Непал-страна самых высоких гор. Здесь в сердце гималайских хребтов, на границе с Тибетом, гордо возвышается над всем миром Эверест.

В этом сезоне наконец-то открыли въезд в Непал, и истосковавшиеся любители гор отправились на встречу гималайским вершинам. Мне повезло попасть в команду клуба 7 вершин в качестве гида экспедиции Эверест-Лхоцзе под руководством живой легенды –Александра Абрамова. В нашей команде опытные высотные гиды Сергей Ларин, Артём Ростовцев, Алексей Лончинский и конечно же прекрасная Людмила Коробешко – руководитель группы Лхоцзе.

Любое путешествие по Непалу, будь-то легкий трекинг или восхождение на восьмитысячник, начинается в Катманду. Есть в этом шумном, суетном, многоголосом городе свой шарм. Правда, в этом сезоне он не такой уж и многолюдный. В глаза бросаются опустевшие улочки. Я очень люблю Катманду. Всякий раз прилетая сюда, не упускаю возможности прогулялся к ступам Сваям Буднатх (МанкиТэмпл) и Боданатх, посетить индуистский храмовый комплекс Пашу-Патинатх и пройтись по торговым рядам Тамеля. Но в этот раз я решил отложить это веселье до возвращения из экспедиции.

Наша команда заселилась в легендарный отель Як и Ети. Это был первый отель в Непале, построил его эмигрант из Одессы Борис Лесаневич. Благодаря его энергии и энтузиазму в Непал начали приезжать туристы, путешественники и восходители на вершины.

Вечером этого же дня мы сдали ПЦР тесты. На следующий день, получив отрицательный результат, мы получили пермит (разрешение) на восхождение...

Обычно мои восхождения и треки в регионе Кхумбу начинаются из Луклы, так как там есть взлётно-посадочная полоса для небольших самолётов. Но не в этот раз. Рано утром мы вылетели из Катманду в Пакдинг, небольшой посёлок на высоте 2600, на вертолёте.

Попив чаю и съев нехитрый завтрак на террасе уютной лоджии, двинулись в путь к месту нашей первой ночёвки, посёлку Монджо.

В целом нашу экспедицию можно условно поделить на несколько частей. Первая часть, это подход к горе, он же тот самый знаменитый трекинг к базовому лагерю Эвереста. Вторая часть - высотная акклиматизация, которая проходит в два этапа с преодолением ледопада Кхумбу, пожалуй, самого опасного участка на маршруте. Третья часть, кульминационная - штурм вершины. Ну и заключительная часть, это возвращение домой.

Переночевав в Монджо, мы направляемся в столицу Шерпов, Намчебазар. Этот посёлок расположился в естественном амфитеатре на высоте 3400-3500 метров над уровнем моря. На пути к нему мы проходим по нескольким подвесным мостам, в том числе по знаменитому (но на мой взгляд, не самому живописному) мосту Хилари. Мост этот назван в честь сэра Эдмунда Хилари, первовосходителя на Эверест. Новозеландский альпинист создал фонд, на деньги которого в регионе Кхумбу построили школы, больницы и мосты. Эдмунд Хилари совершил множество восхождений в Гималаях, достиг северного и южного полюсов, но главным делом своей жизни считал помощь Шерпам. Он говорил : «Мне довелось поучаствовать во многих интересных приключениях, однако куда более важными я считаю проекты, осуществленные с друзьями в Гималаях: строительство больниц, школ и реставрация буддистских монастырей. Это то, что я буду помнить всегда».

В столице шерпов мы остаёмся на дополнительный день, с целью постепенной акклиматизации. В этот день мы выходим погулять наверх к отелю, построенному на высоте 3880. С него открывается потрясающий вид на Эверест, Лхоцзе, Ама-Даблам и Тамсерку.

После двух ночей в Намчебазаре мы продолжаем набирать высоту и идём в посёлок Тенгбоче. На протяжении всего маршрута нам встречаются Manistoun’ы (молитвенные камни) и Maniwall’ы (молитвенные стены/скалы). Это камни и скалы с выбитыми с помощью молотка и зубила и нередко покрашенные чёрными и белыми красками мантрами. Буддисты верят, что ветер считывает эти молитвы, разносит их по ущелью и наполняет пространство положительной энергией. Ну или как-то так, я не силён во всех этих религиозных штуках, но несмотря на свой скептицизм, идя этой тропой, почувствовал как преисполнился...

В Тенгбоче расположен известный шерпский буддистский монастырь.

Монастырь Тенгбоче был построен в 1916 году. И является, если можно так выразиться, побратимом легендарного монастыря Ронгбук, так как основатель монастыря Тенгбоче ЛамаГулу пришёл из монастыря Ронгбук. Тенгбоче дважды был разрушен и снова, подобно фениксу, восстановлен. Впервые его разрушило землетрясением в 1934 году. А в 1989 он пострадал от пожара.

На ночь мы остановились в посёлке Дибоче. Последний рубеж уютных хвойных лесов на нашем пути.

Покинув Дибоче и перейдя последний (и по моему личному мнению самый живописный) подвесной мост на пути к базовому лагерю, через некоторое время мы вступили в зону высокогорной тундры. На смену деревьям-великанам пришли низкорослые кусты можжевельника, барбариса, багульника и луга, покрытые пожухлой травой. Всюду возвышаются седоголовые великаны – горы, кажущиеся теперь более суровыми.

На шестой день трека мы вышли на мемориал погибшим альпинистам. Начался снегопад. Отдав дань памяти оставшимся в горах, мы двинули дальше и уже через два часа были в холодном и неприветливом в такую погоду посёлке Лобуче. Высота посёлка уже 5000 метров. Не всем участникам ночь здесь даётся легко. По плану у нас здесь две ночёвки и после восхождение на одноименную гору. Два дня валит снег. Я решаю часть группы не вести на вершину и уйти в следующий посёлок и из него подняться на Калапатар. Три человека остаются с Алексеем Лончинским и уходят на штурм Лобуче. Я, Люда и большая часть группы уходим в Горакшеп. На следующий день мы делаем акклиматизационный выход на Калапатар, отрог горы Пумори. Отсюда открывается завораживающий вид на вершины Нупцз, Лхоцзе, Эверест и ледник Кхумбу. Нам ещё предстоит познакомится с этим зверем поближе...

К нашему приходу в базовый лагерь, в интернете появились новости об обострении ковидной ситуации в Непале и о случаях заражения здесь в базе. Часть группы решает улететь домой. Я сто процентов понимаю и поддерживаю их решение, но мне конечно же грустно с ними расставаться. И хотя причины никак не связаны с организацией экспедиции, внутри засело гнетущее чувство плохо выполненной работы.

Ребята перед вылетом успевают посетить пуджу. Пуджа – это ритуал, служба, проводимая перед всяким важным делом. Для нас Пуджа ознаменовала начало следующего этапа на пути к вершинам Эвереста и Лхоцзе, а для моих друзей начало дороги домой. Мы тепло прощаемся. Вертушки увозят ребят в Катманду. Я же долго не грущу, впереди у меня встреча, о которой я долго мечтал – ледопад Кхумбу...