Роман Давыдов В начале нашего разговора, всецело осознавая что Третьяковская галерея это всемирно известный музейный бренд, хотелось бы задать простой вопрос, а именно, что для Вас значит музей и что сейчас в мире музеев происходит? Возможно обозначились какие-то тренды?

Зельфира Трегулова Музей - это прежде всего невероятное по своему потенциалу место. То, что сейчас происходит в музейном мире, в Европе в Америке, обязательно расскажу чуть позже.  Если говорить о ситуации, которая была до наступления пандемии, хотелось бы привести несколько цифр. Так, например, 2019 год для Третьяковской галереи стал самым успешным годом, к нам пришло 2 836 000 человек! Это в два с лишним раза больше, чем в 2014 и в 2015 годах, также важно отметить, что с 2015 года к 2019 году наш бюджет утроился и в первую очередь за счет тех денег, которые Третьяковская галерея зарабатывала сама, самым достойным образом, в том числе за счет работы с партнерами и спонсорами, а этой работе мы придали новый импульс и, если можно так выразиться, осуществили перезагрузку в этом направлении, что в свою очередь открыло невероятные возможности, которые позволили нам, в том самом 2019 году, сделать все то, что мы тогда запланировали и в итоге успешно осуществили. 

Но самое главное это не только количество посетителей галереи и количество зарабатываемых нами денег, хотя и то и другое  впечатляет и бесспорно является важным,   главное, мне кажется, сохранить и развивать и далее тенденцию при которой музей превращается в невероятно живое и важное место, где происходит много всего помимо выстраивания экспозиций и организации выставок, научной работы. Именно сейчас тот момент, когда музей может стать настоящим многофункциональным культурным центром, пусть это звучит как-то бюрократически и официально, но именно музей может стать  невероятной точкой притяжения.

Роман Давыдов А что еще по Вашему важно именно сейчас, когда после периода изоляции из-за пандемии все и всё повсеместно переходит в режим активизации?   

Зельфира Трегулова В нашей работе, непосредственно в Третьяковской галерее, очень важным является изменение соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования. Если в 2014 году соотношение бюджетного и привлеченного или внебюджетного финансирования составляла 72 % бюджетного и 28% внебюджетного, то в том самом прекрасном 2019 году мы именно зарабатывали 64% своего бюджета (в том числе поступления от спонсоров) - это показатели лучше чем показатели многих крупнейших и успешных музеев мира у которых эта традиция работы с партнерами и спонсорами исчисляется многими десятилетиями. 

Здесь очень важно отметить, что Третьяковская галерея единственная из особо ценных музеев нашей страны основана по инициативе частного лица, Павла Михайловича Третьякова, который в 1856 году поставил перед собой задачу создания музея национальной русской живописи, национального русского искусства. Павел Михайлович Третьяков был крайне успешным предпринимателем, умевшим аккумулировать и международный опыт и западные технологии, кстати за свою жизнь он посетил 253 европейских города. Поэтому для нас очень важна тема взаимодействия с бизнес-сообществом, взаимодействие с партнерами и попечителями. 

Мы, надо признать успешно, перезапустили работу Попечительского совета галереи, мы невероятно расширили круг своих партнеров и улучшили технологию работы и взаимодействия с ними, т.е. эта работа не ограничивается, как было ранее, предложением указания логотипа компании-партнера на информационных носителях выставок, а гораздо шире и у всего этого есть очевидный результат, выставку Валентина Серова посетило 500 тыс. человек, на выставку Репина пришли 600 тысяч человек, на Айвазовского 600 тысяч человек.

Еще пример, реконструкция нашего здания на Крымском Валу, которое в 2019 году мы получили целиком в свое оперативное управление. Это здание не претерпевало капитального ремонта на протяжении почти 50 лет и поэтому реализацию своих планов выхода на проведение здесь ярких значимых сильных экспозиций и проектов мы осуществляем при тесном взаимодействии и сотрудничестве с нашими партнерами, которые помогают нам делать этот проект реконструкции совместно с великим голландским архитектором Рэмом Колхасом.  

Вообще мы старались и стараемся, даже в период пандемии, быть вписанными в мировой контекст. Вы вот сказали, что Третьяковская галерея - это всемирно известный бренд! Да это так и мы сделали очень много для того, чтобы этот бренд стал гораздо более видимым, тому подтверждение, те же феноменальные очереди на выставки, того же Серова, это очередь на выставку русского художника, которая соразмерна с теми очередями, которые ранее выстраивались в Москве по всему миру на известную «Мона Лизу».

Мы сейчас чувствуем невероятный всплеск интереса к русскому искусству и в проводимых нами выставках пытаемся отказаться от предвзятых точек зрения, от стандартных суждений, пытаемся соизмерить творчество того или иного художника сегодняшней, что называется «оптикой», показать его как художника, который важен и интересен современному человеку независимо от того сколько этому человеку лет, относится ли он к третьему возрасту или ему 20 - 25 лет.

Мы также активизировали своё взаимодействие с крупнейшими музеями мира, например, с музеем Ватикана, музеем Мунка и Национальной портретной галереей в Лондоне. 

Стоит отметить, что при культурном и выставочном обмене с нашими зарубежными музеями-партнерами, на каждую из выставок, мы получаем работы не из музейных фондов, не из запасников, а мы получаем весь основной экспозиционный состав, снятый со стен, т.е. действующих экспозиций того или иного музея!  

Сейчас у нас подобный культурный обмен идет с музеем Атенеум в г. Хельсинки (Финляндия) именно там сейчас расположилась наша выставка гениальных работ Ильи Репина, а в следующем году, если все удачно сложится, в апреле 2022 года, мы проведем в России выставку работ великого финского художника Галлен-Каллела.

Все эти выставки, которые мы делали в Европе, а также в Китае показали, что все они становились поистине культурным событием и открытием для огромного количества людей и это результат огромной работы которую мы должны вести и далее потому, что мы должны установить и закрепить позицию России на мировой культурной карте, как позицию одной из самых крупных художественных цивилизаций!    

Вот ровно на эту тему в 2005 году в Музее Гуггенхайма была успешна осуществлена выставка под названием «Россия!» (Россия с восклицательным знаком) 

Роман Давыдов Вы были куратором этой выставки. 

Зельфира Трегулова Я имела честь быть куратором этой выставки и в общем одним из её идеологов. Эта выставка с 2005г. по 2013г. была самой посещаемой выставкой в истории музея Гуггенхайма, она 8 лет держала этот рекорд и Третьяковская галерея кстати принимала в ней самое активное участие, хронологический диапазон предметов искусства был очень широк от 11-го до 21 века 

Роман Давыдов Раз выставка  была на столько востребована, значит в ней было что-то особенное и прежде для ее посетителя? Вы для себя что отметили, реализовывая данный проект? 

Зельфира Трегулова Это прежде всего широкий культурный и исторический диапазон в 10 веков. Это была выставка которая впервые показала особенность русского искусства в основе которого всегда лежит идея и стремление достигнуть абсолюта в реализации этой идеи.

Роман Давыдов  а также, что русское искусство является весомой, существенной частью всемирного культурного наследия. Вы также говорите и показываете это зрителю?!  

Зельфира Трегулова Да, бесспорно. И мы не останавливаемся на достигнутом. Сегодня на самом деле сложилась уникальная ситуация когда каждый, в общем более чем когда бы это ни было, свободен в интерпретации творчества, искусства. Начав эту современную интерпретацию творчества выдающихся русских художников и анализ интереснейших периодов развития русского искусства мы вернулись к тем критическим оценкам которые существовали в тот момент, когда эти произведения появлялись на художественных выставках и то, что мы считаем сегодня абсолютными шедеврами, часто, на тот момент, вызывали безумную критику, а иногда отторжение и даже запрет цензурой. Вот ровно про это мы открываем в Третьяковской галерее, в сентябре этого года, выставку-маршрут «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова».

Роман Давыдов Предлагаю поговорить о вовлеченности или как еще говорят о партисипаторности музея. Буквально перед нашей встречей принял участие в проекте «Моя Третьяковка», а именно в соответствии с предложением, за сравнительно небольшое внесение денежных средства, открыл в виртуальной галереи для всех посетителей один из шедевров Третьяковки и меня это увлекло. 

Зельфира Трегулова Да, как только открывается произведение искусства оно сразу становится доступно  абсолютно всем и абсолютно бесплатно. Вообще стоит отметить, что при участии в этом проекте есть не только возможность проявить себя в качестве мецената или спонсора, но и возможность заходить и пользоваться этим ресурсом абсолютно бесплатно. Приобретенная, за деньги, возможность открыть и показать шедевр, дает уникальную преференцию включить данное произведение в собственную виртуальную коллекцию, а в случае желания поделиться с друзьями или даже подарить. Это и есть один из примеров технологии, которая вовлекает, в отличие от обычного сайта, где кликнул мышкой, посмотрел и пошел дальше. 

Вообще Вы сказали очень правильное слово, а именно вовлеченность. Это именно то, на что мы нацелены, хотя многие нас критикуют, говорят Третьяковка гонится за количеством посетителей и количеством заработанных средств, не понимая или не осознавая, что это всё следствие нашей большой работы не только по сохранению, но и осуществлению доступности той части национального достояния, которое нам доверили.

Сегодня психология восприятия совсем иная чем 20 - 30 лет назад и то что мы правильно почувствовали новые форматы их правильно выработанный язык общения с публикой, вовлекая ее самыми различными способами, доказывает изменения которые мы видим за последнее время в возрастном составе нашей аудитории. 

6 лет назад, в 2015 году, половина наших посетителей был третий возраст, т.е. пенсионеры. Сейчас ситуация радикально изменилась. Наша активность онлайн за последние где-то 1,5 года демонстрирует омоложение даже нашей онлайн аудитории, основная часть этой аудитории это люди от 20 до 35 лет и сейчас мы видим, что именно эта возрастная категория до 40 становится основной частью нашей живой оффлайн аудитории и это значимое изменение. 

Когда говорят музей - это неинтересно, скучно и молодым людям важно, что происходит в их мобильном гаджете, мы тем, что мы демонстрируем на экране этого гаджета, только возбуждаем аппетит. Люди после того как им становится интересно в онлайне хотят это увидеть в живую и потом люди сегодня инстинктивно чувствуют, что для того чтобы сегодня держаться на плаву и быть в тонусе необходимо подпитываться какими-то очень сильными впечатлениями, эмоциями, на что-то опереться. В результате взрыв интереса к музеям и сумасшедший наплыв посетителей и это конечно показатель того, что то, что мы делаем, востребовано и главное необходимо. 

Роман Давыдов Абсолютно с Вами согласен. Вы сейчас сказали, что аудитория музеев молодеет. А как Вы ориентируетесь на совсем детскую аудиторию, какие методы вовлечения используете? 

Зельфира Трегулова  Считаю что водить детей в музей необходимо с самого нежного и раннего возраста потому что так или иначе у ребенка что-то останется в сознании даже если ему 2 или 3 года. Соприкосновение с искусством, пусть даже в самом раннем возрасте ещё неосознанно, все-таки воспитывает взращивает в детях и подрастающем поколении креативность и это невероятно важно, так как за ними будущее.  

В Третьяковской галереи помимо выставок, серьезных циклов лекций и образовательных программ есть совершенно замечательные программы для детей, начиная с 4-летнего возраста. У нас есть замечательные новые творческие мастерские в которых преподают основы живописи, работы самыми различными графическими техниками, работу с глиной и скульптуру и даже компьютерную анимацию, т.е. мы стараемся в этом плане, что называется «идти в ногу со временем». 

У нас есть абсолютно потрясающие программы по работе с детьми и подростками с синдромом Дауна и теми детьми у которых обнаружен признаки аутизма и то что делают наши педагоги с этими детьми в это невозможно поверить. Они, например, на столько точно состыковывают разные эпохи, разные произведения, заставляют детей погружаться в мир того или иного художника, той или иной конкретной картины и играть в это, а потом свои впечатления фиксировать на бумаге с помощью красок и то, что получается у этих детей, производит очень сильное впечатление, а ведь изначально казалось бы до них не возможно было достучаться.

Такие же мастерские у нас есть для подростков и взрослых людей и на их посещение огромный спрос, все абонементы на участие в них, расходятся буквально за  2 - 3 часа и на пол года вперед. 

Роман Давыдов Теперь о планах по развитию присутствия Третьяковской галереи. Москва, как город, развивается и очевидно что Третьяковка в этом с городом в тандеме ?

Зельфира Трегулова Третьяковка является участником процесса о котором Я уже говорила, имея ввиду реконструкцию здания на Крымском валу, в котором не было 50 лет капитального ремонта. Чтобы поставить здание на реконструкцию необходимо было найти место куда бы Третьяковская галерея со своими фондами и большей частью своей постоянной экспозиции  могла бы переехать. Так, мэрией Москвы, при активном участии С.С.Собянина и члена Совета Попечителей Третьяковской галереи М.Х.Хуснулина было принято решение о строительстве культурно-музейного центра в Коммунарке, столь необходимое для нас и для еще трех федеральных музеев, в том числе и в качестве музейного хранилища. С нашей стороны там запланировано, помимо использования эксплуатационных помещений, размещение большого выставочного пространства и зала для проведения образовательных программ, а также кинопоказов и конечно же творческие мастерские для занятий с детьми.   

Роман Давыдов Говоря о современных трендах нельзя не упомянуть так называемое NFT-искусство.  Как Вы относитесь к выпускаемым токенам и вообще цифровому копированию произведений искусства?  

Зельфира Трегулова Прежде к вопросу о цифровых копиях. Какова ее стоимость?  Да в общем нулевая, в настоящее время цена за представление изображения в высоком разрешении начинается где-то от 100 евро, если речь не идет о коммерческом ее распространении. Теперь что касается NFT-искусства.  Раз появился этот рынок, то этим необходимо воспользоваться, так как это может быть хорошим дополнительным доходом для музеев, которые сейчас могут принимать только 50% своих посетителей и вообще из-за пандемии многие испытывают финансовые затруднения, поэтому это одно из решений для пополнения, что называется, кассы музея и увеличения внебюджетных доходов. 

Роман Давыдов Хотелось бы от Вас получить профессиональный совет. Как при всё нарастающей активности музеев и галерей не упустить что-то важное, как правильно сконцентрировать свое внимание и на чём? 

Зельфира Трегулова  Это хороший вопрос. Я думаю, что если ты хочешь добиться того чтобы музей, который имеет огромный потенциал, но который в силу тех или иных причин в течение какого-то периода времени, явно не был в авангарде музейного дела, например России, или вообще музейного дела, то первое с чего необходимо начать - это с анализа ситуации, очень честного и откровенного, а затем разработки программы развития, так называемого, мастер-плана. Мы сами шли именно по этому пути.

Мы объявили международный конкурс с замечательным жюри в состав которого входили, как российские, так и зарубежные эксперты и руководители крупнейших музеев мира, в результате была сформирована достойная международная команда по созданию концепции развития, которую решился профинансировать один из очень уважаемых нами Попечителей Третьяковской галереи и которая была признана Министерством Культуры в 2016 году лучшей программой развития среди российских музеев.  

Интересно, что начав свое движение в соответствии с этой программой развития, за один год достигли показателей, которые должны были достигнуть в 2023 году, при том, что сама программа рассчитана на 10 лет. Наше развитие оказалось очень стремительным, исходя из этого нам пришлось корректировать программу развития.       

Здесь мне кажется важно опираться на профессиональный анализ и на профессионализм, поэтому мы работаем с двумя очень серьезными консалтинговыми компаниями, конечно pro bono, без дополнительных финансовых затрат с нашей стороны.

На самом деле современный музей и организация его работы это тот же бизнес-процесс, если мы привлекаем и зарабатываем 64% своего бюджета, то значит в основе должна быть определенная бизнес-стратегия, которую мы также в рамках программы развития разработали. 

Роман Давыдов Ответьте, пожалуйста, на такой казалось бы на очень общий вопрос, но тем не менее. Русское искусство, культура - это прежде всего, что?

Зельфира Трегулова Вспомните. Особенности русского искусства были идеально сформулированы Ф.М.Достоевским в его знаменитой речи на открытии памятнику Пушкину. Отвечая на этот вопрос стоит заметить, что вообще взаимопонимание между людьми лучше всего происходит именно через культуру. Каждый раз, когда вижу очереди на наши выставки, на выставки русского искусства я переполняюсь гордостью за то, что я часть одной из самых величайших культур в мире. 

Роман Давыдов Спасибо большое за интересный разговор.