Юлия, как родилась идея выставки «Рыбы и чувства (и котики)»? Почему вы выбрали именно эту концепцию?

Как-то раз мне в голову пришли две идеи о персональных выставочных проектах. Одна для пространства, которое можно видоизменять и привнести какие-то дополняющие объекты, кроме картин. А другая, где пространство и так акцентно и требует минимальных видоизменений. Первая идея ждёт своего звёздного часа. «Рыбы и чувства» — это идея под номером два, с которой все желающие смогут ознакомиться в этом феврале в галерее Artline Project. Что «рыбы», что «чувства» — равноправные темы. Ну а котики? Как и в жизни, котики — самовольные существа. Они просто вторглись в концепцию экспозиции, громко промяукав, что будут перетягивать на себя внимание зрителей. Вот я и сижу теперь, дописываю по ночам их портреты к выставке.

Вы используете образ рыб как метафору общества. Почему именно эти существа кажутся вам наиболее подходящим отражением нас самих?

Я не очень понимаю, кто такие рыбы. Чтение научной литературы про этих животных тут не поможет. Рыбы не так просты: все со своим характером, общаются на непонятном языке, не любят чужаков, бывают враждебны, а бывает, что могут своеобразно поладить с человеком. Звучит хаотично и непредсказуемо. А ведь в этом сама суть жизни! Мы не можем изолироваться от общества и проживаем так или иначе столкновения с социумом каждый уникальный день. 

Вы упоминаете, что рыбы символизируют вашу личную изоляцию. Помогает ли процесс написания картин «выплыть» из этого состояния или вы, наоборот, глубже погружаетесь в него, чтобы лучше понять себя?

Процесс создания для меня — это всегда погружение в глубокие дебри моего сознания, откуда на поверхность выходят порой выстраданные образы. Они могут родиться в голове мгновенно, но за этой лёгкостью стоят недели или месяцы переработки личного опыта. Когда я переношу образ на холст, я ставлю точку. История рассказана, но жизнь продолжается. Полученный опыт становится фундаментом для следующих начинаний.

Ваша практика балансирует между сюрреализмом и китчем. Китч часто воспринимается как нечто поверхностное, но вы через него говорите об утрате и самопринятии. Как эти полярные вещи уживаются в одном полотне?

Мир вокруг кажется мне невероятно ярким, насыщенным, он распадается внутри меня на миллион оттенков. Это похоже на коллажный калейдоскоп из иносказаний. Такое видение проявляется во всём: в том, что я пишу, как я одеваюсь, как воспринимаю реальность. Для меня китч — это инструмент, позволяющий сделать глубокое и болезненное более осязаемым и живым.

В ваших портретах грань между реальностью и фантазией сильно размыта. Что для вас первостепенно: внешнее сходство или попытка «сфотографировать» внутреннее состояние? 

Если это происходит в голове — это реальность или фантазия? Процессы в мозге вполне осязаемы. Нейробиологи не дадут соврать.

Для мозга одинаково реальны, как опыт проживания день за днём, так и придуманные визуализации. Поэтому я лично сталкиваюсь с такой проблемой, как проживание фантазий, как реального опыта. Это действительно изнуряет организм. Чтобы хоть как-то высвободиться из этого плена, я переношу всё в творчество. И моя реальность на холстах становится искажённой, плывёт словно воск. Вот и скажите, что тут остаётся от внешнего сходства, а что от внутреннего состояния?  

Вы как художник, выступаете в роли наблюдателя. Что в поведении людей в последнее время удивляет или вдохновляет вас больше всего?

Меня по-настоящему чарует момент узнавания. Когда люди, совершенно не знакомые с моими личными сюжетами, вдруг проникаются образами до глубины души и благодарят меня за творчество. Удивительно, но каждый находит в картине что-то свое, личное, даже если на холсте изображено моё лицо. Искусство действительно служит мостом: оно помогает понять, что в этом огромном «водоёме» чувств мы вовсе не одиноки.

Как вы думаете, должен ли зритель обязательно разгадать ваш символизм, или для вас важнее его личная, пусть даже «неправильная» интерпретация?

Произведение написано. Пусть оно живёт свою уникальную жизнь.

Котики в ваших работах — это своего рода «разрядка» после сложных психологических тем или они тоже несут в себе скрытый смысл?

Они милые, забавные, но с непростым характером. Получается, смысл в том, что у каждой медали две стороны. Даже, если это приятное отвлечение. 

Расскажите о ваших планах на будущее? 

Хоть будущее сокрыто густым туманом, но планы у меня исключительно творческие. Может, я напишу свою песню? Или книгу? Идеи есть — только воплощай!

Что бы вы хотели сказать человеку, который придёт на вашу выставку и почувствует себя той самой «изолированной рыбой»?

Дорогой зритель, большое спасибо, что ты уделил внимание моему миру. Я признательна в твоём сопереживании моим героям. Если ты уже что-то почувствовал рядом с моими причудливыми образами, даже изоляцию, то знай, что любые чувства — это нормально. И в чувствах мы не одиноки. Мы объединены искусством. 

Спасибо вам за интервью!

12 февраля в 18:00 в галерее Artline Project в «Три Вокзала. Депо» состоится торжественное открытие персональной выставки Юлии Хищенко «Рыбы и Чувства (и котики)», в которую вошли, как абсолютно новые, так более ранние работы автора.

На открытии выставки вы сможете не только познакомиться с картинами художницы, но и окунуться в музыкальную атмосферу творчества на сцене «Три вокзала. Депо».

В этот вечер Юлия порадует зрителей вокальным талантом, исполнив эстрадно-джазовые композиции. Вместе с ней на сцену выйдут яркие Анастасия Смирнова и Виктория Гольдштейн, которые украсят вечер своими танцевальными номерами.

Также в программе аукцион некоторых работ Юлии, где у каждого будет шанс приобрести уникальные произведения. Еще будет организован маркет с работами художницы, которые не вошли в экпозицию выставки.

Выставка стартует с 9 февраля и продлится до 1 марта. 

Приходите, чтобы вдохновиться, насладиться искусством и музыкой, а также провести время в атмосферном пространстве исторического здания!