На что похожи ваши любовные отношения: на полнометражную мелодраму или на сериал?
Патриархальная модель женско-мужских отношений, в которой он – божественный сатрап, а она – обслуга, удобная домашняя утварь с элементами декора, уходит в прошлое. Туда ей и дорога! Как только появилась первая суфражистка, которую Бог сотворил из среднего пальца правой руки Адама, старый мир рухнул. На руинах женского бесправия и мужского всевластия выросла новая модель отношений: он – партнёр, союзник и опора, она – партнёрша, союзница и опора. Видимо, опора – что-то особенное в близких отношениях, раз это существительное женского рода. Да и сама женщина стала существительным и перестала быть прилагательным к мужчине. Вот такая грамматика современных отношений!
В архаичной модели супружества было стремление к сохранению пары до конца дней. Как мы говорили в детстве, любовь до гроба – дураки оба. Видимо, незримый феминизм уже тогда проникал в детский мозг. Теперь реанимация отношений, находящихся в состоянии клинической смерти, увлекает гораздо меньше людей, чем, например, в конце прошлого века. Даже тяжёлая болезнь отношений вызывает всё меньше состраданий, поэтому загнанную лошадь смело пристреливают.
Ушли в прошлое товарищеские суды и вынесение «приговора» о возвращении блудных жён и мужей в стойло, в смысле, в ячейку социалистического общества. Исчезла угроза изгнания из партии и лишения должности за случайное и ошибочное попадание не в ту постель. Даже осуждение окружающих уже не страшит, общество стало намного лояльнее к адюльтеру.
Когда государство и народ перестали совать нос в чужие семейные трусы, а сами супруги перестали строить брак на фундаменте чистой партийной совести и сакрального страха перед ликом вождя мирового пролетариата, осталось не так много оснований для долгих брачных уз.
Ненужный этический мусор сгорел в костре истории. На пепелище начала формироваться питательная среда для новой формы союзнических отношений. И вдруг обнаружился дефицит фундаментальных опор для долгосрочной близости. Оказалось, что мотиваций для того, чтобы усилием воли удерживаться в отношениях, почти не осталось.
Сами посудите, зачем мужчине женщина, если готовую еду можно купить в супермаркете, а сексуальное напряжение сбросить за шоколадку или за оплату по тарифу? А женщине зачем брачные обязательства? Суфражистки обломали кайф содержанкам и добились равных прав с мужчинами. Хочешь денег – иди и заработай! Зачем тебе бывший божественный сатрап? Дети? А есть ли гарантия, что мужчина, став осеменителем, будет участвовать в воспитании и содержании детей?
В общем, древняя модель, в которой он бьёт и любит, а она ноги моет и воду пьёт, похоронена под грудой женской независимости, свободы и феминизма. Мастодонты патриархата, фемины, культивирующие священную женскую социальную никчёмность, ещё кое-где пытаются сохранять свои позиции и доблестно разоряют золотые запасы властителей мира. Но этот запасной вариант подобия союза, в котором он – миллионер, а она – его силиконовая радость, совсем не связан с традиционными скрепами.
Новые скрепы – это равенство, взаимная поддержка и взаимное уважение. А самый высокий уровень потребностей предполагает ещё и совместное развитие, то есть, самоактуализацию в присутствии друг друга, заумно выражаясь.
Казалось бы, опоры вполне надёжные. Вот только фон, на котором формируется новая модель связи женщины и мужчины, меняется так же динамично, как и сами отношения. Для старого мира, в котором время текло медленно, а события развивались постепенно, был характерен, образно говоря, жанр полнометражной мелодрамы. У наших современников – совсем другой темп жизни, который порождает потребность в новом сверхскоростном формате. И этот формат можно условно назвать «сериал».
Серийность в отношениях – это совсем не то же самое, что серийность в уголовном праве. Преступник совершает серию правонарушений, повторяя одно и то же противозаконное действие, тем самым удовлетворяя какую-то нездоровую потребность. Серийные партнёры могут удовлетворять как одну и ту же жизненно важную потребность, так и разные потребности – в разных отношениях.
Например, у женщины или мужчины есть значимая потребность в интимной близости. В начале отношений эта потребность удовлетворяется полностью, но со временем по каким-то причинам возникает дефицит. Старая модель, в которой была «любовь до гроба», подразумевала привлечение третьего лица, любовника или любовницы, для восполнения недостатка близости и для сохранения нерушимости союза любой ценой. В новой модели появилась возможность расторгнуть неудовлетворяющий союз и создать новый, более качественный, с точки зрения потребностей партнёров.
Предположим, партнёры заинтересованы не только в половой сытости, но и в личностном росте. В момент встречи они находились на одном уровне развития, но со временем один партнёр продолжал стремительно развиваться, получал образование, формировал культурные ценности, а другой прекратил развитие и стал не интересен как личность. Если развитие остаётся важнейшей потребностью в отношениях, если общие духовные и культурные ценности важны для гармонии союза, полнометражную мелодраму снять до конца не удастся. И в этом случае тоже может появиться кто-то третий, помогающий получать полноту переживаний партнёру, ощущающему дефицит. Такой вариант – один из множества возможных. Однако новая модель предполагает, что отношения, в которых ощущается острый дефицит чего бы то ни было, могут закончиться, как очередная серия увлекательного сериала жизни. И никакое партсобрание не сможет этому препятствовать.
Современная культура породила множество коротких форм. У потребителей духовной пищи мало времени на еду. Множатся рестораны быстрого питания, позволяющие поглощать физическую пищу на ходу. Множатся сокращённые формы продуктов культуры. Комиксы, клипы, мини-книги, мини-спектакли и мини-лекции, короткие видеоролики позволяют утолить информационный голод максимально быстро. Даже соцсети с каждым годом уменьшают число допустимых знаков и хронометраж публикации. «Тик-ток» идеально соответствует потребительскому запросу новой целевой аудитории. Цель – произвести впечатление и дать эмоциональный допинг за несколько секунд. Секунд!!! Речь не идёт даже о минутах!
Специалисты уже ввели термин «клиповое сознание», который ярко и точно характеризует социально-психологические перемены 21 века. Союз мужчины и женщины тоже постепенно превращается во впечатляющий клип, в тик-ток, в котором можно получить желаемое и пойти дальше, если возможности партнёра, из которых черпается нечто ценное, заканчиваются, или наступает пресыщение, или просто хочется посмотреть новый клип.
Такая форма сближения всё меньше похожа на отношения в привычном патриархальном понимании. Возможно, в ближайшее время появится новый термин, и для серийных клиповых отношений найдётся иное слово вместо архаизма «брак».
Чем короче клип отношений, тем меньше в нём возможности для глубокого сближения на основе познания другого человека, отличного от нас. Для того, чтобы сблизиться по-настоящему, нужно достаточно много времени. Это условие, на которое не действуют никакие социальные изменения.
Лично мне кажется, что сериалы отношений, состоящие из коротких клипов, не позволяют погрузиться в настоящую зрелую глубину отношений, чтобы познать любовь. В таких отношениях партнёры просто не дорастают до психологической взрослости. Возможно, это последовательные эпизоды долгой влюблённости. Но тогда это не супруги, а серийные любовники. А самое главное – у них почему-то не хватает личностных ресурсов для того, чтобы удерживаться в одних долгосрочных отношениях.
Получается, что серийные любовники – личности, у которых, возможно, есть какие-то нарушения здоровой привязанности. Именно естественная, заложенная в человеческой природе способность ощущать привязанность, которая формируется в раннем детстве, обеспечивает уверенную возможность сохранять долгую близость с одним человеком. Неспособность переживать такую стойкую эмоциональную связь - это не просто чья-то личная детская психоэмоциональная травма, но и печальный знак времени. Но это уже совсем другая история…
Продолжение темы вы можете найти в моей следующей публикации Долгосрочные отношения: потребность в привязанности или "тяжёлый нравственный фиброз" Это виртуальная дискуссия с Ариной Холиной и её интерпретацией нравственности и семейных ценностей как патологии.
Если вы хотите высказать своё мнение на эту тему или задать мне вопрос, приглашаю вас в Инстаграм! Как вы думаете, сохранится ли традиционный брак, или его полностью вытеснят серийные отношения? Почему серийные союзы становятся популярнее традиционных? Жду ваших откликов вот здесь: