Уместно ли фотографировать еду в ресторане? А в ресторане c мишленовскими звездами? А если он к тому же находится в доме, где жил великий алхимик и настоящий волшебник Николя Фламель?

Кто он, Николя Фламель?

Французский писарь и продавец рукописей Николя Фламель родился в Понтуазе - северо-восточном пригороде Парижа в 1330 году, а умер в Париже в 1418.

Жизнь этого удивительного человека укладывается в 88 земных лет, что по меркам Средневековья можно считать олимпийским рекордом долголетия. Люди, жившие в те времена, в 12-14 лет сочетались браком, к 25 имели выводок детей и проблемы со здоровьем. До 35-40 лет доживали редкие счастливчики, не попавшие на войну, в тюрьму или лепрозорий, не умершие от чумы, тифа, наводнения, засухи, голода или элементарной антисанитарии.

Никаких сведений о родителях Фламеля до нас не дошло, известно лишь, что он рано осиротел.

Много лет спустя он писал о своих родителях: «Они были достойными и честными людьми, и дали мне образование, в том числе весьма скромные познания по латыни». Фламель получил так называемое «свободное» образование. Благодаря познаниям в области изящной словесности он сумел перебраться в столицу. В Париже он получил должность общественного писаря - то есть он должен был уметь не только писать письма и переписывать книги, но и вести счета, составлять договоры, инвентарные описи и прошения. Позже Фламель перебрался под своды церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Его очень ценили, поскольку писарь также оказался неплохим художником и иллюстрировал рукописи собственными рисунками.

Когда Фламелю было 38 лет (по меркам той эпохи - глубокий старик), он женился на некоей Перенелле - дважды вдове. Она была на десять лет старше Фламеля, к моменту их бракосочетания ей было около 48 лет.

Перенелла унаследовала деньги двух своих покойных мужей. Таким образом, Фламель получил средства на безбедное существование и смог заняться, как сейчас бы сказали, саморазвитием, а Перенелла, которой надоело постоянно вдоветь и неуклонно стареть, обрела мужа и бессмертие.

Кроме шуток - Фламель и его жена были хорошими людьми, что встречалось не так уж часто в те людоедские времена, когда облить кипятком бездомную собаку считалось уморительной шуткой, а пытки и казни на ратушной площади были излюбленным риалити-шоу.

Они помогали беднякам, периодически жертвовали деньги на церковь, а ближе к старости занялись благотворительностью. Перенелла большую часть своего состояния потратила на помощь беднякам - в частности, она жертвовала деньги на церкви и приюты для бездомных. Детей у пары не было.

Фламель-алхимик

Как ни странно, при жизни Фламеля о его алхимической деятельности почти ничего не было известно, кроме невнятных слухов. Первые упоминания о Фламеле-алхимике появляются в исторических документах лишь в XVII веке. Их авторы утверждают, что Фламель был настоящим «доказанным» волшебником, достиг небывалых высот в алхимии, и что ему удалось вывести формулу «философского камня», превращающего металл в золото, и создать «эликсир жизни», дарующий бессмертие. В целом Фламель вел жизнь добропорядочного парижского буржуа и никто бы заподозрил его в занятиях оккультными науками.

Впрочем, учитывая гуманные нравы средневековой Европы и инквизиторские забавы с показательными пытками и казнями еретиков, ведьм и алхимиков неудивительно, что неглупый мсье Фламель о своем опасном хобби не распространялся. Сотни его собратьев закончили свои дни на виселице, которую в качестве издевки покрывали сусальным золотом — вот куда вело алхимическое златоискательство.

Как он сам рассказывал позже, однажды ему приснился сон, пробудивший в нем интерес к занятиям алхимией. Во сне ему явился ангел, который держал в руке древний роскошно выглядящий манускрипт. Он сказал: «Фламель, посмотри на эту книгу, ты в ней ничего не понимаешь, но настанет день, когда ты увидишь в ней то, что никому не дано увидеть». Однако взять книгу в руки во сне Фламелю не удалось — ангел исчез в золотом облаке.

Перевод книги на немецкий язык, 1725 год
Перевод книги на немецкий язык, 1725 год

Сон запал в душу Фламелю и он долго о нем думал. Через несколько лет, в 1357 году эта самая книга наконец попала к нему в руки. В мастерскую Фламеля постучался незнакомец, которому были нужны деньги, и он продал книгу Фламелю всего за два флорина.

Сам Фламель писал о ее появлении так: «Тот, кто продал мне эту книгу, видимо, не догадывался об ее истинной ценности, так же, как и я сам, когда покупал ее… Она досталась мне всего за два флорина, хотя выглядела явно дорогой — с позолотой, старинная и очень большая книга. Мне показалось, что ее страницы изготовлены не из пергамента или бумаги, а из тонкой коры дерева. Ее обложка была из мягкой кожи с выгравированными на ней странными надписями и рисунками. Я полагаю, это был или греческий алфавит, или же буквы другого древнего языка… На первой странице фолианта золотыми буквами было написано: «Авраам-еврей, князь, священник-левит, астролог и философ, обращает свое повествование к народу иудейскому, рассеянному гневом Божьим по всей Галлии».

Книга, появившаяся в жизни Фламеля, положила начало грандиозной авантюре в поисках философского камня. Она была написана на арамейском языке. Фламель бился над расшифровкой более 20 лет, но так и не смог прочитать ее и в 1378 году под видом паломничества отправился в Сантьяго-де-Компостела в испанской Галиции, чтобы постичь смысл арамейского письма. В Галиции находились еврейские общины (иудеям в то время запрещалось жить во Франции), где он познакомился с мараном Канчесом, оказавшим ему помощь в переводе книги.

Как выяснилось, это была копия считавшейся утерянной «Священной Книги Абрамелина», написанной египетским магом. Научившись читать на арамейском, Фламель и его жена бились над текстами гримуара (магического манускрипта) еще несколько лет, прежде чем им удалось частично расшифровать его. Наконец, в 1382 году у них получилось превратить обычный металл в серебро, а чуть позже они сумели получить золото.

В течение следующих месяцев Фламель приобрел около 30 домов и земельных участков в Париже и его окрестностях, что также способствовало распространению слухов о том, что ему удалось изобрести философский камень. Также известно, что Фламель с женой покупали землю, строили дома и отдавали их бедным семьям.

Пернелла умерла в 1397 году. После ее смерти Фламель занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства. Он оплатил постройку 14 больниц, семи церквей и трёх часовен в Париже, не считая примерно такого же количества больниц и церквей в Булони.

Фламель умер в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери, где он работал писарем в молодые годы. Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви.

В 1410 году, за 8 лет до смерти, Фламель создал собственное надгробие, на котором были изображены Св. Петр с ключом, Св. Павел с мечом и Иисус Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний, на Твое милосердие уповаю», изображение мертвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, Прощающий грехи».

Примечательно, что надгробие с могилы Фламеля совершенно случайно обнаружилось в середине XIX века у парижского бакалейщика, который использовал еего в качестве доски для резки. Сейчас оно хранится в Musée de Cluny, находящемся в пятом районе Парижа (Латинский квартал).

Жизнь после смерти, или «эликсир бессмертия» в действиии

А дальше начинается самое интересное. По неподтвержденным данным, Фламель и его жена прожили более 600 лет и умерли сравнительно недавно - в период с 1992 по 1996 гг.

Поль Люка, известный путешественник XVII века, рассказывал о странном случае, произошедшем с ним во время прогулки в саду у мечети в турецком городе Бурса. Там он познакомился с человеком, утверждавшим, что он является одним из бликих друзей Николя Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии около трех месяцев назад. По словам этого человека, Николя и Пернелла три столетия назад инсценировали свою смерть и бежали в Швейцарию. Если представить, что эта история произошла на самом деле, возраст Фламеля на тот момент составлял около 300 лет.

В XVIII веке почтенный священнослужитель Сир Морсель утверждал, что видел Николя Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа. Лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями.

В 1761 году многочисленные свидетели видели Фламеля с женой в парижской опере. Их сопровождал сын, который, по слухам, родился в Индии.

В 1818 году по Парижу бродил человек, называвший себя Николя Фламелем, который предлагал продать секреты «философского камня» и «эликсира бессмертия» за 300 000 франков.

Наследие Фламеля

Фламелю приписывается авторство нескольких алхимических трактатов, наиболее известным из которых является «Книга иероглифических фигур» (фр. Livre des figures hiéroglyphiques), написанная в 1409 году.

На Фламеля как на великого ученого-алхимика ссылался сэр Исаак Ньютон. Он интересовался трудами Фламеля и даже перевел один из них на английский язык. Также работы Фламеля изучал Роберт Бойль.

Виктор Гюго упоминает Фламеля в «Горбуне из Нотр-Дама». В ХХ веке на фоне возросшего интереса к истории тайных орденов и средневекового оккультизма Николя Фламеля признали не только «самым известным алхимиком Средневековья», но и одним из первых великих магистров Приората Сиона. Фламель якобы занимал эту должность под именем Иоанна VI с 1398 года до своей смерти в 1418 году.

Фламель занимает почетное место в Поттериане как друг Дамблдора и великий алхимик, создавший «философский камень». Также его упоминает Дэн Браун в «Коде да Винчи».

Maison de Nicolas Flamel

- Но причем же здесь ресторан? - спросит редкий долетевший до этого места читатель, и будет прав.

На этой фотографии - дом Фламеля, построенный в 1407 году. Раньше здесь располагался Auberge de Nicolas Flamel, который был одним из старейших парижских трактиров и постоялых дворов. Сейчас нижние этажи дома занимает ресторан. Раскопать историю Фламеля меня побудил ужин в его доме.

Он считается старейшим каменным домом Парижа. Прямо напротив находилась мастерская Фламеля. В 1900 году дом отреставрировали, а через 11 лет внесли в реестр исторических памятников Французской Республики.

Это был незабываемый опыт – интересные вкусовые сочетания и техника приготовления, свежайшие продукты самого лучшего качества, а также подача и история создания каждого блюда плюс непревзойденный сервис.

Стартером были тарталетки с осетровой икрой и еще что-то невыносимо прекрасное - комплимент от шефа, мы были очень голодны, сфотографировать не успела ))

Потом была вот эта красота

Пирог из топинамбура

Ланспик (заливное) из лобстера

Это было нечто очень вкусное, но уже не помню, что :)

На заднем плане - филе пулярки (очень откормленной курицы). Друг, задолбанный моими диетами, стебно назвал его "кургрудь", как я часто пишу в рецептах для краткости.

Это был мусс из огурца в супе из огурца (по вкусу похожем на огуречный рассол) с шариком сорбе из замороженного огурца внутри и огуречным цветочком сверху - шеф качественно развивал тему «50 оттенков огурца»

Белая спаржа в йогуртовом соусе с обжаренным арахисом - очень вкусное сочетание

Карпаччо из говядины

Суп из крапивы с какими-то листочками и обжаренными наструганными свиными копытцами вызвал у нас приступ неконтролируемого смеха.

Самой интересной частью ужина для меня были десерты.

Шоколадное равиоли с шоколадным мороженым и морскими водорослями, подается с теплым ванильным соусом.

Йодистый привкус водорослей странным образом оттеняет шоколад

Малина, фаршированная ферментированным чесноком, на миндальном песочном тесте с малиновым же сорбе (да, все так и было)

Малину, честно говоря, было очень жаль. Она была изумительная и я бы ее съела и без чеснока и танцев с бубнами.

Земляника с кремом и маршмеллоу

Порции кажутся очень маленькими, но съесть все это невозможно - под конец только пробуешь и с интересом ждешь следующего блюда

Самым прекрасным мы единодушно признали свежайший хлеб с маслом, приготовленным из молока коров с острова Джернси, который находится в проливе Ла Манш между Англией и Францией). Я никогда раньше не ела такого изумительного масла. Его приносят в большой деревенской кадке, берешь немного на нож, и кадку тут же уносят - видимо, были прецеденты :))

В такой стильной книжке подают счет (присядьте и сделайте глубокий вдох)

Поскольку дело было во Франции, ко всему этому великолепию мы заказали нормандский сидр, и не пожалели.

Это был изумительный вечер, давно я так не смеялась – спасибо моему дорогому другу-гурману и лучшему компаньону в путешествиях ❤️

После такого гаргантюанства рацион моего следующего дня был простым и безыскусным 🍏🍏🫗🫗

Дом Николя Фламеля находится по адресу 49-51 Rue de Montmorency, 75003 Paris, France станция метро Rambuteau на 11-ой линии или Réaumur — Sébastopol на пересечении 3 и 4 линий.

__

Больше историй о путешествиях здесь

Мой Телеграм-канал