Каждый второй-третий клиент, который приходит ко мне в кабинет, говорит о том, что у него есть диагноз. Часто — поставленный специалистом. Чуть реже – результат самодиагностики. «Это просто мода!», «Да вы все «снежинки»!», «Делать нечего!» — такие реплики летят в адрес людей, которые подозревают у себя аутизм, СДВГ или пограничное расстройство. Но действительно ли ментальное расстройство можно придумать и получать от этого выгоды?

Почему стало больше людей с ментальными расстройствами

Людей с ментальными расстройствами действительно становится все больше. Тому есть объективные причины: экономические, социальные. Не в последнюю очередь, — пребывание в онлайн-среде с избыточным потоком информации. FOMO (fear of missing out — страх пропустить важное), о котором много говорили еще пару лет назад, когда многие переживали депрессию, сравнивая свою жизнь с инстаграмной* жизнью других людей, сегодня дополнилось чтением тревожных новостей и думскроллингом как формой зависимости от них. По статистике ВОЗ, сегодня каждый восьмой житель планеты живет с психическим расстройством.

Депрессия, биполярно-аффективное расстройство, расстройства пищевого поведения, нарушения внимания и поведенческие… Диагнозов, с которыми сталкивается сегодня психолог – множество. Они же сваливаются и на голову неподготовленного читателя без психологического образования.

Будем пробовать разбираться. Скажу сразу, что пересказывать курс по клинической психологии я не буду, обрисую общий контур.

Первая группа нарушений, с которыми живут люди и работают психологи, - аффективные (то есть эмоциональные) расстройства. Человек может переживать сложные эмоциональные состояния - тревога, отчаяние, печаль, бессилие. Эти эмоции относятся к тревожному и депрессивному спектру. Бывают и противоположные состояния — эйфория и сильная приподнятость. Они могут быть не менее разрушительными, провоцировать неадекватное поведение — неразумные траты, вложение в неприбыльные проекты и так далее. Эти состояния называются маниями. Вспышки гнева могут пугать человека и близких. 

Вторая — расстройства личностные. Это довольно серьезные нарушения, которые влияют на жизнь человека. Могут осложнять его отношения с окружающими. Здесь и сложные эмоции и поведение, которое кажется другим людям не адекватным ситуациям, искаженное восприятие мира. Это расстройство может быть мучительным, быть причиной самоповреждений, ощущения одиночества, отсутствия личных границ, неспособности контролировать свое поведение и принимать “нет” в любых ситуациях. Таким людям может быть очень трудно себя менять. 

В качестве отдельной группы я бы выделила нарушения центральной нервной системы — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и РАС (расстройства аутистического спектра). Эти состояния не относятся к личностным расстройствам, хотя и влияют на восприятия мира, реальности, поведение и эмоции. Людям с СДВГ сложно сконцентрироваться, они могут быть чувствительными к отдельным ситуациям, может быть потребность к чрезмерно активному поведению. 

Отдельная группа — посттравматические расстройства. Это те переживания и состояния, которые возникают в результате насилия в детском и взрослом возрасте, сексуализированного, физического, психологического, попадания в катастрофы, обстановку военных действий, свидетельства гибели людей. После прохождения через эти события может возникать сильный страх, чувство беспомощности или ужаса; проблемы с памятью, мышлением; могут начать мучать кошмары и флешбеки (обрывочные воспоминания), которые переживаются как происходящие здесь и сейчас.

Ментальные расстройства стали чаще и качественнее диагностировать. Растет число информированных специалистов. Люди сами стали чаще обращаться за помощью, замечая, что с ними «что-то не так».

Доверие к психологам растет медленно, но верно. Частота обращений к специалистам в период ковида выросла с 10 до 30%, в зависимости от региона, по утверждениям специалистов отделения лечения пограничных расстройств и психотерапии Центра имени Бехтерева Минздрава РФ.

Число обращение продолжает расти. В первые три недели после начала мобилизации количество людей, обращающихся за психологической поддержкой, выросло на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие цифры дает исследование, проведенное онлайн-школой «Психодемия», сервисами Alter и HH. 

Как возникает мода на психический диагноз

В рамках компании по дестигматизации ментальных расстройств все больше и больше публичных людей говорят о своих диагнозах — прямо или завуалировано. «Биполярочка» Оксимирона**, Borderline Земфиры. Открыто о попадании в клинику с неврозом рассказывала певица Ирина Дубцова. С депрессией боролись Сергей Жигунов и Влад Топалов (последний признал наличие наркотической зависимости). Виктор Цой жил с биполярно-аффективным расстройством (БАР).

Я сталкиваюсь с людьми, которые считают, что диагнозы кумиров делают психиатрические диагнозы «модными». Но на самом деле, когда человек открыто рассказывает о  своих ментальных проблемах, он помогает другим бороться с убеждением, что иметь психиатрический диагноз стыдно. Это не попытка заработать «очки» — это риск. Риск быть уязвимым, получить удар по больному месту. Хорошо, что находятся те, кто на него идут и те, кто находят слова поддержки и благодарности этим людям.

«Если это мода, — рассуждает моя знакомая Аня (имя изменено) о жизни с БАР, - то она очень странная. Депрессия – это не машина, которой будешь наслаждаться и хвастаться. Да и манию не будешь носить, как новое классное платье. Это постоянная работа над собой, подсчет потерянных дней, упущенных возможностей, денег. Это срывы, падение и снова подъем. Это проблемы в отношениях. Это когда нормальная жизнь возможна, если препараты верно подобраны. Хотела бы я проснуться однажды без всего этого».

Почему возникают ментальные расстройства? 

Ментальное расстройство возникает по разным причинам. Иногда оно эндогенное, иногда — реактивное. В первом случае причины биологические. Это может быть, например, сезонное аффективное расстройство, когда с наступлением холодов человек начинает переживать симптомы депрессии (упадок сил, негативное мышление, чувство тревоги или безнадежности). Во втором случае — это расстройство, которое возникло в ответ на внешние обстоятельства. Скажем, пограничное личностное расстройство, которое возникло в результате жестокого обращения в детстве. Или посттравматическое — в результате насилия.

Отпуск по депрессии

В нашем государстве подобное не принято, но в скандинавских странах работники свободно могут взять больничный по причине депрессии. У этой меры есть простое объяснение: выгоревший сотрудник не может быть эффективным. Более того — он может влиять на микроклимат команды. Проще дать ему время на реабилитацию, чтобы он вернулся в строй в ресурсном состоянии.

Как оформить больничный в период обострения депрессии?

Возможность взять время для лечения депрессивного расстройства есть и в нашей стране, правда, не все это знают и не все пользуются. Если диагностировано психоэмоциональное расстройство и врач подтверждает, что человек находится в состоянии, которое не позволяет ему выполнять трудовые обязанности, ему выдается листок нетрудоспособности. Одновременно с этим назначается план лечения. Листок выдается на 15 дней и может быть продлен, если лечение не принесло результата.

Все чаще берут академические отпуска по нетрудоспособности студенты вузов. По той же схеме, что обозначена выше.

Ментальные расстройства требуют лечения. Это важно. Это не блажь и не желание «пожалеть себя». Многие из них имею суицидальный риск. Это стоит понимать и работодателям, и людям, которые подозревают у себя то или иное нарушение, и тем, кто привык говорить «да ты все придумал!» и «просто соберись!».

* Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией

** Минюст России признал Оксимирона физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента