Когда-то в юности один из преподавателей в моем ВУЗе сказал нам, что главная задача высшего образования заключается в том, чтобы привить нам навык решения абсолютно любой задачи. То есть, переводя на Олбанский, чтобы мы неучи зеленые при виде задачи, требующей обширной работы мозга, не убили себя апстену и не драпанули в панике в Бабруйск. Но шутки шутками, а мысль эта накрепко отпечаталась у меня в голове. Нас учили с какого конца подойти к проблеме, где искать соответствующие инструменты и методы, как отфильтровывать информацию, каким источникам доверять, а каким нет. Это формировало четкий образ мышления и образ действий, применимые практически в любой ситуации.

Сколько умов прошлого столетия посвятило свои жизни улучшению качества образования и повышению его доступности студентам всего мира. Как глубоки и возвышенны были их помыслы, и как бескомпромиссны и точны действия. А главное – впечатляющ результат. Образование приблизили к обывателям на расстояние вытянутой руки, классифицировали его в эксельной табличке, упаковали в красивые боксы, а ценники на него выставили, как на латте.  Вопрос вкуса. Безусловно, остались во всем мире университеты-мастодонты, которым предстоит выстоять и не в таких штормах. Они хоть и подыгрывают снисходительно общемировым трендам, ни на секунду не забывают мат. часть и не снимают затертого твида.

А тренд такой, что глупо было пытаться образовать население планеты до среднего уровня бакалавра. Это невыгодно сложившейся экономической системе, да и попросту страшно. Представляете, что будет, если чистильщики обуви с Уолл-стрит по-настоящему разберутся в математике волатильности, или украинские няни заглянут с лупой в маркетинговые жерла интернет-магазинов. Да или хотя бы просто в один день на планете все люди выключат все телевизоры на пару недель, для детокса, так сказать. Подходящего цвета для определения подобных революций маркетологи изобрести еще не успели. 

И поэтому нас вовремя сообразили откатить назад. Благо здесь мы рьяные помощники. Оскотиниваться человек умел во все времена. Мы возвращаемся к проф.училищам, 9-ти классам образования, и диванным экспертам, как сказали бы сегодня, “80-го левела”. Собственно, учиться и раньше никто не любил. Но в развитых странах, задающих исторически шарику вектор движения, в обществе витал вполне осязаемый посыл: без образования не стать тебе полноценным членом социума, да и просто человеком. И чувствовали его затылком абсолютно все. Чувствовали и не брыкались сверх нормы. А потом незаметно для самих себя взрослели, и переходили в другую лигу.

Сегодня концепция поменялась. Без образования возможно абсолютно все – вот новый лозунг, скандируемый в голос блогерами, инфлюенсерами и коучами. В огромном мире, стянутом так тесно всемирной паутиной, никто нипочем не разберется, что дипломы твои нарисованы в фотошопе, а сидишь ты в эфире в дырявых носках в забытой людьми норе. Отчаявшихся дураков, увязших в сети от безысходности, хватит на всех бендеров современности. И дети сегодняшнего дня идут завороженно за дудочкой невидимого крысолова, разбивая сердца поседевшим скакунам дня вчерашнего. Они таскают тонну макулатуры в ранце за спиной в основном, чтобы заработать сколиоз. И это в наш то век смартопаутины.

Чтение длинных сложноподчиненных предложений с причастными и деепричастными оборотами скоро можно будет выносить в отдельную профессию. Это навык превращается в рудимент. Только вот, действительно ли он изжил себя. Ведь чтение – одно из немногих доступных абсолютно каждому и абсолютно всегда занятий, что взращивает в человеке черты, столь привлекательные для других. Сострадание, эмпатия, терпимость, порядочность, великодушие, самоотверженность, смелость, искренность, все эти и многие другие первичные признаки человечности развиваются в людях либо путем собственных глубоких переживаний и страданий, либо с детства неосознанно, органично вписываются в картину мира яркими мазками мастеров пера. Они насыщают палитру знакомых сердцу чувств, формируют язык и образ мышления отличный от привычного разговорного, богаче и разнообразнее во сто крат.

А еще, читая, человек и в 2021 году обнаруживает, что он не одинок. Он знакомится с характерами своих родителей, коллег, кумиров, друзей, врагов совсем в новом свете. Узнает, что сотни тысяч людей на планете уже бились в тех же битвах со схожими демонами и лили слезы над теми же самыми горестями, что и он сегодня. Узнает, как люди проигрывали свои битвы и каким образом одерживали сокрушительные победы. Узнает, что мир хоть и изменился до неузнаваемости, а люди остались прежними, разве что короче острижены и лучше пахнут. Он оживляет в памяти истину, что зло было гонимо, а добро побеждало. Находит многие ответы, а за ними новые и новые вопросы.

„Читайте не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать“.  Фрэнсис Бэкон

 

Больше текстов в моем телеграм-канале