Дом сегодня — это не только место отдыха, но и для многих — место работы. О том, каким должен быть современный интерьер, чтобы отвечать всем запросам своих хозяев, я поговорила с дизайнером, у которого за плечами более 18 лет опыта, обладателем профессиональной премии Interia Awards, а также наград от журналов Moda Topical, Special, «Интерьерный» Аленой Чмелевой
— Алена, каким правилам стоит следовать, если человек решил заняться своим интерьером самостоятельно?
— В первую очередь я бы рекомендовала минимизировать цвета, в одном помещении их должно быть в идеале не более трех. Это позволит сделать интерьер опрятным и при этом уютным. Не нужно подбирать все предметы строго тон в тон: остановитесь на одном-двух цветах и поиграйте с их оттенками — это придаст интерьеру глубину. А третий цвет введите в текстиле, декоре, который всегда можно заменить и тем самым преобразовать настроение комнаты без лишних затрат.
Кроме того, если вы делаете ремонт сами без привлечения специалиста, я бы посоветовала придерживаться одного стиля во всем доме или квартире. Конечно, микс нескольких направлений смотрится интересно и динамично, но если человек непрофессионал, то он может переборщить. Поэтому лучше всего, чтобы одни и те же детали перетекали из помещения в помещение либо использовались одинаковые приемы в разных комнатах. Так интерьер будет гармоничным.
А еще хорошая идея — сделать ставку на крупный декор. К сожалению, множество мелких предметов может вызвать ощущение беспорядка. А вот крупные элементы не создают такого эффекта и делают интерьер интересным. Иногда достаточно одной картины, зеркала на стене или высоких настольных ламп, чтобы подчеркнуть стиль интерьера и индивидуальность его хозяина.
— Расскажите, как вы пришли в сферу дизайна интерьера?
— Моя мама была модельером, а отец сам мастерил мебель. Наверное, поэтому тяга к рисованию возникла у меня с раннего детства — с 4 лет. Уже тогда мне нравилось изображать дома и располагать в них мебель. Позже у меня был архитектурный класс в школе. Так как я родилась и начинала учиться в Иркутске — городе, который славится деревянным зодчеством, то мы ходили рисовать на плэнер деревянные дома, фигурные наличники на окнах, коньки на крышах. Я больше всего любила эскизирование.
После школы я поступила на архитектурный факультет в ИрГТУ. Но затем переехала в Москву и продолжила обучение в МАрхИ на кафедре ЖОС — жилых и общественных сооружений. У меня были лучшие преподаватели, о которых можно было только мечтать. На старших курсах днем я работала, а вечером бежала на пары. Так моя практика началась раньше, чем я окончила институт. Закончив МАрхИ, получила диплом по специальности «архитектор». А моя дипломная работа попала в десятку лучших и даже заняла 2 место на международном конкурсе в Ереване.
В первые годы своей карьеры я занималась общественными интерьерами. Но потом поняла, что жилые меня больше притягивают. В них много деталей и больше самовыражения. Во время учебы я работала в известном бюро Олега Клодта, где мы занимались премиальными и люксовыми интерьерами. Я разрабатывала мебель от начала и до конца, также камины и сложные узлы соединения деталей. Потом еще успела поработать в самой большой дверной компании, где мы строили шоу-румы. А после открыла собственную студию. Сейчас я в основном создаю интерьеры для собственников малого и среднего бизнеса, работаю с квартирами и частными домами. Мы стараемся взять все хлопоты по ремонту на себя и даже в конце подбираем постельное белье, полотенца, посуду, чтобы можно было сразу переехать и жить.
— А что вам больше всего нравится в вашей работе?
— Звучит удивительно, но мне нравятся все этапы. Особенно, когда мы только сделали замер, составили техническое задание с заказчиком, а потом на чистый план нужно спроектировать помещения, расположить мебель, сантехнические аксессуары. Этап планировки один из самых трудоемких и интересных. Дальше мы рисуем концепцию. Всегда волнительно показывать заказчику ее первый раз. И всегда окрыляет, когда ему нравится идея с первого раза. Далее мы вносим правки и потом уже выходим на этап рабочей документации. Он также достаточно увлекательный. В нем нужно учесть все нюансы и запроектировать картинки уже в чертежах, продумать узлы и соединения, как пройдут инженерные коммуникации. До открытия своей студии я очень много чертила сама, а потом, когда нужно было ездить руководить стройками, стала делегировать этот этап. Но до сих пор его люблю.
Мы постоянно устраиваем слет в офисе и обсуждаем чертежи, я рекомендую как их улучшить, как реализовать. Стараемся сразу все продумать на бумаге. А далее начинается самое интересное — стройка. Больше всего люблю именно серые бетонные коробки жилых квартир или домов, которые потом превращаются в те самые картинки интерьера, только уже живые. На этапе стройки проходит большой этап коммуникации, нужно всех собрать, организовать, донести идею, вдохновить и повести за собой. Главное тут — умение работать в команде, уметь слушать и слышать. У меня это хорошо получается.
— Вы являетесь обладателем нескольких наград в области дизайна интерьера. Как вам кажется, что помогло их получить? И в чем ваша особенность как специалиста?
— Думаю, меня отличает то, что все мои проекты индивидуальные. Я много изучала и изучаю психологию. Плюс наложился большой опыт и хорошее архитектурное образование. При первом же знакомстве я вижу человека в его интерьере. Это избавляет от долгих поисков того, что нужно. Как правило, потом заказчику не просто нравится интерьер, он в нем счастлив. Я считаю — это наивысшей результат, когда интерьер заряжает и наполняет всех жильцов.
Я работаю с ценностями заказчика, они часто совпадают с моими — качество, комфорт, хорошие материалы, удобная мебель, разные сценарии освещения. При этом дизайнер — это человек, который всегда должен идти вперед и видеть будущее. Стараюсь создавать концепции таким образом, чтобы они потом еще долго оставались актуальными.
Заранее понимаю, какой формы нужна люстра или стол, а потом просто нахожу то, что совпадает с моим видением. Подбирать цвета и колористические решения мне очень помогает курс живописи, который у меня был. Я часто использую свои собственные колеровки стен, меняю процентовку выкраса. Создаю собственную мебель, которая подходит только в каждый конкретный проект и к каждому конкретному человеку. А еще я давно поняла, чтобы добиться результата, нужно контролировать и разбираться в каждом процессе. Поэтому мы сами осуществляем все закупки, контролируем поставки, субподрядчиков, общаемся с управляющими компаниями, согласовываем планировочные решения, т.е. реализуем дизайн-проект под ключ.
— Какими своими достижениями вы больше всего гордитесь?
— Мне удалось поработать в самом верхнем сегменте и сделать часть интерьера первым лицам страны. Я сотрудничала с французами, итальянцами, создавая такие проекты совместно. Летом мы оформляли часть помещений в Кремлевском дворце. В такой работе получаешь хороший опыт, так как бюджет проектов всегда высокий и есть возможность проявить фантазию, поработать со сложными, дорогими материалами.
И таких интересных проектов было много. Например, однажды я делала домашний кинозал, все стены которого были обшиты натуральной алькантарой, а потолки звукопрозрачной тканью, которую сделали по моим эскизам с определенным количеством узелков. Сам интерьер был настолько трудным в исполнении, что я не верила, что все получится реализовать. Стены и потолки были изогнутыми. В подиумах были звуковые лабиринты. Но в итоге все получилось точь-в-точь, как мы нарисовали. Даже лучше. Это всегда большая радость для архитектора в конце. Видеть, когда твой рисунок материализовался.
— Какие цели вы сейчас перед собой ставите?
— В следующем году я планирую наконец-то выпустить свою книгу. Я создаю ее третий год. У меня несколько раз менялась ее тема и содержание. И только сейчас появилось полное видение содержания. Она будет о мотивации, о любви, о том, как создаются непростые, но красивые интерьеры. С какими трудностями приходится сталкиваться и как их преодолевать. Книга будет интересна и широкой публике, и специалистам в области интерьера.
Также хочу запустить закрытый канал для дизайнеров, где буду делиться своим опытом, знаниями и тем самым вдохновлять, обучать и мотивировать их.