Если бы меня спросили, какое время года я бы не рекомендовала для посещения Милана, я бы не задумываясь ответила – лето. Потому что выдержать миланский летний зной под силу не каждому туристу. Если только ему по пути не повстречается радушный итальянец и не предложит укрыться от жары в тенистых уголках своего садика. 

Отчетливо помню первое знакомство с северной столицей Италии. Стоял август. В тяжелом, пыльном, без единого намека на движение воздухе чувствовался запах теплого асфальта. 

Нашего экскурсовода звали Ольга. Вместе с ней мы прогуливались вдоль помпезных, перегретых солнцем, палаццо с ажурными каменными балкончиками и витиеватой лепниной. В отличие от нас с мужем, ополаскивающих каждые десять минут лица и руки водой из пластиковой бутылки, Оля как будто бы не замечала жары. Она с упоением рассказывала о миланском этапе жизни Леонардо да Винчи, лишь изредка обмахивая себя бирюзовым веером в китайском стиле. И так продолжала бы свой самозабвенный монолог, если бы я вдруг не чертыхнулась от неожиданности, обжёгшись о нагретый солнцем стальной замок на сумке. 

- Что-то случилось? – как бы опомнившись, спросила она.

- Пока нет, но еще полчаса и я стану похожа на одну из мумий Египетского музея в Турине. Засохну на вашей жаре. 

 - Ну что же вы молчали! – воскликнула Оля. - Так бы сразу и сказали, что вам жарко. Знаете что, давайте передохнем во внутреннем дворике моего дома. Заодно посмотрите, как устроены итальянские придомовые садики. Я как раз живу недалеко отсюда, буквально через улицу.

 - Прекрасно, только воды в баре возьму! – еле-еле выговорила я пересохшими губами.

Последние триста метров до её дома я брела в полузабытье и в прямом смысле ввалилась в массивные деревянные ворота, которые Ольга любезно распахнула перед нами, приглашая войти внутрь. 

В одно мгновенье душная городская суета с рёвом мопедов и стуком трамвайных колес сменилась птичьем разноголосьем. 

- Проходите, присаживайтесь, - Оля указала на каменную скамейку под раскидистым каштаном. - Да не бойтесь же вы, - добавила она, увидев мое замешательство.  – Она хоть и из камня, но сейчас, летом, хорошо прогрета.

Устроившись на краешке каменной лавки, я огляделась вокруг: небольшой двор-колодец с восьмиэтажными домами по периметру. В центре миниатюрный фонтанчик в виде изящной девы с кувшином в руках, из которого с приятным журчанием выливалась вода. Вокруг мраморной девушки теснилась герань в терракотовых вазонах, кусты азалии и жасмина. 

Это просто невероятно – посреди сутолоки города и вдруг такой оазис с поющими птицами.

- Ну как вы? Ничего? – голос гида, вывел меня из забытья. 

- Да, вполне. Удивили, честно говоря. Никогда бы не подумала, что за мощными миланскими фасадами домов скрываются подобные островки «дикой» природы.

- Итальянцы настоящие «садовые» фанаты. У них обязательно найдется местечко хотя бы для пары горшков с цветами. 

Действительно, если внимательнее присмотреться к итальянским домам, то можно заметить, что на их малюсеньких французских балконах всегда цветут цветы, а лоджии попросторнее украшают катки с фикусами и лимонами.  И это не удивительно. Италия создана для садоводства: мягкий климат, солнце, разнообразие вечнозеленых растений, живописный ландшафт и, конечно же, сами итальянцы с присущей им любовью к красоте и гармонии.

Несмотря на то, что римское садоводство уходит своими корнями в Древнюю Грецию, именно римляне, а не греки заложили основу европейского сада. А в эпоху Возрождения, опередив всю остальную Европу, итальянцы открыли первые ботанические сады в Пизе и Падуе, где во второй половине XVI века впервые посади, завезенные из новых земель, подсолнечник и картофель. Одновременно с этим итальянцы придумали гербарий, чтобы студенты могли в любое время года могли изучать растения. Отсюда и пошло название «зимний сад».

Главной отличительной чертой итальянских садов Ренессанса была регулярность. Пространство в них разбивали на всевозможные геометрические фигуры прямыми и диагональными дорожками. А центром притяжения являлся фонтан или пруд, вокруг которого располагались цветники и скульптуры. Эти и многие другие «придумки» итальянских зодчих в начале XVII века переняли садоводы Англии, Германии и Франции. 

Уникальность же садов Италии, на мой взгляд, заключается в том, что итальянцы настолько умело «укрощают» дикую природу, что, глядя на их творения трудно понять – где начинается работа творца, а где - самой природы. 

А ещё на итальянских улицах в любое время года обязательно цветет какое-нибудь растение: в феврале ирисы во Флоренции и мимоза на Амалфи, в апреле распускается сад виллы Карлотта на озере Комо, а в мае фруктовые деревья Ломбардии. 

Однако несмотря на богатую историю в парковом деле, итальянцы продолжают садоводческие эксперименты. И на протяжение последних десяти лет на крышах и балконах собственных домов выращивают не только цветы, но и баклажаны, помидоры и ягоды. 

Нет, ну а что? Ведь так приятно, сидя в плетеном кресле под тенью абрикосового дерева на балконе седьмого этажа в центре города, бросить в бокал с просекко собственноручно выращенную клубничку. Это ли не dolce vita?

Еще больше историй о жизни в Италии читайте на моей странице в "Инстаграм" https://www.instagram.com/sofa.berezovskaya/