Что мы знаем про образование в регионах? Обывательское: все сложно. Как оно развивается и кто им управляет? А главное, где отслеживать изменения в региональной системе образования? 

Рособрнадзор опубликовал региональный рейтинг качества общего образования в стране. Теперь у чиновников и участников образовательного процесса появилась возможность сравнить показатели своего региона с соседями. По данным рейтинга, в пятерку лучших вошли Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская, Калининградская и Ярославская области. Последние позиции списка заняли регионы Северо-Кавказского федерального округа - Ингушетия, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. 

Возникает несколько вопросов: почему регионы не рассказывают общественности о своих проблемах самостоятельно? Что происходит на местах и как действуют департаменты образования в городах? Что они думают о развитии образования в своих регионах?

Для россиян все эти вопросы остаются открытыми. И никакой рейтинг не даст ответов. Диалоги с управленцами местных учреждений не часто можно встретить в информационном пространстве. Как правило, в первую очередь мы узнаем о ключевых событиях и фигурах федеральной образовательной системы, а региональная повестка остается в тени. Сотрудники на местах разбираются с проблемами в образовании региона - внедряют методики, рекомендованные центром, отслеживают образовательную повестку, предлагают решения с учетом своей региональной специфики.

В сети появился новый проект Академии Минпросвещения (подведомственное учреждение Минпроса и ведомственный проектный офис нацпроекта «Образование») «Интервью с региональными министрами», где управленцы из разных городов России рассказывают про образовательную политику регионов, новых эффективных проектах для учеников и педагогов, делятся неудачными кейсами и раскрывают главные правила построения экосистемы образования в своем регионе. Инициатор интервью - сама Академия. Записей этих разговоров нет в СМИ, материалы не растиражированы, а герои интервью не кажутся звездами, скорее ответственными исполнителями на местах, у которых решили поинтересоваться, а как в общем-то обстоят дела? 

К примеру, в одном из последних материалов руководитель Департамента образования Орловской области Татьяна Крымова поделилась региональными  проблемами в образовании, с которыми область активно борется. Кстати, в рейтинге Роспотребнадзора регион занимает 37 место из 85 заявленных. Крымова подробно рассказала о тех решениях, которые сегодня реализуются в регионе.

«Наверстываем упущенное в части цифровизации: с 1 сентября перевели все сайты школ на единую платформу, 90% образовательных организаций стали активно работать с электронным дневником и электронным журналом», -  отметила Татьяна Крымова.

Фото: Татьяна Крымова, руководитель Департамента образования Орловской области. Источник: Сайт Академии Минпросвещения России

Помимо образовательной системы, в интервью большое внимание уделили педагогическим кадрам - это один из эффективных показателей оценивания уровня образования согласно показателям рейтинга Роспотребнадзора.

Еще один герой интервью - министр образования Калининградской области Светлана Трусенева поделилась в интервью региональным опытом по работе с педагогами: «По федеральному проекту «Земский учитель» (Прим.ред. Программа поддержки педагогов в небольших населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек) у нас в этом году начали работать 18 человек, и в дополнение наш губернатор Антон Андреевич Алиханов предложил запустить региональную программу мобильности педагогов – субсидировать покупку жилья для приезжающих из других регионов». 

Проблемные проекты, к слову, обсуждаются открыто. Татьяна Крымова отметила в своем интервью, что «примерно треть населения Орловской области живет в селах, где много малокомплектных школ», а полный переход на электронный документооборот пока что не произошел. А в Калининграде на первое место ставят проблему оплаты труда, актуальность которой подтвердит любой регион, у кого ни спроси. 

«Мы считаем, что существующая система, в основе которой ученико-час, себя изжила. Будем переходить на окладную систему, увеличивать базовую часть, которая должна быть определяющей и понятной для работников, продумывать новые подходы к стимулированию», - заявляет Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области.

Фото: Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области. Источник: Сайт Академии Минпросвещения России

Академия подробно говорит с региональными управленцами о повышении качества образования в школах, новых программах, которые действуют в регионах, приобретении цифрового оборудования и улучшении условий обучения. Вторая группа показателей рейтинга - «практико-ориентированность школьного образования», которая включает в себя использование компьютеров и лабораторного оборудования в школах. Например, в Орловской области по федеральным программам села в ближайшее время получат спортивное оборудование и автобусы, чтобы у детей появилось больше возможностей для занятий спортом и мобильности. Казалось бы, капля в море,  - именно из таких небольших шагов складываются потом показатели, рейтинги и места в образовательной гонке. 

«В селах Орловской области работает уникальный Мобильный Кванториум. Обычно так называют фургон или микроавтобус, который ездит по сельским школам, выгружает там учебное оборудование, после занятий загружает обратно и уезжает. А у нас Мобильный Кванториум – это учебный класс с оборудованием на базе КамАЗа, напоминающий командный пункт», – с гордостью отметичает Татьяна Крымова.

В Калининграде, по словам Трусеневой, на повестке -  реформы образовательной инфраструктуры: повышают уровень цифровизации, создают комфортные современные условия для работы педагогов и школьников: «Вот пример: в старом школьном здании в коридоре стояли большие шахматы, дети к ним годами не подходили, а теперь в обновленном здании, казалось бы, те же шахматы, но коридор раскрашен, оформлен и оборудован по-другому, атмосфера располагает и к учебе, и к отдыху, и теперь в эти шахматы играют все. Мы видим, как изменения школьной среды влияют на результаты, например, по естественно-научным предметам», - рассказывает Светлана Трусенева.

Проект интервью с министром показывает целостную образовательную модель региона через живой диалог с представителем региона. Это не сухой отчет о том, что сделали или отложили до лучших времен. Управленцы из разных населенных пунктов России получили возможность быть услышанными, заявить о своих результатах открыто, не дожидаясь рейтингов и оценок сверху. 

Примечательно, что рейтинговых списков регионов на сайте Академии не найти - вероятно, решили не публиковать. По мнению некоторых экспертов, возникает риск столкнуть лбами регионы, что может привести к погоне за цифрами и высокими показателями, но фактически никак не повлияет на улучшения в образовательной системы. Академия пошла по пути прямого диалога  - рассказывать о сложностях регионального образования от первого лица. Как это повлияет на улучшение качества образования и рост регионов в рейтинге, который Роспотребнадзор планирует обновить уже осенью 2021 года, покажет время.