Пример «боярышника»

В России есть неприятная закономерность: когда происходят трагедии, искоренять их причины пытаются предельно быстро и крайне несдержанно. Это касается и трагедий, связанных с отравлением спиртом.

Самый яркий пример последних лет — массовые отравления «боярышником» в Иркутской области в 2016 году. Тогда после распития спиртосодержащей жидкости погибли 78 человек. Большинство СМИ называли эту опасную жидкость «боярышником», а вслед за журналистами так стали называть ее и государственные чиновники. Это привело к большой путанице, которая вызвала неприятные последствия.

Использование слова «боярышник» дискредитировало лекарственное средство с высоким содержанием алкоголя — настойку боярышника. Потому что люди погибли не от аптечной настойки, а от концентрата для принятия ванн, который назывался «Боярышник». Но на это мало кто обращал внимание — отравление стало ассоциироваться именно со спиртовыми лекарственными препаратами. Подмена понятий привела к тому, что в России запретили продавать непищевую спиртосодержащую продукцию дешевле водки, аптечные настойки стали проходить через систему ЕГАИС, а цены на них сильно выросли. Настойка боярышника подорожала за полгода после трагедии в четыре раза. В итоге пострадали люди, которые привыкли экономить на седативных средствах, и те, у кого не хватало денег на более дорогие лекарства. В первую очередь — пенсионеры. Хотя аптечная настойка была вообще ни при чем.

Нежелание гуглить

Ситуация с массовым отравлением «сидром» в последние дни очень напоминает последствия истории с «боярышником». Большинство российских СМИ пишут о том, что в Поволжье люди отравились именно сидром. В издании Breaking Mad вышла новость с заголовком «Фестиваль сидра в Москве состоится, несмотря на массовое отравление россиян». Это настораживает любителей настоящего сидра, в том числе и меня. И настораживает по одной причине — все дело в том, что россияне отравились не сидром.

Чтобы это понять, надо разобраться, что такое сидр. Это напиток брожения из яблочного, грушевого или айвового сока. В традиционной стилистике он делается только из сока и дрожжей. В нетрадиционной его разрешено готовить из концентрата яблочного сока, сахара, лимонной кислоты, воды и нескольких других ингредиентов. 

«Мистер сидр», после употребления которого погибли люди, вроде бы подходит под категорию нетрадиционных сидров — по новостным пабликам гуляет фотография его этикетки, на которой можно прочитать состав: лимонная кислота, концентрат сока, вода и сахар. Однако этот состав отличается от того, который производитель напитка (ООО «Анди») официально заявил государству и которого он обязан придерживаться. Это легко проверить, зайдя на сайт Росалкогольрегулирования. В его поисковике надо вбить «Мистер сидр» и найти нужный продукт от указанного производителя. Например, в карточке напитка «Мистер сидр яблочный» сказано, что в его состав входят пивные дрожжи, хемелепродукты, ячменный солод, вода и ароматизаторы. Сока и хотя бы его концентрата, который должен содержаться в любом сидре, там нет. Более того, «Мистер сидр яблочный» официально зарегистрирован как «Напиток пивной светлый фильтрованный пастеризованный». То есть даже сам производитель говорит о том, что это не сидр. Следовательно, люди отравились не сидром.

Можно привести еще примеры с того же государственного сайта. Под маркой «Мистер сидр» выпускались напитки со вкусом жвачки, клубники и барбариса. И даже коктейлей Мохито и Пина Колада. С таким же «успехом» можно выпустить напиток со вкусом Мохито под маркой «Пиво» — пивом от этого коктейль не станет.

Не хочется думать, что незнание фактов, как в истории с «Боярышником», приведет к усложнению условий работы российских производителей сидра. В последние годы они показывают очень высокие результаты. Например, 26 мая московская сидрерия Rebel Apple стала первым российским производителем традиционного сидра, который получил высшие награды на главном международном конкурсе сидра и пуаре (GLINTCAP).