«С понедельника начну», «эх, надо бы это освоить!», «все планирую, да не могу закончить», «не хватило сил довести до конца», практически каждый из нас нет нет, да и сталкивался с такой историей. О том как это преодолеть рассказала психолог, гештальт-терапевт Александра Алексеева

Подобные отзывы, наряду с впечатляющими результатами других участников, кто проходил полностью всю программу, заставили меня серьезно задуматься о роли самодисциплины в нашей жизни. Вообще, должна признаться, что в современной популярной психологии очень недооценивается значение таких качеств и навыков, которые я условно могу обозначить термином «взрослость». Нет такого термина, я знаю. А надо бы его ввести. Потому что психологические травмы, комплексы, ограничивающие установки это важно, но даже для того, чтобы начать разбираться с ними, необходимы определенная последовательность и настойчивость.

Не так уж редко я в своей практике сталкиваюсь с ситуациями, когда человек годами не решает собственные проблемы просто потому, что у него не развит навык самодисциплины. И я считаю, что этот навык как раз таки и является одним из проявлений этой самой «взрослости», наряду с развитыми когнитивными функциями и способностью осознавать и брать на себя ответственность за свою взрослую жизнь. В чем его суть? Нет, не в том, чтобы уметь себя заставить. «Заставить» это очень упрощенное, можно сказать, искаженное понимание того, что такое самодисциплина и из чего она состоит. Да, есть те, кто умеет это делать. Но если мы говорим об игре в долгую, ни к чему хорошему, кроме выгорания, депрессии и порой, полной потере хоть какой-нибудь воли, он не приводит. Настоящая самодисциплина — понятие гораздо более объемное. Состоит оно из понимания своих истинных, а не навязанных другими желаний, осознания собственных ограничений и ресурсов, умения правильно себя мотивировать не только в начале, но и в середине пути, навыка адекватной заботы о себе и организации логистики процесса, который вы затеяли. И на последнее место я бы поставила это самое «заставить». Но и здесь есть нюансы, потому что правильно выдерживать напряжение тоже нужно уметь.

Как это выглядит в реальности? К примеру, хотите вы выучить английский язык. Вам кажется, что это вам нужно. Но прежде, чем начинать, стоит разобраться, а действительно ли нужно? То есть, человеку необходимо обосновать себе, что он получит в реальности от этого навыка. И уже здесь вы можете как повысить свою мотивацию, так и увидеть, что не так-то и нужно, бонусы пока неочевидны. Допустим, вы убедились, что знание английского вам действительно что-то даст. Но для создания глубинной мотивации, которая поможет влиться в процесс и выработать привычку заниматься регулярно, этого недостаточно. Но благо, сегодня существуют очень эффективные техники для того, чтобы ее взрастить.

Что такое, кстати, глубинная мотивация? Это когда вы не просто головой понимаете, что вам «надо», но и хотите достижения своей цели на телесном и эмоциональном уровне. Но допустим, так получилось, что способности к изучению языков у вас нет, а в школе был удручающий опыт. И вот вы уже сталкиваетесь с первым сопротивлением: с одной стороны, я знаю, что мне нужно и даже хочу этого, а с другой, смогу ли я? Значит, необходимо подумать о том, как организовать процесс так, чтобы все получилось. И здесь не обойтись без знания себя, своих особенностей, понимания собственных ресурсов. Например, сколько реального времени я могу уделять своему обучению, в какое время дня я могу продуктивно заниматься, чтобы не просто учить, но и запоминать, какая методика мне подойдет, пробовать, а подойдет ли? И допустим, вы нашли подходящий способ учить язык. А дальше начинается рутина, первые успехи и неудачи. Что-то понимаю, что-то не очень. Часто люди сходят с дистанции именно в такие моменты: нет, не мое! Не смогу! Что скрывать, многие наши начинания именно здесь и заканчиваются. Не получается, ну и ладно.  Все бы ничего, но это сильно бьет по самооценке и восприятию себя, особенно, если задачи были действительно важными для вас. И поэтому очень важно учиться поддерживать себя не только в начале, но и в середине пути, когда с одной стороны, еще не все получается, а с другой, привычка к этому занятию еще не выработалась. 

И это далеко не весь путь выработки навыка самодисциплины. В нем есть еще и наращивание умения концентрироваться, и выработка способности из концентрации через усилие воли входить в состояние «потока», о котором сделал целое исследование известный американский психолог Михай Чиксентмихайя…

Те счастливцы, кому повезло освоить все стороны такого навыка, как самодисциплина, как правило, имеют не только больший социальный успех, но и гораздо более яркую, насыщенную событиями жизнь. Ведь любая активность, приносящая нам удовольствие, будь то катание на лыжах, рисование, танцы, всегда начинается с необходимости осваивать что-то новое, учиться, преодолевать и закреплять. 

При этом, сама самодисциплина, как и любой другой навык, будучи однажды освоенной, становится автоматизмом, уходит в зону бессознательного и просто перестает человеком осознаваться. Спроси у него: как ты это делаешь? И он, скорее всего, скажет: да сам не знаю, как-то само собой получается.

А что же делать тем, у кого с самодисциплиной пока не получается? Хорошая новость - её можно развить. И я, после долгих наблюдений за людьми, которые приобрели, но так и не нашли в себе сил пройти до конца мои курсы, решила помочь им и создать еще один: курс о развитии самодисциплины.