— Виталий, с каким настроением вы завершили нынешний сезон? Известно, что в вашем бизнесе парков аттракционов есть ярко выраженная сезонность.
Виталий Левчук: В нашем сегменте бизнеса сезон, как правило, сильно зависит от погоды. Начинается 1 апреля и продолжается до октября. Основной ажиотаж — в майские праздники и Дни города. Мы работаем в столице, так что готовимся к праздникам заранее и по ним замеряем, насколько хорошо и качественно отработали сезон. Но даже несмотря на перемены погоды, наблюдаем значительный рост всей отрасли, достаточно высокую активность и вовлеченность москвичей и гостей столицы. В целом сезоном довольны.
— Минувшее лето — третье с начала усиления санкционного режима, отказа зарубежных компаний от работы в России. Какие основные вызовы были для бизнеса в вашей отрасли в самом начале?
Виталий Левчук: В первые два месяца мы вместе с конкурентами фиксировали заметное снижение оборотов. Но двух месяцев оказалось достаточно, чтобы сориентироваться и продолжить работать.
— Какие решения для этого принимались?
Виталий Левчук: Решили проводить больше активных мероприятий для посетителей парков, чтобы люди чувствовали себя спокойно и безопасно. Создать комфортную площадку, свободную от тревожных новостей. Иными словами — показать, что в мире есть что-то отличное от той информационной повестки.
Стали больше фокусироваться на различных театральных постановках, шоу, представлениях — они требуют стопроцентной вовлеченности зрителей, нет шанса постоять в стороне. По моим наблюдениям, в этот период особенно пользовались популярностью мастер-классы, причем именно для развитие детей. На это мы и делали ставку. То есть занимались настроением ребенка и его поведением, чтобы летом он одновременно отдыхал и развивался.
Для того времени была весьма характерна отмена русской культуры за рубежом и наоборот. Понимая тенденцию, мы оставили элементы мирового контента в своих сценариях, но углубились в русские культурные ценности. Выразилось это в первую очередь в том, что в парках стало больше героев российских мультфильмов. В целом те же тенденции характерны и для 2023, и для 2024 года.
— Ощущал ли бизнес некоторое состояние тревоги у покупателей, кроме снижения посещаемости?
Виталий Левчук: Думаю, коллеги согласятся, что в то время у клиентов сформировались дополнительные требования к безопасности. То есть при выборе парка развлечений руководствовались уже не только их наполнением (количеством и уникальностью аттракционов), но и тем, как обеспечивается безопасность. Безусловно, на этот вызов тоже нужно было отвечать. В первую очередь, увеличением штата охраны и установкой дополнительных камер. Если говорим о Москве, то большая работа проделана властями, то есть мэрией. В парках уже установлены и работают камеры с искусственным интеллектом.
— Любой бизнес, связанный с зарубежными контрагентами, искал новые маршруты. Что было в индустрии аттракционов?
Виталий Левчук: До 2022-го соотношение в целом по отрасли было примерно 60% европейских, 40 — российских. В некоторых случаях — примерно пополам и тех, и других. География подбора поставщиков сильно зависит от масштаба площадки и модели управления. По наблюдениям, в региональных муниципальных парках преобладало азиатское оборудование. Вероятно, в первую очередь из-за сравнительно низкой цены. Основные производители Европы — в Италии и Германии. В азиатском регионе преобладает, понятно, Китай. К 2024-му его доля в общей массе — 20 процентов, и она растет. Сами мы не спешим наращивать, поскольку перед покупкой и доставкой нужны довольно долгие и затратные исследования, проверки на соответствие множеству стандартов. Предпочитаем оставаться в контакте с прежними поставщиками.
— Предположу, что логистика все-таки изменилась.
Виталий Левчук: Безусловно, логистическое плечо выросло. Компании работают с посредниками из СНГ. Но сроки увеличились не слишком сильно. Речь идет о паре недель, то есть если раньше привозили заказ за четыре, то теперь — за шесть. При этом растет и доля российских компаний. Все они появились не вчера, но и не по советским образцам работают. Многие существуют порядка 20 лет, их техника не уступает по качеству и безопасности аналогам с европейского рынка. В наших парках, например, до 2020 года соотношение европейского и российского было 90 к 10 процентам, в этом году доля отечественных аттракционов — уже 25 процентов.
В открытых каталогах можно найти информацию минимум о 50 российских производителях аттракционов или оборудования для индустрии развлечений. Причем географически центры расположены не только в двух столицах, но и Ростове-на-Дону, Белгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске и Красноярске.
— Все-таки логистика серьезно влияет на конечную цену любого товара. Как изменились цены к лету 2024-го?
Виталий Левчук: Дело в том, что они подскочили не с 2022-го, а росли последовательно, еще с первыми санкциями. Но, конечно, скачки были связаны с мировыми событиями. Например, детский аттракцион «Паровозик» — тот самый, что возит по парку детей и родителей — в 2014-м стоил 35 тысяч долларов, в переводе на рубли — 1,2 млн. Теперь та же модель — 65 тысяч долларов, а с современным курсом - почти шесть миллионов рублей.
В 2020 году наблюдали скачок сразу на 20 процентов, он был связан с остановкой множества производств. В 2022-2024 видим увеличение в целом за счет роста цен на европейском рынке. Американские и азиатские производители не отстают.
— Любое развитие предполагает обновление техники. В начале 2000-х существовало мнение, что Россия — приют для списанных аттракционов из Европы. Сейчас это не так?
Виталий Левчук: Безусловно, в некоторых парках России могут быть устаревшие или изношенные аттракционы, требующие замены или модернизации. Но в целом отрасль давно и прочно стремится к обновлению и современным технологиям, и в последние годы наблюдается тенденция к обновлению оборудования, внедрению новых развлекательных форматов. При грамотной эксплуатации оборудование работает исправно и 10, и 20 лет. У нас, например, один аттракцион в среднем служит 7 лет. А стремимся к тому, чтобы работал от 3 до 5 лет, а показатель регулярности обновления вышел на уровень 60 процентов.
— К нынешней ситуации подходили все-таки с опытом пандемии COVID-19. Тот период был более шоковым для бизнеса?
Виталий Левчук: Пожалуй, да. Крайне непростой 2020-й стал большим ударом для индустрии. Она в каком-то смысле прекратила существование. Несмотря на то, что парки аттракционов размещаются в основном на открытом воздухе, все были закрыты. Работа индустрии была практически остановлена. В регионах были послабления, парки работали, но не в полную силу. Простой у всех длился по-разному, но в среднем от трех до шести месяцев. По данным профильного Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР), 15 процентов компаний не восстановились, им пришлось уйти с рынка. Более 35 процентов были на грани остановки и ликвидации, но позже восстановились. Сильнее всего досталось средним и мелким компаниям, у которых один-два объекта. Причем задело как тех, чьи парки работают на свежем воздухе, так и владельцев indoor-локаций. Прочувствовать всю ситуацию на себе точно смогли больше половины.
К лету 2024 года в САПИР порядка 230 компаний-участниц. География широка: от жаркого Краснодара до Владивостока с его переменчивой погодой. Один из операторов VR-студий Arena Space к 2020 году оценивал объем российского рынка развлечений в 200 млрд рублей (2,6 млн долларов). Индустрия обеспечивала работой больше 100 тысяч сотрудников. В стране насчитывалось 5000 развлекательных объектов с аудиторией в 30 млн человек в год.
— Что предпринимали, чтобы скорее начать работать?
Виталий Левчук: Много общались с властью. В частности, пытались объяснить, что парки могут быть безопасными для гостей даже в тех условиях. Предпринимали много шагов от более частой дезинфекции оборудования до разработки новых маршрутов, с учетом той самой социальной дистанции. Собственно, все то, благодаря чему позже разрешили работать ресторанам в Москве, сначала применялось в нашей отрасли.
— На мировом рынке труда пандемию связывают с масштабными сокращениями. Парки развлечений России как-то адаптировались в отношениях с персоналом?
Виталий Левчук: Кажется, что избежать сокращений было невозможно. Нам пришлось расстаться с двумя сотнями сотрудников. Это операторы аттракционов — по сути, временная работа, на которую люди нанимаются именно для работы в сезоне, то есть на шесть-восемь месяцев. Из-за особенностей графика такие должности пользуются популярностью у студентов или молодых людей до 30 лет. Остальной штат, это в среднем 70 человек, удалось сохранить. Примерно половина — специалисты по обслуживанию и ремонту аттракционов. Это достаточно узкий профиль, таких сотрудников немного. Ими стараются дорожить и не расставаться. Тем более бизнес в таких инженеров вкладывается — нужно минимум раз в три месяца проводить переподготовку и обучение. Индустрия аттракционов предполагает множество контуров безопасности, поэтому подготовка и развитие персонала крайне важно. Распространен в том числе формат собственных курсов подготовки. У нас, например, есть Школа операторов, где каждый сотрудник проходит подготовку и сдает экзамены на знание эксплуатации всех видов аттракционов. Внедрены регламенты, которые перед началом работы нужно обязательно изучить. В «полях», то есть на объектах, постоянно работают технический и отдел, и подразделение, которое контролирует качество. В том числе обслуживания клиентов.
— Пытались ли парки компенсировать потери от простоя, повышая цены?
Виталий Левчук: Мы такую тактику не выбирали. Клиентов в начале пандемии было немного, а основная работа заключалась в грамотном распределении и перенаправлении потоков.
Кроме того, на нас большая социальная нагрузка. Совместная программа с мэрией Москвы предусматривает серьезные льготы для малообеспеченных групп населения, многодетных семей, разных групп социально незащищенных граждан. Таких посетителей у нас примерно 40 процентов. Многодетные семьи могут приходить в парки бесплатно от двух до четырех раз в месяц в течение года. За год — 50 тысяч семей. Детей приводят религиозные организации, воскресные школы тоже приводят детей. То, что эти обязательства удалось выполнить в пандемию, уже можно считать успехом.
Отмечу, что компании-операторы серьезно выручала диверсификация. То есть держаться удавалось, если в управлении находились не только парки с аттракционами, но, например, катки, горки для тюбинга, пункты проката сезонного спортивного инвентаря.
— Испытаний было немало. А стало ли что-то трамплином — тем, что удалось обратить в пользу?
Виталий Левчук: Это, безусловно, скачок цифровизации. Из-за ограничений игрокам рынка нужно было стремительно уходить от традиционной модели продажи билетов офлайн, то есть в кассах. Так внедрялись и развивались системы карт. В том числе виртуальных, которые можно приобрести и пополнить онлайн. Одновременно появились CRM-системы для учета и анализа данных. Они позволяют оперативно распределять потоки гостей, общаться с покупателями и избегать недопониманий. Параллельно с этими технологиями развивались городские системы продажи билетов. Подключившись к ним, парки развлечений смогли расширить аудиторию благодаря онлайн-продажам. В целом клиентский сервис стал намного понятнее и удобнее. Можно сказать, компании-операторы аттракционов развивались так же стремительно, как банковский сектор.
— Раз вспомнили про отношения с властью. Периодически государство вспоминает об отрасли и хочет ее регулировать. Контроль, на ваш взгляд, недостаточный?
Виталий Левчук: Ростехнадзор весьма бдительно контролирует исполнение множества регламентов и правил. Причем и этой стороны нашей работы коснулась цифровизация. Например, достаточно неплотно закрыть калитку на входе на аттракцион, система тут же присылает нам электронное предупреждение, следом выезжает инспектор. Кроме разъяснений может наказать и штрафом.
— Какие стимулы во внимании к индустрии? И в чем риски?
Виталий Левчук: Государственные стандарты и нормативы могут повысить безопасность и качество услуг в парках развлечений. Клиенты знают и понимают собственные права и могут требовать соответствия услуг образцу. Но слишком строгое регулирование может ограничить развитие индустрии и инноваций. К тому же, бюрократию никто не любит. Заполнение различных отчетов, форм, внеплановые проверки — дополнительная нагрузка для бизнеса.
— Год назад президент России поручил правительству стимулировать развитие туризма. Речь, в частности, шла о льготных кредитах для строителей парков развлечений, которые будут работать круглый год. Такое можно сделать в стране с разнообразными климатическими зонами где-то, кроме Сочи?
Виталий Левчук: Идея не только перспективна, но и очень значима в рамках развития страны. Парки аттракционов становятся точками притяжения не только внутреннего туризма, но и внешнего. Даже открытые парки, то есть на свежем воздухе, можно спроектировать таким образом, что они будут работать и приносить прибыль круглый год. Мы поддерживаем эту стратегию и видим в ней большое будущее.
По прогнозам аналитиков агентства Exactitude Consultancy, к 2030 году мировая индустрия развлечений преодолеет объем в 91 миллиард долларов. Анонсируется ежегодный рост этого крупного сегмента экономики в 6,2 процента в год. Причем популярность, по данным исследователей, по-прежнему будут пользоваться механические аттракционы. А парки развлечений указаны в отчете флагманами индустрии. От них ждут стремительного развития, который должны поддерживать аква- и зоопарки, а также парки приключений.
— Если посмотреть в будущее, что в нем для отрасли? Новые испытания и вызовы?
Виталий Левчук: Мы сосредоточены на России. Предположу, что отрасль внутри страны продолжит расти. В первую очередь парки будут расти в объемах. Будет появляться больше иммерсивных аттракционов, интерактивных, в том числе с элементами виртуальной реальности. В отдаленном будущем ждем интеграции настоящих объектов в виртуальный игровой мир. Пока не скажу, как это будет реализовано. Также видим тренд на тематизацию парков — то есть больше персонажей из одних мультфильмов или мультсериалов, больше аттракционов.
Поскольку страна большая, существует задел для экспансии. Думаю, что в 2025-2026 годы крупные игроки будут идти в регионы. В том числе из-за поддержки государства. К 2027-2030 годам увидим реновацию парков аттракционов. В целом опыт бизнеса показывает, что локации востребованы, люди хотят комфорта и удовольствий.