Листаю свою ленту в соцсети, запрещенной в РФ, и вижу, что, вспоминая Горбачева, каждый пишет о себе и том отрезке своей молодости, который совпал по времени с шестью годами правления первого и последнего президента СССР.

Мне тоскливо думать о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы не было Горбачева.

...Я читала всё подряд с 4 лет, и к 12-13 годам перечитала всё, что было у нас дома, а также добрую треть детской городской библиотеки.

Стивенсон, Жюль Верн, Рафаэлло Саббатини, Хаггард, пираты, корсары, Робин Гуд, "Столетие открытий", Васко да Гама, Кора, Алиса и Ункас, Оливер Твист, горячо любимые мушкетеры, Эдмон Дантес, Консуэло, и еще сотни реальных и выдуманных людей.  Они ходили по залитым солнцем мостовым Венеции, сражались на дуэлях в Булонском лесу, попали в осаду в Ля Рошели, искали капитана Гранта, летели на воздушном шаре вокруг света, очутились в Африке вместо Америки из-за негодяя Негоро, плыли по Нилу, изнывая от жары, дрожали от холода в мрачных сырых домишках в Лондоне, пили чай с Очумелым Зайцем, скакали по ночным прериям вместе с Натти Бампо, искали сокровища по карте пиратов, убегали в Канаду от жестоких работорговцев, воровали плюшки и варенье с Карлсоном, жили в таинственных замках в лесах Моравии.

Там, в этом большом свободном мире, были Париж, Лондон, Рим, Сидней, Нью-Йорк и Окинава, а мне, советскому ребенку из провинциального городка у моря, даже в самой смелой мечте не могло привидеться, что когда-то хоть одним глазком я увижу настоящий Лондон или Париж.

...Был примерно 90-ый год, "закат застоя", серое безвременье на стыке эпох. Уже не СССР, еще не Россия.

Впервые за последние 70+ лет у людей появилась возможность свободно выехать за границу - приоткрылись бывшие страны т.н. "коммунистического блока". И я уговорила родителей отпустить меня в Польшу с детской группой от городского экскурсбюро, причем ехали мы почему-то под видом чернобыльских детей - так нам было велено говорить, если пограничники будут спрашивать.

Трое суток в автобусе, многочасовая очередь в Бресте на границе с Польшей - и вот мы в другом мире. Варшава, Краков и Люблин. Красивые улицы, витрины магазинов, наряженные елки во дворах аккуратных домиков в деревнях.

У нас в ту пору было серо, бедно и довольно голодно, веерные отключения электричества, продукты по талонам и длинные очереди за хлебом, колбасой и сметаной, а в Польша как-то быстро и плавно перетекла из совка в развитой капитализм - чистота и цивилизация, приветливые вежливые люди, а еще - огромные супермаркеты, где от изобилия кружилась голова.

Больше всего мое воображение поразили старинные замки и витражи в костелах, я даже сходила на службу в костел однажды в воскресенье.

В один из дней в Кракове я стояла на смотровой площадке, откуда-то доносился "Wind of changes", я смотрела на город, замки, Вислу, сказочные домики с красной черепицей и думала, что я таки сделала это - увидела хоть что-то из своих книжек. И пообещала себе, что когда-нибудь побываю в Лондоне, Париже и Риме, и, чем черт не шутит, в диких американских прериях, на заснеженных просторах Канады, в джунглях Амазонки, поныряю у Большого барьерного рифа и увижу рассвет над горой Фудзи...

Это стало возможным благодаря Горбачеву. Он дал нам самое главное и необходимое - Свободу. Говорить то, что думаешь, жить так, как тебе хочется, читать книги, смотреть фильмы по своему выбору, путешествовать, стремиться, мечтать.

Спасибо ему за свободу, за нашу юность, за ветер перемен, пронесшийся над многовековой "тюрьмой народов".

Покойтесь с миром, Михаил Сергеевич. Спасибо за то, что вы были.

___

Если вам нравится меня читать, подписывайтесь на мой тг-канал