Я замечаю, что слово “депрессия” используется сегодня почти наравне с ОРВИ. Им часто называют тоску, уныние и хандру. Но все это разные вещи. 

В чем отличие депрессии? 

Человек, находящийся в депрессии, испытывает неспособность радоваться жизни, нарушение сна и аппетита, тревожность, снижение самооценки, чувство вины, стыд, снижение волевых качеств, психического тонуса. Чаще всего в депрессии проявляется очень высокий уровень агрессии или наоборот, очень высокий уровень изоляции, подавленности.  И те, и другие формы опасны для жизни человека.  Это очень сложное, глубокое состояние, часто требующее вмешательства медицинского психолога и психиатра. Но начинается депрессия почти всегда с непережитых тоски, уныния.

Где источник тоски и уныния? 

Их два. Родители и социальная среда. У ребенка формируются уныние, тоска, хандра как реакция на определенные типы поведения родителей, учителей, детей и других людей с ним. Первично, конечно, родителей. 

Первый тип поведения - это отсутствие поддержки. Требования и давление на ребенка без объяснения причин создают у него устойчивый страх перед конфликтами, любыми столкновениями с другими людьми.

Второй тип - это поощрение в любом случае. Т.е. вне зависимости от результата ребенку говорят, что у него все получится! И снова ничего не объясняют, не спрашивают, что с ним происходит… его просто хвалят и утешают в случае неудачи.

Чем опасно утверждение “все будет хорошо”?

Оно подавляет волевые процессы у человека. Положиться на «всё будет хорошо», значит устраниться от ответственности за свою собственную жизнь. Уныние и хандра впоследствии могут стать формой демонстративного поведения, направленного на получение помощи или утешения со стороны окружающих.

Третий тип - когда ребенку говорят: “Мы тебя любим, какой бы ты не вырос, мы тебя все равно будем любить!”. И при этом напоминают, что ему хорошо научиться самому справляться  с проблемами. В этом случае печаль поощряется как бы частично. Так формируются зависимые формы поведения. От родителя, от учителя, от начальника…

Гнев

Он всегда следует после переживания непрожитой печали. Потому что человек остался в полном недоумении! Когда будет хорошо? Что о меня хотят на самом деле? Что я делаю не так? Я и Вы б при этом тоже очень злились, находясь в таком состоянии недоумения постоянно. 

При этом человек не ищет ресурсы у себя, которые бы он мог использовать, повышая свое качество жизни, утверждаясь в нем. 

Здоровая форма проживания печали, уныния

Она состоит из трех пунктов.

  • Понять, чего же я боюсь, какие страхи меня  пугают?

  • Понять, что я в печали и злюсь и эти эмоции выразить. 

  • Понять, чего мне не хватает? 

  • Что делать если Вы или Ваши близкие столкнулись с унынием и хандрой?

    Отмечу, что угнетенное состояние человека не всегда очевидно. Страдания могут скрываться за маской постоянной веселости, за склонностью к риску, за постоянным поиском новых ощущений, за всем, что отвлекает от истинных внутренних потребностей и переживаний. 

    В действительности, как и все эмоции, тоска, уныние, хандра - это сигналы. Обрати внимание на то-то и то, измени, сделай, заметь, почувствуй….

    Раскладываю на этапы:

  • Задайте себе вопросы: “Что меня тревожит, чего я хочу, хочу ли я вообще чего-то?”. Они могут указать путь к себе. 

  • Посмотрите, кто Вас окружает. Здорово, если у человека есть близкие люди, которым он может открыть правду, спросить и получить честный ответ о том, какими он и его поведение видятся со стороны. 

  • Займитесь трудом. Трудотерапия - не до конца исследованный, но показавший свою эффективность способ. Спросите себя, чем я могу заниматься, чем я хочу заниматься, как я буду это делать, с кем я буду это делать, один я буду это делать или с кем-то в паре?  Что мне нужно для этого? Что вообще мне нужно, чтобы я начал заниматься делами? 

  • Обратитесь за профессиональной помощью. Психологи-консультанты, медицинские психологи и врачи готовы помочь наладить отношения и с собой, и с близкими. 

  • Помните, тяжелые душевные травмы, потеря близких людей, их смерть, особенно в раннем возрасте, увеличивают вероятность развития у человека большого депрессивного расстройства. Причиной могут быть также расстройства в работе эндокринной системы, наследственная предрасположенность и другие физические «обстоятельства». Больные депрессией вполне могут ЗНАТЬ, о том, что жизнь ценна и прекрасна, но НЕ ЧУВСТВОВАТЬ этого. Обремененные своей жизнью, они могут пожертвовать ей для целей террористических организаций, религиозных сект и политических движений.

    Клиническая депрессия – действительно тяжелое заболевание, способное отравлять жизнь человеку годами. Такое расстройство требует вмешательства врача, его лечение длительно и трудоемко, это самая настоящая борьба за жизнь.

    Подводя итог

    Уныние и тоска – сигнал о том, что душевные процессы подвержены разладу, о том, что поведение человека в настоящем не соответствует его истинным потребностям, направлению стрелки его «внутреннего компаса».

    Это часто приводит к популярному сегодня понятию

    прокрастинации.

    И это повод для встречи с собой, со своим мотивами, принципами воспитания, для взросления, для принятия ответственности. Даже депрессия может стать началом новой, более осознанной, осмысленной и счастливой жизни.