Сделать бизнес на… справках! Оказывается, это реально. Андрей Шмидт на протяжении 12 лет успешно занимается легализацией документов и получением корпоративной информации в отношении иностранных компаний. Он рассказал о том, как создать международный бизнес и вести дела вместе с родным братом
Андрей, расскажите, почему Вы выбрали именно такую нишу для бизнеса?
Как все в жизни — это произошло случайно. Изначально мы с братом занимались логистическим бизнесом Германия-Россия, но это деятельность была сопряжена со многими рисками, поэтому мы начали искать другую нишу. И обратили внимание на то, что нам поступало много запросов от клиентов на проверку зарубежных контрагентов, в частности получение выписок из иностранных торговых реестров, легализацию документов и т.п. Нам показалось это очень перспективным, и мы с головой погрузились в это направление.
Сейчас мы работаем более чем в 100 странах мира, за исключением только Северной Кореи и некоторых стран Центральной Африки. А собственные офисы у нас в трех странах - России, Германии и Казахстане.
И я рад тому, что нам удается помогать многим людям в решении их проблем. Да, порой кажется, что «бумажки» - это скучно или неважно, но благодаря им можно понять, с кем из партнеров стоит работать, а с кем нет, в какие компании стоит вкладывать деньги, а с какими лучше не связываться. Также благодаря нашей работе клиентам удается найти выход и из сложных личных ситуаций, связанных с переездом в другую страну, браком с иностранным гражданином, разводом, поступлением в зарубежный университет и т.п.
А какие отличия в работе с иностранными и российскими клиентами Вы можете выделить?
Мы любим всех наших заказчиков, однако определенная национальная специфика всегда присутствует и на большом количестве клиентов национальный колорит проявляется довольно ярко. Можно сказать, что соотечественники более эмоциональные (особенно женщины), чем европейцы, и они гораздо более подозрительные. Мы по возможности стараемся относиться к этому с пониманием, так как многие из наших клиентов обращаются к нам в тяжелой жизненной ситуации: у кого-то умер родственник, у кого-то истекает ВНЖ, или он уже сидит в миграционной тюрьме, у другого срывается учеба в иностранном университете или трудовой контракт. И люди охотно пытаются переносить собственные проблемы и часто ошибки, на тех, кто им пытается помочь. Среди россиян это в целом встречается чаще.
Также довольно чаще соотечественники не знают, чего хотят, и гораздо затратнее получается с ними работать в плане первичного консультирования, так как им просто лень гуглить базовую информацию. Европейцы, как правило, сначала изучают сведения в интернете, а потом звонят с конкретными запросами, они более рациональны и менее эмоциональны.
Если обратиться дальше на Восток, то там начинаются свои специфические формы взаимодействия между заказчиками и исполнителями. Пока по мнению, царящему в нашей компании, пальму первенства удерживают корейцы, поскольку у них очень своеобразное представление об отношениях клиентов и исполнителей, где есть место даже психологическому насилию. Это касается как менеджеров крупных корпораций так и рядовых граждан. «Пушить» исполнителя с применением обсценной лексики - там скорее нормальная деловая практика. Опять же из моего опыта могу сказать, что подобное скорее свойственно в Азии и уже в Казахстане проявляется сильно ярче, чем в России.
Если же говорить про работу с государственными структурами и юристами в разных странах, то общее правило такое: чем крупнее и развитее страна, тем проще строится взаимодействие. В целом со странами Европы работать проще и дешевле, чем со странами средней Азии или Африки. В Мюнхене, Милане или Москве легче найти грамотных юристов, чем в Нигерии, Судане или Узбекистане. Быстрее можно получить от них счет на услуги, оплатить и получить в итоге ожидаемый результат.
И, соответственно, наоборот, очень сложно работать с микрогосударствами, вроде Сан-Марино, а также не очень развитыми странами, вроде стран центральной Африки, ну и с регионами, где есть местные военные конфликты.
Расскажите, а какие особенности привлечения персонала в разных странах?
Поскольку у нас очень специфический бизнес, то ни образовательные учреждения, ни рынок в целом для нас специалистов не готовят. Поэтому мы стараемся привлекать в компанию молодых сотрудников, обычно сразу после университета, и обучать своими силами. Этот процесс занимает около полугода. Для нас важно, чтобы человек знал как минимум 2 иностранных языка, был легко обучаем и обладал самоорганизованностью.
Разумеется, при этом мы делаем огромную ставку на удержание персонала.
Если говорить о локальных особенностях, то самые большие сложности с кадрами на данный момент у нас в Германии. Это связано с огромным дефицитом рабочей силы в целом в стране и с последствиями пандемии в частности. Если в России за месяц на вакансию у нас откликается по 300 человек, то такой поток в Германии мы не можем обеспечить даже за год. И в целом людей, расслабленных удаленкой, хоум офисом и социальными пособиями очень сложно убедить, что надо работать.
Как Вы считаете, что является особенно важным при работе на международных рынках? Что Вы можете посоветовать предпринимателям, которые только планируют начать работу на мировом уровне?
Прежде чем размышлять про международные рынки, надо добиться лидирующего положения у себя дома. Если в родной стране дела идут ни шатко ни валко, то в каком-нибудь удаленном офисе, за 4 часовых пояса, где работа идет на плохо знакомом вам языке, не будет ничего, кроме воровства и раздолбайства. Так что вы только усугубите себе проблему.
И только когда есть хорошо отстроенные бизнес-процессы на домашнем рынке и интересный продукт, можно планировать расширение в другие страны. И надо на берегу учитывать, что удаленный офис с наемным менеджером почти всегда менее эффективен. Выдержит ли ваша бизнес-схема снижение этой эффективности?
А с какими сложностями Вы сталкиваетесь в бизнесе и как удается их преодолевать?
Впервые с серьезными трудностями мы столкнулись в пандемию. В частности сильно усложнилась международная пересылка заказов, официальные учреждения долгое время были закрыты и не выдавали никаких документов. В последние годы появились новые проблемы как с доставкой в Россию, так и с международными платежами. Кроме того, ощущаются значительные инфляционные процессы во всем мире, цены на услуги подрядчиков, а также доставку растут повсеместно. Безусловно, это вынуждает и нас корректировать свой прайс.
Тем не менее, в любой ситуации мы стараемся искать новые возможности и перспективы развития. Например, в последние 2 года снизился спрос в России на корпоративную информацию из ЕС. Однако при этом возрос интерес к информации по компаниям из ОАЭ и Китая, а также офшорных зон. Кроме того, мы отмечаем значительный рост количества запросов на легализацию документов, связанную с релокацией российских компаний и их сотрудников в ОАЭ и другие страны. Если говорить в общем, то собственный бизнес - это всегда про преодоление трудностей. И самое сложное - это работа с людьми. Научиться их мотивировать обучать, и контролировать, и добиваться от них выполнения поставленных задач. Когда начинаешь бизнес, то сам работаешь на всех позициях и ждешь аналогичного отношения от своих коллег, а потом с огромным удивлением обнаруживаешь, что на работу многие ходят за зарплатой, а не для того, чтобы работать. Ну и отдельное испытание - это научиться с неэффективными людьми расставаться, даже несмотря на хорошие личные отношения. Но, к сожалению, без этого развивать компанию невозможно.
О чем в жизни Вы сожалеете и почему?
В жизни ничего не дается бесплатно и, разумеется, за возможность руководить своей компанией и реализовывать собственные идеи приходится многим жертвовать. Это только в соцсетях вам расскажут про бизнесменов, которые круглый год сидят на пляже, а по ночам ходят на тусовки. В реальности я таких примеров не припомню. Собственный бизнес - это огромная ответственность. Нельзя просто взять и уволиться, потому, что у тебя выгорание. Это будет не только мой личный и финансовый крах, но и крах для всех тех людей, которые от меня зависят.
Разумеется, все это не самым позитивным образом сказывается на личной жизни. Порой трудно убедить любимую женщину, что вместо Мальдив я еду в офис, потому что есть кое-что более важное, чем пина колада и пляж.
Вы построили компанию вместе с братом. Однако говорят, что вести бизнес с родственниками - это большой риск разрушить и отношения, и компанию. Что Вы об этом думаете?
Если всем ответственно заниматься своим делом, то можно выстроить бизнес даже с родственниками. Конечно, у нас с братом бывают споры и конфликты, но мы всегда пытаемся их решать переговорами. И последние 12 лет нам это успешно удается.
Какие цели Вы сейчас перед собой ставите?
На данный момент мы планируем экспансию на китайский рынок и собираемся в конце года открыть там офис. Это связано с серьезными организационными и финансовыми сложностями. Расти иногда очень трудно, приходится ломать и собственные представления о бизнес-процессах и самое главное - менять эти представления у сотрудников, что происходит не без сопротивления. Думаю, это придаст некоторый импульс в развитии нашей компании.