Для бизнеса в наше время социальная ответственность перестает быть приятным бонусом и превращается в хороший тон. Стремление компании не только зарабатывать деньги, но и поддерживать тех, кому нужна помощь, влияет на многое — от благополучия сотрудников до репутации фирмы.
Но как начать свой путь в благотворительности? Какие НКО поддерживать и каких результатов ожидать? В этой статье я расскажу о том, что важно знать любому предпринимателю перед тем, как инвестировать в социальные проекты. Советы могут быть полезны не только крупным фирмам, но и руководителям небольших компаний и ИП, которым хочется сделать мир вокруг немного лучше.
1. Определитесь, какую проблему вы хотите решать.
Я думаю, каждого из нас какая-то социальная проблема волнует больше других. У кого-то сердце откликается на помощь бездомным людям или животным, детям-сиротам, людям с определенным заболеванием, пожилым. У многих благотворителей есть личные причины, почему они взялись за решение той или иной проблемы. Порой человек сам сталкивается с тяжелым заболеванием или болезнью близкого. Бывает, что свою роль играет какое-то яркое впечатление из детства.
На самом деле, причина не имеет значения. Главное, чтобы проблема, которую вы выбрали, была важна для вас лично. Тогда вы своим неравнодушием сможете вдохновить и других на желание помочь, а вопрос «зачем я это делаю?» просто не будет возникать. Делаете, потому что это важно для вас.
2. Выясните, как проблема решается в вашем регионе.
Думай глобально, действуй локально — мне нравится эта мысль. Когда вы определились с проблемой, которую хотите решать, узнайте, кто и как занимается ее решением в том месте, где вы живете. Я убеждена, что очень важно, инвестируя в социальные проекты, держать руку на пульсе и видеть перемены своими глазами.
К примеру, если вы из Воронежа и вас волнуют условия жизни пенсионеров, вкладываться в проект по спасению вымирающих деревень в Карелии, где остались одни бабушки, — возможно, не самая хорошая идея. Выясните, что можете изменить в своем городе. Поверьте, обязательно найдутся те, кому нужна ваша помощь.
3. Изучите стратегии решения проблемы и узнайте о фондах, которые занимаются выбранной темой.
Существуют крупные федеральные НКО, их названия на слуху у многих. У таких фондов, кстати, есть региональные проекты, на их реализацию проходят целевые сборы средств. Это отличный вариант, если хотите решать проблемы в том месте, где живете сами, поддерживая при этом авторитетную и прозрачную некоммерческую организацию.
Существуют и региональные фонды. Можете найти тот, что помогает жителям вашего города или округа. Выбирая, в проекты какого фонда инвестировать, посетите офис НКО лично, пообщайтесь с руководством, узнайте, какие проекты они реализуют, и каких успехов уже удалось добиться.
Чтобы лучше судить об эффективности стратегий, которые выбирает фонд, можете узнать, как проблема решается в других странах мира, какие подходы уже показали эффективность. К примеру, современные НКО все чаще предпочитают системную помощь адресной, потому что это приносит лучший результат в масштабе всей проблемы.
4. Определитесь, чего вы ожидаете от поддержки социальных проектов.
Ни одна значимая общественная проблема не решится за пару месяцев, но полное отсутствие каких-либо перемен — знак, что те ресурсы, что вы вкладываете в социальный проект, возможно, не работают. Решите для себя, какие результаты и в какой срок будут для вас маркером эффективности.
Кстати, вопрос результатов и отчетности также можно обсудить с руководством выбранного фонда. Если ваш вклад в поддержку НКО можно назвать значительным, то имеет смысл узнать ответы на некоторые вопросы. Как часто и в какой форме вы хотите получать информацию о деятельности НКО? Куда конкретно пойдут вложенные вами средства, в какой срок фонд ожидает результатов? Все это можно и нужно обсуждать, инвестируя в социальные проекты. Ответы помогут вам получить реалистичное представление о том, как на деле реализуются такие проекты и каких перемен стоит ждать.
5. Вовлекайтесь в помощь не только финансово.
Несмотря на то, что в благотворительности, как и в любой сфере, материальные средства важны и составляют основную часть вклада жертвователей, останавливаться на этом не стоит, если вам действительно небезразлично то, чем занимается выбранный вами фонд. Знания и опыт, которые есть у вас, могут помочь НКО в поиске новых решений, привлечении сторонников.
Не стесняйтесь предлагать свои идеи, как улучшить деятельность фонда, используя современные подходы и эффективные модели. Все мы учимся, и обмен опытом — бесценный способ узнать что-то новое и стать лучше в своем деле. А если вы уже некоторое время активно поддерживаете фонд и понимаете, что хотели бы делать еще больше, — задумайтесь, например, о том, чтобы войти в попечительский совет.
Все эти советы — часть подхода, который можно назвать «рациональной благотворительностью». Мне близок такой взгляд, ведь он, сохраняя изначальный порыв делать добро, направляет помощь в разумное и системное русло, делая ее гораздо эффективнее. Это не значит, что подход — единственно верный, и моим советам стоит следовать только если вам кажется, что так будет правильнее. Ведь главное в благотворительности — искреннее желание, а помогает каждый по-своему.
Мы в фонде помощи тяжелобольным детям «ЖИВИ» также всегда рады новым партнерам. Если вы хотите присоединиться к нам, контакты можно найти на сайте фонда.
Берегите себя и давайте делать добро вместе!