое поле для коррупции. А некоторые, недобросовестные участники, могут идти на осознанное занижение цены, что вынуждает добросовестных игроков фактически работать в «ноль» или отказываться от участия в тендере.

 Но существуют также проблема и для государства со  стороны  так называемых “формальных участников”. Такой формат предполагает подачу только  первых частей заявок, отсутствие заявки на аукцион и отсутствие ценового предложения. Это приводит к признанию процедур несостоявшимися, заключению контрактов по начальной максимальной цене, отсутствию конкуренции между участниками и отсутствию экономии уже бюджетных средств.   

 Но нельзя  утверждать, что власти не предпринимают никаких усилий для улучшения ситуации в этой сфере. Так, Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, 14 декабря 2016 г. было  подписано постановление № 1355, по результатам практики осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В котором, среди прочего, устанавливается 30-дневный срок  оплаты поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по договорам, заключенным с субъектом МСП, как субподрядчиком. Это шаг в правильном направлении облегчения условий ведения бизнеса для мелких и средних компаний.

А кроме того, уточнен перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе, у субъектов МСП.  Этот пункт в постановлении вызывает осторожный оптимизм, потому что малые и средние предприятия во всем мире являются драйвером инновационного процесса.

 Отсутствие нормативно-технической документации - важный фактор торможения процесса участия малого и среднего бизнеса.

Исходя из этого,  23 декабря Медведев подписал еще одно постановление номер 1466, в котором как раз и утверждаются типовые условия контрактов, заключаемые с субъектами малого и среднего бизнеса, в рамках проведения госзакупок.

 Не забывает государство и о своих интересах. Так 27 декабря в государственную Думу внесен законопроект по борьбе с “фиктивными участниками”. Законопроект предлагает  удерживать обеспечение при подаче трех заявок, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, предусмотренным документацией об аукционе, в случае не подачи ими предложения о цене контракта в соответствии с частью 7 статьи 68 Закона № 44-Ф.

 Плюс со следующего года запускается расширенное казначейское сопровождение госконтрактов  предполагающее более тщательную проверку подобных операций.

 2017 год вообще обещает быть значимым в сфере государственных закупок. Причем ключевую роль здесь вероятней всего будет играть именно Казначейство. Так на федеральном портале проектов и нормативно-правовых актов можно найти  проект правительственного постановления, опубликованного Минфином, о передаче с начала 2017 года единой системы госзакупок в ведение подведомственного министерству Казначейства.

 Согласно проекту постановления, при Казначействе должна быть создана общественная экспертная комиссия по мониторингу функционирования системы. Этот шаг также можно расценивать как стремление власти к прозрачности в сфере государственных закупок.

Весьма любопытным является тот факт, что ранее контроль за функционированием единой системы  вели спор в том числе  Минэкономразвития и Ростех.  Так, Минэконом разместил свой проект постановления о передаче площадки электронных торгов в свое ведение на том же regulation.gov.ru.

А в начале декабря первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным структурам подготовить доклад для Президента о передаче контракта на создание, ведение и обслуживание ЕИС дочерней компании госкорпорации – «РТ – проектные технологии».

Представители Ростеха заявили, что перезапуск системы и последующая ее передача в частно-государственное партнерство позволит сэкономить бюджету 1 триллион рублей.

 В настоящее время Минэкономразвития отвечает за ведение системы, а Казначейство – проводит конкурсы и занимается мониторингом цен на контракты.

Окончательное решение о судьбе площадки электронных торгов будет принимать Правительство. И можно лишь осторожно предполагать, как на этом решении отразятся недавние перестановки  в ведомстве теперь уже Максима Орешкина.

 Но глобальные политические пертурбации мало волнуют обычных участников электронной площадки госзакупок. Гораздо важнее для субъектов малого и среднего бизнеса - весьма нестабильное функционирование электронной системы. Так в первом полугодии 2016 году площадка была не работала в общей сложности 716 часов, что составляет около 16% от общего времени функционирования. А это достаточно серьезная цифра.

Однако несмотря на все эти сложности,  в планах государственной «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» на ближайшие 2 года - достижение доли в  25 %  закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Это огромные ресурсы для развития важнейшего сегмента отечественной экономики.

Безусловно, тендеры являются одним из инструментов развития бизнеса в России, участие в которых повышает шансы на предпринимательский прорыв. С другой стороны, несовершенство сегодняшней нормативно-законодательной базы, отпугивает многих участников рынка от участия в конкурсах.

 Дальнейшее развитие  этого направления зависит от диалога власти и профессионального сообщества.

 Участвуйте в этом диалоге, так как сегодня профильные государственные структуры, как никогда открыты для всех предложений и конструктивной критики.