С 8 до 10 утра в дневнике одного прекраснодушного барона был запланирован подвиг, на исполнение которого он каждый день отправлялся, точно на службу. Обычному человеку вряд ли придет в голову запланировать в дневник ежедневное исполнение добрых дел. А что нужно для того, чтобы сделать добро? Что может подтолкнуть нас к тому, чтобы взять и однажды совершить незапланированное благо? Какой повод? Какой случай? Кто нас об этом должен попросить?

Несколько лет назад была придумана замечательная акция «Дети вместо цветов». Ее суть заключается в том, чтобы 1 сентября подарить учителю один общий букет от класса, а сэкономленные деньги перевести в благотворительные фонды для помощи тем, кто в ней нуждается.

В сердцах сотен тысяч людей акция нашла поддержку. Оказалось, что сотням тысяч людей не хватало какого-то повода, какой-то идеи, какого-то триггера, чтобы сотворить добро. Люди с благодарностью откликнулись на эту идею. Акция сделала их счастливее.

Казалось бы – прекрасная история. Но нашлись и те, кто начинание не оценил. Кто высказался категорически против. По мнению этих людей, тот факт, что родители школьников жертвуют деньги на благотворительность вместо покупки цветов, может обидеть учителей, ведь они не дополучат внимания (выраженного количеством букетов).

Мне сложно представить себе условного учителя, который мог бы расценивать недополучение цветов как проявление невнимания. Трудно вообразить себе человека, который сформулировал бы такую позицию «хочу, чтобы цветов было много, одним букетом вы проявляете ко мне неуважение». Мне сложно представить себе руководство школы, которое выразило бы такую позицию «мы учим в течение года ваших детей, а вам трудно один раз в году наполнить наши классы цветами».  Я знаю, что такие прецеденты были и есть, но никого не берусь судить. Мне грустно, что в большинстве случаев, раскол происходит среди родителей. И мне легко представить себе ситуацию – часть детей, чьи родители не поддержали акцию, приходит в класс с персональными букетами, а часть с пустыми руками. Буквально. На глазах у всех остальных они стоят на школьной линейке, и в руках у них нет цветов. Я могу представить себе чувства этих «недоукомплектованных» детей.  Особенно, если это ученики младших классов. Особенно, если в школу они идут впервые.

Как объяснить ребенку, что это не он пришел на праздник неподготовленным? Не он не выразил свою признательность учителю – это его родители приняли решение совершить хороший поступок. Благо в пользу кого-то другого. Ребенку может быть трудно прямо сейчас понять, что решением родителей ему стоит гордиться, а вот расстроенным или смущенным этот ребенок может оказаться вполне. Но не эта ли акция может стать точкой отсчета? Не с этого ли момента может начаться взросление души?  Диалог взрослого со взрослеющим, когда родитель попытается объяснить?

И это, конечно же, диалог взрослого со взрослым, когда родители начнут договариваться.

Я верю, что желание сделать подарок учителю – порыв души. Как и желание сделать пожертвование – не принуждение и не подчинение воле большинства. Так должно быть. И весь вопрос в том, какое решение перевесит. У этой акции есть один очень важный момент – решение должно быть принято добровольно и сообща.

Акция «Дети вместо цветов» – это акция не о добром поступке. Точнее, не только о нем. Эта акция об умении разговаривать.  Слышать. Идти друг другу навстречу. Объединяться.  И это самое важное: ощутить общую радость от того, что делаешь правильное доброе дело! Акция «Дети вместо цветов» – не просто переданные на благотворительность деньги, это осознание, что все мы единомышленники. Команда. Семья.

Это учитель, который согласен с тем, что отживающее море цветов ни в какое сравнение не идет с благотворительным вкладом. Учитель, который искренне рад этому лишнему поводу сделать благое дело, не занесенное в его ежедневник.

Это родители, которые или выступят с инициативной, или искренне поддержат чужое решение. Родители, которые с воодушевлением используют этот повод, чтобы не только сделать добро, но научить своих детей радости отдавать. Не по навязанной воле («сделай хороший поступок!»), а по зову души. Ведь дети учатся не на догмах, они учатся на примерах.

Акция добровольного и согласованного пожертвования наполняет 1 сентября новым смыслом. Благотворительность для части школ потом становится традицией, в которой ученики получают свое личное и гражданское воспитание. Мне одинаково не нравятся две крайности: один ребенок с букетом, а все остальные участвуют в акции, или один без букета, потому что участвует в акции. Мне хочется, чтобы был один общий букет. Или, чтобы в руках у каждого ребенка на школьной линейке были цветы из этого букета. В моем понимании это должно выглядеть так.

Но каждый принимает свое решение.

Акция «Дети вместо цветов» проходит ежегодно. Я верю, что тех, кто поддерживает этот флешмоб, множество, как верю и в то, что подобные начинания делают людей счастливее. 

Дарите цветы и добро без повода.

Спасибо!