Ей с детства внушали, что дело женщины – это замужество и кухня. Но она решила нарушить традиции и смогла не только построить блестящую карьеру, но и объединить профессионалов в своей сфере, мотивировать молодежь и даже поднять имидж своей страны. О том, как ей это удалось, мы поговорили с Гаянэ Белонович, руководителем дизайн-отдела FinTech компании STRONG, которая работает с крупнейшими банками Казахстана.

Гаянэ, почему вы решили стать ux/ui дизайнером?

Я окончила Казахскую Головную архитектурно-строительную академию в 2011 году, специальность - дизайнер архитектурной среды, однако свою карьеру я начала в IT компании. Я стартовала с позиции SMM-дизайнера, а через пару месяцев меня заинтересовал web-дизайн, в то время ещё не было термина ux/ui. Этим направлением занимался арт-директор, он и помог мне зайти в эту сферу. Мне нравилось, что в работе есть какие-то правила, четкость, логичность, меня очень быстро затянуло. Поэтому я решила получить специальное образование, прошла курсы при Британской высшей школе дизайна в Москве, онлайн курсы Игоря Джазова, плюс попала на первый поток курса AIC+Skillbox «UX дизайн». В общем меня было не остановить (смеется)

А что Вам больше всего нравится и не нравится в этой работе?

Самый большой для меня плюс - это возможность выявлять и решать проблемы через проектирование интерфейсов, тем самым приносить пользу окружающим. Я действительно получаю от этого удовольствие. Что касается минусов, то бывает сложно работать с непохожими друг на друга людьми – заказчиками, программистами, дизайнерами. У каждого из них свой взгляд на мир, образование, характер, темперамент, но мы должны максимально эффективно взаимодействовать, чтобы получить отличный результат. Также моя работа сильно зависит от других департаментов. Кроме того, эта сфера очень быстро развивается и знания устаревают, поэтому надо постоянно развиваться. Впрочем, мне это даже нравится.

Какими своими достижениями Вы гордитесь?

Могу поделиться одним из последних вызовов, с которым столкнулась. В b2b банкинге есть раздел валютных платежей, один из самых сложных. Так вот, при отрисовке форм я копнула очень глубоко и обнаружила, что у банка было много проблем из-за отсутствия оптимизации работы внутреннего департамента. Все платежи проверялись вручную, а человеческий фактор никто не отменял, поэтому было достаточно много операций, отклонённых банком и международной системой SWIFT. Последняя, в свою очередь, взимает комиссию за платежи с ошибками, а это потеря денег для банка. Эту валидацию (проверку) надо было мне понять, структурировать и донести информацию и до frontend, и до backend разработки. И, соответственно отрисовать надлежащим образом формы. Что мы и сделали, тем самым ошибки сократились, количество платежей в валюте увеличилось в 7 раз, внутренний департамент стал счастлив и клиенты тоже. Я рада вдвойне, но впереди ещё много работы по оптимизации. 

Вы являетесь обладателем международной награды A’Design Award. Расскажите об этой премии подробнее

Однажды после новогодних праздников мне пришло в голову поучаствовать в каком-нибудь престижном конкурсе, хотелось бросить вызов самой себе. Гугл пришёл на помощь и выдал мне A’Design Award. Ежегодно в данном конкурсе участвует в среднем около 13 тысяч человек из 114 стран мира. Из них 5% завоевывают серебро. Я посмотрела победителей прошлых лет, оценила свои шансы и решила подать заявку. Чтобы увеличить вероятность победы, я переоформляла свою работу раз 10 в соответствии с требованиями конкурса, а их было очень много. Результат - серебро, а саму работу выставили в Музее дизайна города Комо в Италии.

Пока я не ощутила какого-то влияния этой награды на карьеру, разве что увеличилось доверие со стороны компании и клиентов, плюс в резюме весомо смотрится. Но для меня это капля в море задач, которые я для себя поставила, они вкупе дадут желаемый эффект.

Вы являетесь членом жюри на конкурсе Technovation. Расскажите, что Вам это дает?

Technovation – это международный конкурс на наиболее полезное приложение среди учениц младших и старших классов. Если бы Вы видели этих девочек! Они вызывают восхищение и уважение. Они проделывают огромную работу и получают очень крутой старт в профессии. Участницы пытаются решать социальные проблемы через свои приложения, придумывают стратегию, бизнес-план, рисуют и кодят MVP…

Для меня важен этот конкурс, поскольку я понимаю, как девочкам бывает тяжело строить карьеру, тем более в IT. Кто бы что ни говорил, а предвзятость часто встречается. Им нужна поддержка, поэтому я вызвалась поучаствовать в этом конкурсе в качестве члена жюри, давая им обратную связь, которая поможет в развитии. А с некоторыми командами я продолжаю общаться и сейчас.

Как Вы можете оценить развитие ux/ui дизайна в Казахстане, России, США, Европе, Азии? 

Сфера ux/ui очень быстро развивается, можно заметить множество курсов по обучению профессии и огромное количество стартапов, какие-то из них стали популярными во всем мире. Если говорить про Казахстан, то наше Fintech приложение  Кaspi обошло и Россию, и Европу в успешной реализации идеи super app, но при этом компания взяла эту идею у Китая, который первый ее реализовал. У Kaspi очень крутой UX. При этом в Казахстане мало качественных курсов в данный сфере, в отличие от России и Запада (надо, кстати, это исправить). В целом, везде отрасль развивается и, если смотреть на рынок в разрезе регионов, то каждый в чем-то уступает другому.

Средний оклад сотрудника в сфере ux/ui, особенно в последнее время, в разы превышает средние оклады специалистов других индустрий (например, экономистов и юристов). Я полагаю, что это обусловлено той высокой востребованностью в подобных профессионалах, которую рынок на данный момент не может покрыть. 

О чем в плане работы и карьеры Вы сожалеете? Были ли у Вас какие-то провалы, которые Вы преодолели?

Сложности я преодолеваю постоянно, без них я не припомню свой профессиональный путь. Просто эти трудности разного уровня. Где-то с внутренними процессами разбираешься, где-то с внешними, где-то пытаешься уберечь себя и остальных ребят от выгорания, где-то сталкиваешься с непростым функционалом и т.д.

Я хорошо помню свою первую задачу по банкингу, мне надо было нарисовать страницу раздела «Платежи». А до этого я вообще не видела подобные сервисы онлайн-оплаты, никогда ими не пользовалась и впервые узнала, что они в принципе существуют. Ещё и сроки были сжатые, из серии: «Сегодня уже надо показать, нарисуй!» В итоге я сделала из категорий платежей цветную радугу в две колонки, там ни капли UX-а не было, это было просто картинка для галочки, что есть такой раздел. Вспоминаю об этом, и мне стыдно до сих пор. Благо через несколько лет я снова столкнулась с этим же банкингом и с переделкой этой же страницы и всего раздела. Я занялась исправлением своего позора и в итоге проделала отличную работу.

Вы проводите масштабные мероприятия для дизайнеров. Почему Вы взялись за это?

Я часто слышала фразы: «У нас ничего не происходит! У нас нет дизайн тусовок! Наши спецы не знают о существовании друг друга!» Поэтому я начала проводить такого рода мероприятия сама. Меня поддержала компания, в которой я на тот момент работала. Это были небольшие ивенты, где собиралось примерно 160-200 человек. Я приглашала местных специалистов с большим опытом, и они бесплатно делились знаниями с присутствующими. Также были воркшопы и дискуссии. 

Кроме того, были и крупные ивенты, например, вместе с iBEC Systems мы организовали Behance Portfolio Review, а также Dribbble Meetup. Дальше с акиматом (мэрия) города я проводила ивент, плюс с моей нынешней компанией STRONG мы сделали недельный дизайн спринт, где участвовали одни из лучших специалистов нашей страны. Они работали над реальной задачей одного из самых крупных банков Казахстана. 

Также я постоянно провожу мини-встречи с дизайнерами, у которых проблемы с текущими задачами по их проектам. 

Всё это, на мой взгляд, способствует развитию индустрии в нашей стране, мотивирует молодых профессионалов расти и развиваться. Кстати, по результатам таких мероприятий уже и самой легче находить специалистов себе в команду. 

Какие цели Вы сейчас перед собой ставите?

Я бы не хотела их сейчас озвучивать, мне хочется добиться, а потом рассказать.  Но Вы мне можете помочь достигнуть моих целей, скинув ссылку на мой канал в ютубе начинающим дизайнерам GGB Channel

Если ты начинающий UX/UI дизайнер, то во втором видео ты найдёшь домашнее задание, которое я бесплатно проверю, не упусти эту возможность!