Ника Самоцкая, биолог, гид-орнитолог и научный журналист, участвует в волонтерской программе учебно-кинологического центра «Собаки-помощники инвалидов». С конца февраля у нее дома живет и воспитывается щенок лабрадора по имени Хельга, которому предстоит стать проводником для незрячего человека. По вторникам Ника рассказывает о взрослении и обучении будущего поводыря и о том, как Хельга меняет ее жизнь и влияет на людей и мир вокруг. В первой серии происходит встреча наших героев, а речь идет о сложностях отбора щенков для будущей важной профессии.

«Будьте готовы, что вам придется с ней расстаться», — сказала Наталья и взглянула на меня испытующе. Мы смотрели на угольно-черного щенка лабрадора ретривера трех месяцев от роду, что растянулся на полу у моих ног и посапывал. Они только что проделали путь в два с половиной часа из питомника в Калуге — для такой крохи это серьезное испытание. Впрочем, по словам Натальи, малыш отлично справился.

У этого щенка особая судьба: ему предстоит стать собакой-поводырем, чтобы сделать жизнь своего будущего незрячего хозяина проще и приятней. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь — единственный способ передвигаться по улице самостоятельно, а некоторые люди годами не выходят из дома до появления четвероногого помощника. Но между тем центров по подготовке собак-поводырей в России всего два — это организация с громоздким названием «Российская школа подготовки собак-проводников общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в Купавне и учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов» в Железнодорожном. Первый центр выпускает в год порядка 70 собак, второй — 25. Спрос на таких собак огромный, каждый месяц в центры поступают новые заявки от инвалидов по зрению. Чтобы получить подготовленную собаку-поводыря, люди стоят в очереди примерно год.

Чаще всего поводырями становятся щенки породы лабрадор ретривер и голден, или золотистый ретривер, благодаря их покладистому нраву и хорошей обучаемости. Кстати, голденов тренируют не только как поводырей, но и как терапевтов для детей с ограниченными возможностями. В центрах некоторых стран используют и собак других пород, например, немецких овчарок, ризеншнауцеров, ротвейлеров, раньше тренировали даже метисов-дворняжек, но их кинологи не очень любят, ведь нельзя предсказать, какие поведенческие особенности у таких собак могут вылезти наружу. В теории возможно обучить собаку почти любой породы, лишь бы щенок обладал необходимыми качествами: был ориентирован на человека и спокойно относился к другим животным, не боялся громких звуков и транспорта, не страдал от укачивания при поездках на машине. Но, чтобы не рисковать, все равно чаще всего используют именно предсказуемых лабрадоров, даже от немецких овчарок постепенно отказались. Щенков тестируют еще до приобретения, в возрасте 3–4 месяцев. Специалист с целым арсеналом странных вещей приезжает в питомник или к заводчику и всячески испытывает малышей. Например, стреляет из духового пистолета и проверяет, как щенки реагируют на резкий громкий звук. Неожиданно раскрывает зонтик и смотрит, не пугаются ли испытуемые, а если пугаются, то насколько быстро привыкают. Кидает щенку шарик из скомканной бумаги и наблюдает, что малыш будет с ним делать: если принесет шарик, то ориентирован на общение с человеком, а если заберет и уйдет с ним, то такой щенок, скорее всего, не подойдет для службы поводырем. Чтобы проверить реакцию на транспорт, прохожих, других животных и прочие уличные раздражители, щенка берут на поводок и отправляются с ним на прогулку. А потом катают на машине и следят, чтобы не укачивало. Проходит все эти тесты далеко не каждый: среди лабрадоров и голденов это примерно один щенок из десяти, а у других пород и того меньше. Если честно, и человек далеко не каждый такую проверку пройдет. Я не прошла бы.

И вот на моем паркете растянулся прошедший все проверки чистокровный щенок со сложной кличкой в паспорте Флеми Стар Чезарина. К нему прилагается двадцатикилограммовый мешок щенячьего корма, два ошейника разной конструкции, два поводка разной длины, упаковка собачьих лакомств, оранжевый мячик, щетка для вычесывания шерсти, воск для защиты лап и огромная клетка, в которую свободно может поместиться взрослый лабрадор. Наталья, наш куратор, с которым мы будем видеться раз в неделю, расспрашивает меня, почему я решила завести собаку. Ведь я впервые участвую в волонтерской программе по воспитанию будущих собак-поводырей.

Я очень люблю собак, но свою завести пока что не могу, потому что время от времени надолго уезжаю в экспедиции, да и вообще люблю путешествовать. Думала взять собаку из приюта, но взрослый пес мог не поладить с моим котом. И тут в ленте фейсбука увидела перепост про волонтерскую программу центра «Собаки-помощники инвалидов» — до годовалого возраста щенки живут в приемных семьях волонтеров, учатся общаться с людьми и другими животными, гулять и привыкать к городу, становиться хорошими мальчиками и девочками. При этом центр берет на себя все расходы по содержанию щенка и может забрать его, если ты куда-то уедешь или если поймешь, что не можешь воспитывать собаку.

Читаю на сайте подробную памятку о том, что можно и что нельзя делать при воспитании будущего поводыря. Правда, по мере чтения и раздумий возникает все больше и больше вопросов. Не будет ли у щенка сильный стресс при расставании с временным хозяином, когда придет время? Можно ли брать его с собой в небольшие поездки? Можно ли ходить в гости и играть с другими собаками? Все это я обязательно расспрошу прежде, чем брать в дом нового жильца.

Я заполнила анкету волонтера на сайте кинологического центра с четким ощущением, что окончательно сошла с ума.

Фото: Вероника Самоцкая, Евгения Соловьева

СЛЕДУЮЩАЯ СЕРИЯ: как я решилась взять домой щенка