Фотограф: Karolina Grabowska
Фотограф: Karolina Grabowska

Сколько вообще нужно налички на черный день?

Давайте порассуждаем, сколько наличности надо иметь дома, чтобы не стоять в километровой очереди к банкомату и не стрессовать из-за того, что на руках 300 рублей, если вдруг опять город/страну охватит паника по той или иной причине.

Эта сумма не должна превышать ваших трат на товары первой необходимости на одну-две недели, потому что хранить наличные дома небезопасно и их очень быстро съедает инфляция.

Такой заначки должно хватить на покупку продуктов питания, воды, корма животным, лекарств, бензина и других жизненно необходимых вещей. Сумма зависит от ваших потребностей и количества членов вашей семьи, но в среднем речь идет скорее всего о 30-80 тысячах рублей.

А как же подушка безопасности?

Финансовая подушка безопасности – это другое. Выше я говорю только про критически важную сумму наличными на черный день. Подушкой безопасности же обычно называют деньги на другие случаи жизни, например при потере работы. Для этого рекомендуется иметь сумму, равную вашим расходам за три-шесть месяцев. Эти деньги обычно хранят на депозитах, чтобы они полностью не обесценивались инфляцией. Так что да, подушку безопасности под подушкой хранить не стоит.

Почему вообще люди бегут снимать деньги?

По данным Money.co.uk (это такой британский аналог российского сайта «Сравни.ру»), 42% граждан Великобритании используют наличные, чтобы контролировать свои расходы. 37% опрошенных финтех-компанией NoteMachine заявили, что скорее будут использовать кеш, если экономический кризис будет усугубляться. Нетрудно объяснить почему. Согласно многочисленным исследованиям, люди чувствуют себя финансово безопаснее, когда имеют на руках «материальные» деньги, а не цифровые, с которыми, кажется, может случиться все что угодно.

Поэтому можно предположить, что массовый штурм банкоматов обычно вызван эмоциональными, а не рациональными причинами. В таких ситуациях банки оказываются под большим давлением. Получается, что люди, стремясь обезопасить себя от банковского кризиса, сами же его усиливают.