Вашу мать! Простите, ничего личного. Абсолютно нейтральные слова, в которые я не вкладывала никакого смысла. Они вполне могли означать, что я совершенно не знакома с вашей матушкой, то есть, не знаю, как вашу мать зовут. Но я даже об этом не подумала.
Возможно, вы удивитесь, но для автора, который работает с полем текста, важно то, как он думает, и что именно он думает в слово. Предлог «в» может показаться неуместным. Как можно думать в слова? Можно! Как? Расскажу вам всё по порядку!
«Слово - только оболочка»
О силе слова немало написано в прозе и в стихах. Мой самый любимый поэт — Арсений Тарковский, отец знаменитого режиссёра Андрея Тарковского. «Слово — только оболочка, плёнка жребиев людских. На тебя любая точка точит нож в стихах твоих». Тарковский, как никто другой, точно описал метафизическую силу слова.
Современная психология со времён Фрейда и Юнга совершила космический рывок. Однако знания, добытые эмпирическим путём, в процессе консультирования и исследования больших групп людей, не всегда можно «взвесить в граммах». Так, например, открытые Юнгом в результате экспериментов архетипы до сих пор не считаются научным феноменом в академической среде. Метафорическими картами пользуются тысячи психологов, а как они работают, до конца объяснить не удаётся. Иногда возникает ощущение, что участники работы с картами и архетипами буквально считывают информацию, как экстрасенсы.
Слова, которые рождаются в контакте специалиста и клиента, как будто приходят в голову из неведомого метафизического источника. Чудеса, да и только! Слово — только оболочка, а внутри — бог его знает что.
От мантры до матери и мата
«Так при чём тут мат?» - справедливо может спросить мой читатель. Чтобы ответить на этот вопрос, сошлюсь на нескольких авторитетных исследователей.
Знаменитый русский языковед и философ Михаил Бахтин считал, что текст — не просто набор слов, а особая форма проявления сознания и непосредственная действительность мысли и переживаний.
Американский психолог Курт Чампион Тойч, который был радиофизиком по первому образованию, писал, что мысль формирует электромагнитные волны. Проще говоря, когда человек думает и мысленно произносит слова, он излучает волну той или иной частоты. Эта волна может ощущаться окружающими людьми. Именно так люди могут получать вербальную и невербальную информацию друг о друге на расстоянии.
Русский лингвист Юрий Кнорозов, который расшифровал письменность древней цивилизаций майя, был уверен, что текст может оказывать могучее влияние на сознание и подсознание читателя и слушателя. Кнорозов считал, что ритм текста производит необъяснимое и непостижимое впечатление, подобное воздействию шаманского бубна. Поэтому мантры работают на самых древних глубинах бессознательной части личности.
О сходстве текста с шаманством говорит и российский психолингвист Марина Новикова-Грунд. Она считает, что современная психотерапия, которая использует диалог для исцеления психики, выходит на такой тонкий уровень, где сближается с эзотерическими практиками.
В древних и современных полевых практиках есть такое воззрение: где внимание, там и энергия. Передача энергии происходит в процессе «мысли в объект», точнее, «думанья в объект». Странное словосочетание, не правда ли? Но это важно для понимания «плохой матери» и «хорошего мата».
Сочетание знаков и звуков само по себе ничего не значит. Слово становится действительностью мысли и переживания, по Бахтину, когда в него направлена мысль говорящего.
Проще говоря, если носитель языка не осмысляет элементы устной или письменной речи, эти элементы рождаются пустыми, лишёнными действенной силы. И тогда можно произносить бездумно любые слова из трёх букв, они не будут значить ничего!
Кстати, в китайском языке слово «h**» означает точку акупунктуры, прилагательное «прекрасный» и распространённое женское имя. Если какой-нибудь отечественный маргинал позовёт китайскую женщину по имени, россияне его могут не понять. А китайская женщина не признает в этом сочетании звуков ничего дурного. Оболочка одна — содержимое разное!
Если произнести без умысла любое бранное слово, отнесённое к инвективной или ненормативной лексике, то есть, к мату, оно теряет свои токсичные свойства. При этом ненормативная лексика, которая применяется в качестве междометия, для связки слов, без самостоятельной семантической нагрузки, может иметь такую бесконечность оттенков смысла, что и сосчитать невозможно!
В то же время, если произнести святое слово «мать» со злобой и с ненавистью, оно сразу наполнится токсичным содержимым.
И совсем просто: сознание говорящего заряжает слова энергией. Какой энергией зарядит, то и полетит в слушателя. «Слово - только оболочка, плёнка, звук пустой...»
Полевая психология — непаханое поле смыслов
О полевой психологии знают немногие. Это зона пересечения академической психологии, гештальт-терапии, системных расстановок по Хеллингеру и некоторых эзотерических подходов.
Понятие «поле» прочно закреплено в практике гештальт-терапевтов. Гештальтисты используют его в значении, которое дал автор психологической теории поля Курт Левин. Поле — жизненное пространство, в котором происходит контакт состояния человека и психологически значимого окружения.
В контексте нашей с вами темы такой контакт возникает, когда человек испытывает какие-то эмоции, произносит мат или «мать» и адресует это послание конкретному оппоненту с конкретной целью.
В системных расстановках по Хеллингеру поле понимают немного иначе. Поле — это хранилище опыта цивилизации и универсальная закономерность, которая влияет на всё происходящее. Архетипы Юнга хранятся именно в поле, поэтому доступны всем. Там же временно, сиюминутно находятся смыслы «матери» и мата, которые мы посылаем собеседникам. Можно сказать, что поле — самый древний Интернет, которым можно пользоваться без гаджетов, с помощью сознания.
Полевая психология — зарождающееся направление психологического знания, пока не входящее в академическую систему научных знаний. Она находится где-то рядом с невзвешенными в граммах архетипами Юнга. Но полевые работы со словом идут полным ходом!
Если вы пишете тексты для блога или художественную литературу и вам интересно научиться работать со словом в полевом подходе, приглашаю вас в свою группу «Искусство сильных текстов».
Полевой подход позволяет производить словами более сильные впечатления, влиять на восприятие читателя на глубинном бессознательном уровне — без манипуляций и вредного воздействия. Полевой подход к словотворчеству тесно соприкасается с современной академической психолингвистикой.
Меня зовут Лиза Питеркина, я филолог, психолингвист, писатель и журналист с 30-летним стажем. Много лет веду блоги и практикую полевой подход к словесному творчеству. Делюсь профессиональным опытом и необычными лайфхаками. Буду рада стать вам полезной в работе со словом!