Кажется, это уже доказанный всему миру факт, что социальные сети манипулируют сознанием всех до единого своих пользователей. Громкие суды свершились, кино отсняли, и даже внесли “изменения” в политики конфиденциальности. Достоянием общественности стали и конкретные алгоритмы управления поведением людей в сети. Но вот только парадокс - рядовому пользователю фиолетово. И тут даже нечему удивляться. В противном случае не бывать было столь колоссальному успеху социальных сетей в принципе.
Логика обывателей социальных сетей проста. Кому-то из них «скрывать нечего», кто-то «просто читает там новости», а кто-то не поверит в «очередную теорию заговора», даже когда у него перед носом ляжет копия вердикта Судебного комитета Сената США. Некоторые в принципе и поверили, и немного расстроились, но на себе не ощутили. Ведь вещи эти настолько умозрительны, что ужаснуться масштабности манипуляции смогут только люди с очень крепкой психикой и не менее крепким интеллектом. И даже среди них найдутся те, кто несмотря ни на что останется в рядах пользователей. Ведь социальные сети невероятно удобны и предоставляют невиданные за всю историю человечества возможности для общения, познания, работы. Вряд ли найдется безумец, готовый с этим поспорить. Так как же в таком случае собственноручно отнять у себя возможность делиться, обсуждать и получать признание всего мира на ладони в любое время суток в любой точке планеты. Что из того, что кто-то узнает причину твоей смерти на пару лет раньше, чем твои близкие? Мало ли что запрограммированный на другом конце света искусственный интеллект высчитает новость о твоей беременности раньше, чем ты с замирающим сердцем увидишь проявляющиеся неспешно две полоски на тесте? Подумаешь, твои пристрастия в проведении личного досуга станут предметом анализа каких-то невидимых людей за океаном с сокрытыми целями. Зато ты сникерсы новые или фондан шоколадный всем знакомым покажешь - обзавидуются. Зато все увидят, услышат и умилятся первому агу твоего внучка. (А внучок никому, кстати, разрешения на использование и обработку персональных данных не подписывал).
Далее по законам жанра должен бы следовать пламенный призыв к массовому исходу из социальных сетей, удалению своих профилей, изъятию своих личных данных у цифровых компаний и покупке кнопочных телефонов. Вариант, конечно, неплохой и по нокиевской змейке уже у многих проснулась ностальгия, но вот о чем стоит подумать.
Человеком манипулировали всю его историю. Сильные манипулировали слабыми, умные - глупцами. Вожди племени толкали у костров древности вдохновенные речи и на утро их соплеменники по собственной воле расставались с жизнью в бою. Жрецы различных культов доходчиво и с чувством доносили людям мысль о высоком благе приношения себя в жертву грозному карающему божеству. А уж когда человек освоил письменность и печатный станок, манипуляции и пропаганду было не остановить. На смену харизме пришла сила печатной буквы. Написанному верить!
Всегда. Всегда-всегда мы были управляемы и направляемы. Вопрос стоял лишь в том, способны ли мы осознать происходящее и можем ли что-либо изменить?
Пока мир освещали лишь печатные станки и теле- и радиовещательные вышки, доступ к влиянию на массы был ограничен экспертным меньшинством. В новейшей истории экспертность влиятельных голосов стремительно теряет свою значимость. При этом задавать вектор целым сообществам стало возможно каждому, кто и слова то еще такого в школе не выучил. Но кем доказано, что людям нужен именно эксперт, умный, седовласый, в очках и с дипломом? Когда было доказано, что он скорее ответит расхожим будничным запросам пользователя, чем девочка-подросток из Тик-Тока с ямочками и очаровательной улыбкой? Быть может она Смакует не хуже Макаревича, и изъясняется не хуже Екатерины Андреевой.
Был ли это грандиозный план по размыванию общественного сознания целой планеты? Или очередная вышедшая из-под контроля гениальная задумка, сулившая человечеству только отрадный прогресс? Сегодня уже и неважно. Соблазняться стало важнее, чем познавать. Личный опыт стал цениться в разы больше, чем энциклопедические знания.
В итоге единственное, возможно, важное действие остается по-прежнему за конечным пользователем. Как, впрочем, и испокон веков. Будут ли его собственные действия в социальных сетях направлены на сохранение человечности и умножение подлинных знаний. Будет ли он использовать данное ему орудие лишь во благо себя и других членов общества. Будет ли относиться к ближним своим в паутине так, как хотел бы, чтобы относились к нему самому. Сможет ли он с гордостью взглянуть на свою собранную воедино ленту через десятилетия и не ужаснуться. Не будет ли ему “мучительно больно за бесцельно прожитые” гигабайты перед собой и последующими поколениями.
А стопорить прогресс - истинное ребячество и Донкихотство единовременно.
„Самое главное — научить людей правильно мыслить… Побежденные должны помнить, что и после поражения растут и множатся противоречия, грозящие сегодняшнему победителю“. Бертольт Брехт.
***
Оригинал в Телеграм-канале