- Елена, давайте начнем сначала — с чего начался ваш путь в сферу организации мероприятий?

Елена: Я с детства любила что-то затевать, организовывать, участвовать в разных активностях — КВНы, вечера, выпускные в школе. Недавно пересматривала еще бумажные фото времен 9 класса — я и там уже с красной папкой, веду свой выпускной вечер.

- Получается, с детства готовились в ивентщики?

Елена: Я много чем занималась в школьные годы (спасибо родителям): танцы, музыка, театр. Но главным увлечением был английский язык (я мечтала стать учителем). В каком-то смысле он и привел меня к моей профессии.

- Как это вышло?

Елена: Еще в школе я стала счастливым участником программы обмена в США, а потом поступила на факультет политических и социальных наук по специальности “Международные отношения” в Петрозаводский государственный университет. Первые два курса фокусировалась на учебе, совершенствовании языка, а с третьего курса моя организаторская натура потянула меня в новые активности — я стала работать в профорганизации университета. Мы организовывали все мероприятия ВУЗа вроде Дня первокурсника, Школы адаптера (адаптация школьников к обучению в вузе), плотно сотрудничали с Комитетом по делам молодежи Карелии.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

А в 2009 году я прошла конкурс и неожиданно для себя попала в волонтерскую сборную “Сочи – Ванкувер – Сочи”. Летом этого же года мы (отобранные волонтеры) поехали в Сочи на подготовку фестиваля для людей с инвалидностью, а в 2010 улетели в Ванкувер на Паралимпийские игры. Это был важнейший для меня опыт — не только потому, что я прикоснулась к организации и проведению события уже мирового масштаба, но и потому что дало понимание такого понятия как инклюзивность. Мы познакомились и много общались с нашими паралимпийцами, которые позже завоевали столько наград в Сочи — Роман Петушков, Владимир Киселев. Ирек Зарипов, и я навсегда запомнила, что не стоит называть их «людьми с ограниченными возможностями» — их возможности уж точно больше многих.

- В это время вы еще учились в университете?

Да, выпустилась я уже после Ванкувера — защищала диплом как бы между делом, совмещая его подготовку с работой и участием в разных мероприятиях — российско-грузинский семинар по вопросам демократии и прав человека, работу с Американскими советами по образованию. А получив диплом (который мне с улыбкой выдала вахтер), уехала во Владивосток организовывать еще одно мероприятие — на этот раз для школьников, которые, как и я в свое время, готовились к году по обмену в Штатах.

- Насколько я понимаю, олимпийская тема в вашей жизни продолжилась?

Елена: Собственно, вся наша работа в Ванкувере оказалось подготовкой к Сочи, хотя мы, волонтеры, не сразу это осознали. Осенью 2010-го меня пригласили работать в Оргкомитете “Сочи 2014” в направлении «Экология», и я сразу согласилась, хотя на тот момент не знала практически ничего об устойчивом развитии и экологии, особенно в контексте подготовки Игр.

Так или иначе, в сентябре 2010-го начался мой олимпийский сочинский «забег». Эта работа — кстати, моя первая официальная работа после универа — была как ни странно, связана с полученной специальностью — международными отношениями. Я погрузилась с головой в море работы, касающейся как взаимодействия с международными партнерами (МОК, МПК, ООН и другие организации), так и именно событийного менеджмента, ивентов: за время работы я выросла из менеджера в руководителя проектов.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

- Расскажите, чем занимаются в Оргкомитете?

Елена: Задачей моего направления было сделать так, чтобы все понимали, что игры в Сочи — зеленые, экологичные. Показать, как мы заботимся о сохранении среды, в которой проходят Игры — а они проходили в том числе на особо охраняемых природных территориях – в Кавказском биосферном заповеднике и Сочинском национальном парке. Продемонстрировать, что мы делаем для внедрения раздельного сбора отходов. Кстати, это был трудный вопрос — в стране на тот момент не было понимания, что такое раздельный сбор, не было инфраструктуры для внедрения системы. И мы с одним известным брендом газированной воды, который был международным партнером Олимпийских игр — проводили крутые мероприятия, рассказывали людям о том, почему важен раздельный сбор отходов, что это вообще и зачем. Проводили мероприятия для жителей Сочи на День Земли, Международный день Черного моря и т.п.

Кстати, в этот, еще сочинский период, я впервые познакомилась с одним из своих работодателей-агентств - тогда со штаб-квартирой в Петербурге. С этим агентством мы несколько лет сотрудничали как с поставщиком. И когда в 2014 году мой «олимпийский» контракт закончился, я позвонила коллегам с вопросом «не нужны ли вам сотрудники»? И получив ответ «Нужны, прилетай!», я переехала в Петербург.

- В вашем изложении ваша карьера выглядит как некий поток — все происходит как бы само собой!

Елена: А я это так и воспринимаю — судьба как бы сама все время подкидывает мне новые возможности. Так или иначе, с июня 14 года началась моя агентская карьера, совершенно новый путь, который показал мне мир мероприятий изнутри — я научилась работать с поставщиками, с площадками, с партнерами, а главное — с самыми разными клиентами.

Скажем, мой первый клиент был девелопером, для которого мы делали мероприятие в Петропавловской крепости — мне с непривычки такое было странно: а что, так можно? Ведь это же музей!

Вообще работу в первом агентстве я вспоминаю с огромной благодарностью — это был период проектов очень разных форматов и направлений. Мы делали мероприятия для таких разных клиентов, как Олимпийский комитет России (Дом болельщиков команды России в Казани на ЧМ по водным видам спорта), Высшая школа менеджмента Санкт-Петербурга (гигантское мероприятие на 2000 человек) и т.п.

А еще в этот период в мою жизнь впервые вошел футбол. Это было необычно — я-то, начиная с Игр в Ванкувере, интересовалась зимними видами. Но руководитель агентства оказался болельщиком главного футбольного клуба Петербурга, а со временем и я полюбила футбол, и мы сделали много классных проектов для этого культового питерского клуба. Последним был Большой фестиваль футбола в 2019 году.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

Параллельно с проектами для местного футбольного клуба для меня началась и эра международного футбола — это и Кубок Конфедерации FIFA 2017, и Чемпионат Мира по футболу FIFA 2018.

- А какой проект из этого множества вы могли бы назвать любимым?

Елена: 68-й Конгресс FIFA, который мы готовили в рамках Чемпионата, стал моим любимым “ребенком”, и одновременно одним из самых сложных, стрессовых проектов. В частности, из-за сжатых сроков — у нас было только два месяца на подготовку.

- Чем он был особенно интересен?

Елена: Прежде всего, масштабом. Конгресс – это крупнейшее, пожалуй, деловое мероприятие в мировом футболе, с участием в нашем случае президентов и FIFA, и России. 

Мероприятие было, естественно, международным — кроме заказчиков из FIFA, мы работали с партнерами из Германии и Швейцарии. Все проходило в Экспо-центре в Москве — огромная площадка, несколько пустых павильонов которой мы застроили с нуля. Со мной на проекте работала большая команда в составе нескольких десятков коллег из агентства. Мы мало спали и ели, а последние недели просто жили на площадке, но в итоге все прошло на одном дыхании и с идеальным спутником – улыбкой. А уже на следующий день я побежала открывать Чемпионат мира в Лужниках и погрузилась в полтора месяца жизни в самолетах и поездах на футболе.

- В общем это было самое сложное для вас время с профессиональной точки зрения?

Елена: Не совсем так. Это был, действительно, самый сложный проект. Но если говорить о времени, то самым, конечно, сложным стал период с 2019 по 2022 — пандемия. Он был сложным для всей отрасли, но для меня ситуация усугубилась еще и тем, что в конце 2019 я оставила первое агентство и перешла в другое — воодушевленная и готовая сворачивать горы. Партнеры, которые позвали меня на новое место, дали мне практически карт бланш на любые изменения и перестановки, которые я сочту необходимыми и важными, и я рвалась в бой. 

В январе 2020 год у нас на 80% сменилась команда, мы активно погрузились в работу и реализацию наших планов, а в феврале грянула пандемия и вскоре мы, как все, ушли на удаленку. Второй квартал года был откровенно провальным финансово, и тут я хочу сказать большое спасибо коллегам — никто не упал духом, не ушел. Мы научились работать на удаленке, в онлайн формате — а ведь мы, организаторы мероприятий, по определению люди, связанные с офлайном, с работой «в полях». Тем не менее, мы сумели адаптироваться, нашли новые формы для своих проектов и новых клиентов. В итоге за это время мы не только не просели, но каждый год наращивали финансовые показатели, сохраняя команду и профессионализм.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

- Насколько сильно изменилась event-отрасль за пандемию? Расскажите подробнее о новых формах, которые появились за последние годы.   

Елена: Рынок не просто сильно изменился за последние три года — он ощутимо менялся каждый год, и сейчас можно подвести некоторые итоги этих перемен. Онлайн не победил, но стал неотъемлемой частью рынка мероприятий. Он научился дружить и сосуществовать с офлайном — появился гибридный формат, который становится все более востребован.  

Одна из тенденций — возвращение развлекательных мероприятий, за время локдауна люди соскучились по праздникам. Параллельно с этим растет спрос на образовательные мероприятия — обучающие, например, инвестированию, работе в новых реалиях, когда команда проекта может быть разбросана по всему миру, или тому, как выходить на новые рынки — азиатские и арабские.

Поменялся клиентский рынок — во-первых, он стал по преимуществу российским. Во-вторых, изменился и характер заказчиков — многие из них научились работать самостоятельно, и нам в каждом проекте часто приходится прыгать выше головы, чтобы все время превосходить их ожидания. Клиентские запросы все чаще связаны с простотой, понятностью — но при этом оригинальностью. Каждое мероприятие должно быть необычным, уникальным, удивляющим.

Можно сказать, что каждый год с начала пандемии — это новый вызов для рынка и его участников. Это, кстати, можно видеть даже по тому, как последние годы на профильных конкурсах появляются новые номинации, отражающие новые реалии.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

- Удивительно что при всей вашей занятости у вас есть время на музыку. Расскажите об этом увлечении.

Елена: Последние три года неожиданно для себя погрузилась в музыкальный проект — рок-группа, в которой я вокалистка. Все началось в пандемию — мы с друзьями, окончательно затосковав, решили, что так дальше нельзя — надо встречаться, развлекать себя по возможности. И получилось так, что нам удалось развлечь не только себя.  

Стартовали втроем — сначала играли на квартирниках, потом на секретных концертах в барах, закрытых на время пандемии. Аудитория постепенно росла, и недавно мы даже играли на корпоративе — можно сказать, поучаствовали в чужом мероприятии в другом для себя качестве!

Более того, сейчас записываем альбом с оригинальным материалом, планируем выпустить в ближайшие полгода. Для каждого в нашей группе — это невероятный аттракцион и эксперимент. 

- Как эта — музыкальная — ипостась соотносится с профессиональной жизнью? Это ваша вторая личность?

Елена: Скорее, это моя отдушина, мое пространство, в котором мне не надо играть никаких ролей, можно быть собой. Музыка дает ощущение свободы здесь и сейчас.

Фото: личный архив
Фото: личный архив

- Поговорим о целях и мечтах: к чему вы стремитесь как профессионал и личность?

Елена: В профессиональном плане главное для меня — это развитие, точно не хочу стоять на месте. В планах — больше клиентов, больше форматов, больше наград. Параллельно хочу продолжить совершенствовать внутренние рабочие процессы — это как большой дом, который продолжает строиться, расширяться, модернизироваться.  

Если еще немного помечтать, я бы очень хотела, чтобы вернулись международные мероприятия. Например, я очень хочу принять участие — в любом качестве — в Чемпионате мира по футболу FIFA 2026. Его место проведения (он пройдет в США, Канаде и Мексике) было выбрано на том самом Конгрессе FIFA, о котором я рассказывала, так что это стало бы для меня логичным завершением любимого проекта…

Еще одна заветная «хотелка» — побывать на Олимпийских играх 2028, это дало бы возможность вновь погрузиться в олимпийский “движ”, а также встретиться с семьей, принимавшей меня в далеком 2003 году и с многочисленными друзьями.

Ну, а личная цель — быть счастливой, точнее — продолжать быть счастливой. Мой девиз – happiness is a journey not a destination. То есть «счастье — это путь, а не цель».