«Пусть обвешается медалями»
Этот сезон для действующей чемпионки мира и трехкратной чемпионки России Анны Щербаковой начался с поражения в Будапеште — фигуристка проиграла первый турнир за почти два года, уступив россиянке Майе Хромых. Тогда низкие для самой Щербаковой баллы объяснялись последствиями COVID-19, травмой пальца и шеи. В произвольной программе на тех соревнованиях фигуристка прыгнула четверной флип, но не докрутила его и упала.
На чемпионате России Щербакова снова упала с этого же четверного прыжка и неудачно сделала каскад лутц-риттбергер. В итоге фигуристка заняла третье место и все-таки получила право участвовать в Олимпийских играх. Ее победу над 25-летней Елизаветой Туктамышевой, которая не отобралась на третью Олимпиаду подряд, журналисты и спортсмены назвали «абсолютным абсурдом».
«Щербакова сегодня выглядела слабо. <...> И еще меня очень удивила история с Туктамышевой. Она должна была сегодня выиграть произвольную программу у Щербаковой, так мне кажется. Она была лучше по элементам», — говорила тогда олимпийская чемпионка в спортивных танцах на льду Наталья Бестемьянова. Некоторые спортсмены, в том числе Евгений Плющенко, предлагали даже устроить «контрольный прокат» для Туктамышевой и Щербаковой, чтобы узнать, кто из них достоин выступать на Олимпиаде.
Критиковали бронзового призера и в социальных сетях: «Натягивали Аню на 3-е место как только могли. Пусть обвешается медалями и сверкает как новогодняя елка. Надеюсь это ее последняя ворованная медаль».
«Мучение на льду с лотереей на прыжках»
Традиционно на последний предолимпийский старт — чемпионат Европы — фигуристы российской сборной едут за «обновлением рекордов» — на национальных чемпионатах такие достижения не засчитываются. От Камилы Валиевой ждали тех же баллов, что она получила на ЧР: 90,38 за короткую программу (рекорд – 87,42), 193,10 за произвольную (рекорд – 185,29) и 283,48 в сумме (рекорд – 272,71), от Александры Трусовой — повтора «исторического проката», с которым та выступила в сентябре 2021-го, сделав пять четверных прыжков в произвольной программе. В итоге на чемпионате Европы Валиева смогла установить мировой рекорд только в короткой программе, а Трусова — прыгнуть лишь два квада в произвольной.
Но если у них было право на ошибку, то у Анны Щербаковой — нет: она ехала на ЧЕ не за новым рекордом, а за подтверждением всех прошлых заслуг. Спортивные обозреватели писали, что для этой фигуристки «Таллин будет проверкой всего — и нервов, и формы, и умения держать удар». Было понятно, что этот старт очень важен для Щербаковой и потому, что он определял ее настрой на Олимпиаду: и речь здесь не только о том, что о ее месте в сборной думают другие, но и о том, как свои возможности оценивает сама спортсменка.
В короткой программе Щербакова упала с первого прыжка и осталась без каскада лутц-риттбергер. Фигуристка получила рекордно низкие для себя 69,05 балла и по итогам первого дня соревнований заняла четвертое место. После этого на Щербакову обрушилась очередная волна хейта. Во многих интервью она признавалась, что читает материалы и посты о себе, зная об этом (и даже цитируя эти интервью), журналисты продолжали публиковать статьи с заголовками о «провале» спортсменки и рассуждать, достойна ли она ехать на Олимпиаду, а пользователи соцсетей — создавать целые треды с «разбором» ее психического состояния. Короткую программу Щербаковой назвали «мучением на льду с лотереей на прыжках».
Сама фигуристка уже после завершения соревнований призналась, что два дня «отдыха» между короткой и произвольной программами были худшими в ее жизни: «После падения в короткой было морально тяжело. Я и до соревнований сильно нервничала, а после короткой вообще было ощущение, что все завалила, ни с чем не справилась, все потеряно — и теряется уверенность в себе. Кажется, будто время до произвольной ты просто доживаешь до очередного провала».
«Ни на секунду не отключалась»
15 января во второй день соревнований женщин-одиночниц Анна Щербакова выступала первой из россиянок. Накануне, на последней тренировке она не стала прыгать четверной флип, который подводил ее весь сезон, но заявила его в произвольной программе.
«Прокат был нервный, — скажет она потом, — но я ни на секунду не отключалась, потому что понимала, что если потеряю контроль, то на любом элементе может быть ошибка, впредь до последней финальной позы. Каждая поза, прыжочек, шаг были под контролем до мелочей, чтобы не было глупостей, из-за которых я себя потом корить буду».
У Щербаковой получился не только четверной флип, но и все остальные заявленные прыжки, в том числе каскад тройной лутц-тройной риттбергер. После проката она еще какое-то время оставалась на льду: плакала, посылала болельщикам воздушные поцелуи и повторяла: «Спасибо». Фигуристка, в очередной раз доказав, что она боец, обновила личный рекорд в произвольной программе, набрав 168,37 балла (на 0,24 меньше, чем у победительницы турнира Камилы Валиевой). Это позволило ей подняться с четвертого места на второе.
Спортивные обозреватели любят объяснять, чем уникальна каждая фигуристка-одиночница из России. Так, например, Камилу Валиеву обычно хвалят за то, что она как никто другой чувствует музыку и филигранно выполняет прыжки, а Александру Трусову за смелость, с которой она идет на выполнение сложнейших элементов. Долгое время считалось, что феномен Анны Щербаковой — в стабильности, но во время этого сезона такую характеристику журналисты «отменили», а новую пока не придумали. Посмотрим, что произойдет на Олимпийских играх в Пекине, но пока кажется, что «необыкновенность» Щербаковой — в ее бойцовском характере и устойчивой психике. А это иногда гораздо важнее количества четверных прыжков.