Все, что я знала о Челябинской области, — это то, что это промышленный регион на Южном Урале, где проходит граница Европы и Азии, куда однажды упал метеорит и где находится загадочный древний город Аркаим. Поэтому рванула с Медаразведкой Туту.ру на непознанную территорию даже не раздумывая.

История эксперимента построения идеального социалистического города

Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска
Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска

Южный Урал — металлургическое сердце России, лидер по производству черных и цветных металлов, производящий высококачественные марки стали. В Магнитогорске находится крупнейший в России металлургический комбинат. Он занимает чуть больше площади Парижа, а протяженность всех железнодорожных путей на территории предприятия превышает расстояние от Москвы до Петербурга — около 800 километров.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Если сложить всю товарную продукцию, произведенную ММК за все годы работы, и погрузить ее в вагоны, то этот железнодорожный состав способен 4 раза обогнуть Землю по экватору.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

История комбината тесно связана с историей города. В 1929 году одновременно со строительством комбината начали воздвигать город. Это был фантастический эксперимент в реальном времени. Магнитогорск — один из первых городов, который строили по генеральному плану. Долгое время первостроители проживали в бараках и палаточных городках.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Несмотря на суровые условия жизни, первые магнитогорцы ежедневно совершали трудовые подвиги. Поэтому образ палатки до сих пор очень важен для города, ему даже был возведен памятник «Палатка первостроителей Магнитки».

Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска
Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска

 Первым был проект «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Они хотели построить «Город-дорогу». Магнитогорск представлялся авторам в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от Металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Протяженность «Города-дороги» была ограничена 25 километрами. Будущий город планировался из трёх параллельных полос. В центре располагаются общественные здания, а по крайним полосам — жилые дома. «Город-дорога» остался на уровне проекта на бумаге и не был реализован. Частичка этой идеи все же была воплощена: в городе три центральных магистрали, которые пронизывают Магнитогорск по всей ширине, поэтому очень легко попасть с одной окраины на другую и в центр.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Магнитогорск — один из двенадцати уникальных населённых пунктов в мире, расположенный в двух частях света. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке, соответственно левый берег находится в Азии, а правый — в Европе. Вот и судьба города как архитектурного эксперимента складывалась из идей русских и европейских архитекторов. Интересный факт, что большинство магнитогорцев живут в Европе, а работают в Азии, поэтому ежедневно совершают путешествие из одной части света в другую. А мосты в Магнитогорске называют «переходами».

Концепция социалистического города требовала градостроительных знаний и высокого уровня профессионализма. Но у социалистической России не хватало ни знаний, ни опыта в проектировании таких городов. Для строительства завода и города было решено привлечь западных специалистов. Для завода были закуплены технологии и оборудование из США и Германии и приглашены специалисты из американской компании «Arthur McKee & Co». И в 1930 году с группой из 20 прогрессивных европейских архитекторов в Россию прибывает знаменитый градостроитель Эренст Май, представитель архитектурной школы «Баухаус».

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Архитекторы предложили революционный метод: проектирование города из типовых модулей, которые можно было бы мультиплицировать бесконечное число раз, в зависимости от роста города. Город как часть комбината конструировался по шаблону из стандартизированных деталей и являл сбой типовой продукт. Эта идея конвейерной системы была рождена еще на автомобильных заводах Генри Форда и перенесена в Россию. «Дом — это машина для жилья», — утверждал архитектор-функционалист Ле Корбузье. Эрнест Май и его коллеги предложили проектировать не только дома, но и социалистические города как машины, которые создадут новую технологию жизни и помогут сформировать новое общество и нового человека! Все трудоспособные жители должны были работать или на производстве, или в сфере обслуживания. Жизнь традиционной семьи менялась на коллективную жизнь в домах-коммунах без кухонь. Только общие цели и ценности, коллективное «мы» выше индивидуального «я».  Предполагалось, что население города при промышленном предприятии будет единым трудовым коллективом, живущим только интересами комбината.

Проект детальной планировки квартала № 1, разработанный Эрнестом Маем
Проект детальной планировки квартала № 1, разработанный Эрнестом Маем

Но любой город — это не машина, а живой организм, который порой развивается совершенно непредсказуемо. Игнорирование стихийных начал городской среды заведомо утопично. Из всего проекта лишь часть задуманного воплотилось в жизнь. К середине 1930-х годов концепция «социалистического города» кардинально меняется. Это уже не город-общежитие, а пространство величественной монументальности. Идея машины уступила место идее красоты. На смену типовой застройке пришел «сталинский ампир».

Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска
Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска

Теперь город строили как советский город-идеал, город-сад с широкими проспектами, цветущими садами, площадями и бульварами, изобилием пятиэтажных домов, построенных по строгому плану. Над обликом города трудились архитекторы из Ленинграда и Москвы. Свои идеи закладывали в камень такие архитекторы, как Леонид Бумажный, разработавший типовые для всей страны квартиры, Дмитрий Бурдин, проектировавший Останкинскую телебашню, Леонид Баталов, занимавшийся разработкой панорамы Бородинской битвы, и Евгений Левинсон, известный как соавтор одной из красивейших станций метро «Автово» в Северной столице. Им открылся огромный простор для творчества. На правом берегу Урала в то время были овраги и ковыльная степь: для любого архитектора это отличная возможность развернуться. Но архитекторы шли по протоптанным дорогам. В Магнитогорске они повторили знаменитое «ленинградское» трехлучье: три широких улицы, которые выходят из одной точки в разные стороны. В Питере это Невский, Вознесенский проспекты и Гороховая улица, тогда как «трезубец» Магнитогорска — это Октябрьская улица, улица Строителей и проспект Металлургов. А неподалеку находится и улица Ленинградская.

Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска
Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска

Следующим шагом было строительство высоток, но пришли «хрущевские времена» с так называемыми «хрущевками», когда важно было построить максимум жилых площадей, при минимуме затрат на строительство. В 90-е и последующие строили мосты, дороги и трамвайные пути. Большой вклад в архитектурное развитие города внес ММК. Благодоря нему были построены цирк, диагностический центр, драматический и оперный театры и телецентр. Именно в 90-х, благодаря комбинату магнитогорский аэропорт прошел масштабную реконструкцию и получил статус международного.

Фото: Дмитрий Кустарниченко
Фото: Дмитрий Кустарниченко

Магнитогорск — удивительный, живой город, который продолжает меняться и развиваться. Его можно назвать энциклопедией стилей советской архитектуры. Надеюсь, наши архитекторы  будут приезжать, изучать город и учиться опыту архитекторов прошлого. Кстати, двери ММК тоже открыты для экскурсии. Этот металлургический гигант своей мощностью и размерами производит неизгладимое впечатление.

Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска
Фото предоставлено администрацией города Магнитогорска

Мне кажется, город, который неравнодушен к архитектурным экспериментам и не боится смотреть в будущее, совсем скоро совершит очередной рывок в своей эволюции. И архитекторы, обладающие широтой взглядов и неординарным мышлением, возможно предложат ему новую концепцию. И он стряхнет «заводскую пыль» прошлого и предстанет перед нами в облике «Города будущего».

Через непостижимость Аркаима к идеальному миру

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Аркаим стал первым городом из страны городов, который удалось обнаружить в июне 1987 года во время археологического обследования территории, которая должна была уйти под воду в результате постройки Большекараганского водохранилища. В 1991 году под руководством доктора исторических наук, профессора Г.Б. Здановича здесь были проведены масштабные раскопки. На Урале есть более древние археологические памятники. Уникальность же Аркаима в том, что он был создан по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, со сложной и многофункциональной архитектурой и фортификацией.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Аркаим — поселение бронзового века, которому 4000 лет. Протогород-поселение имеет кольцевую форму. На месте стен сейчас угадываются небольшие возвышения, представляющие собой два круга – внешний и внутренний. Все строения в городе были деревянными, а потому не сохранились. В центре города располагалась площадь, к которой вели прямые улицы. В городе была ливневая канализация, которая отводила воду за пределы поселения. 

Фото: Дмитрий Кустарниченко
Фото: Дмитрий Кустарниченко

До сих пор идут горячие споры о том, что же это за место такое. Его называют прародиной ариев, колыбелью человеческой цивилизации, родиной Заратустры, обсерваторией, машиной времени, порталом в иные измерения, местом силы, аномальной зоной и даже первым металлургическим заводом на Урале. В своих интервью Г.Б. Зданович говорил, что интересен не только город, но и само место, где он находится.

Фото: Дмитрий Кустарниченко
Фото: Дмитрий Кустарниченко
Здесь в одном месте реки текут на восток и на запад, пробивая порой Уральский хребет. Например, река Уфимка. Отсюда она течет к Каспию, к Поволжью. Тобол, Ишибь, Обь — текут на восток и на север, это уже вода Сибири и Северного Ледовитого океана. Получается, что одни реки текут на восток и поворачивают на север к океану, а другие — на запад и потом поворачивают на юг к Каспию и Средиземноморью. Я знаю единственное место, где реки одновременно текут на все 4 стороны света — на запад, восток, север и юг. Это легендарная Гиперборея, именно там с горы Меру все реки текут на все 4 стороны. Здесь же у Аркаима, это факт — вода с этого места растекается на все 4 стороны света. Оказалось, что это место является одним из самых уникальных во всей Евразии. Здесь смыкаются не только реки Европы и Азии, Запада и Востока, а также Севера и Юга. Здесь стык всего абсолютно! В этой долине свыше 730 видов высших сосудистых растений! Здесь столько видов бабочек, насекомых, что нигде и в округе такого нет!
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Стоя в центре Аркаима, я пыталась прочувствовать и понять, что это за место, в чем его суть. Но голова была пуста. Невероятный аромат степных трав пьянил, ветер колыхал цветущее зеленое море, а небо доносило раскаты грома и пугало приближающейся грозой. Эта драматургия земли и небес не давала мне сосредоточиться. Поэтому, когда я вернулась в Москву, первым делом начала писать Аркаим, то, как увидела его моя душа. На холсте проявилось око, которое смотрело в высь, а в небе подобно птице парил маленький человек.

 
 "Око Аркаима" Холст, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

И для меня Аркаим прорисовался, как некое иррациональное пространство, которое не возможно объяснить. И я вспомнила «Солярис»,  бессмертное творение Андрея Тарковского, по роману Станислава Лема.

«Знаешь, по-моему, мы потеряли чувство космического, древним оно было доступнее. Они бы никогда не спросили: За что? Зачем?»

Почему оно такое, а не иное? Почему его покинули люди? Ответы - лишь догадки и гипотезы. Нам остается только контактировать с Аркаимом, созерцать, слушать его, впитывать атмосферу. И воодушевляться, получая впечатления.

Мне кажется, что Аркаим необходимо поддерживать и содержать в его первозданном виде. Нам всем необходимо нечто, что невозможно объяснить, что лежит за гранью нашего понимания и что намного больше представления о себе и мире. И, как это ни странно, именно этот объект может подтолкнуть к появлению новых идей и открытий в области науки, технологий и самого мира. Аркаим — это наше нулевое пространство души, откуда приходит вдохновение и рождается воображение. Это центр, где ничего не происходит, центр недействия, откуда можно двигаться в любую сторону. Возможность подняться выше себя, выстроив свою личную вертикаль с небом и Богом. Через Аркаим происходит связь мира реального, в котором мы живем, с миром идеальным.

Гора Шаманка. Аркаим. Фото: Сергей Крылов
Гора Шаманка. Аркаим. Фото: Сергей Крылов

Стремление к совершенному миру заставляет нас искать и находить такие артефакты, как Аркаим. Мы подтверждаем для себя мысль, что был когда-то идеальный мир и вполне может наступить снова. И это заставляет нас развиваться. Через Аркаим, его непостижимость, мы прикасаемся к чему-то трансцендентному. Одновременно соединяемся со Вселенной, микрокосмосом и макрокосмосом. Это место обладает многомерностью, оно дает мощнейший импульс к творчеству и полету души. Можно предположить, что Аркаим — это уникальный инструмент для создания новых миров и новых образов. Здесь хочется смотреть в небо, обрести крылья и полететь. Я думаю, что на Аркаим нужно прибывать по небу на дирижаблях и постигать его с высоты.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Когда я писала Аркаим, я искала среди океана музыкальных произведений те, которые срезонируют с ним и со мной. Настроят нить, канал, по которому я смогу подключиться к душе Аркаима. И я открыла для себя музыку Леры Ауэрбах, гениального всемирно известного композитора, которая родилась в Челябинске, а теперь живет в Нью-Йорке. В музыке Леры, я услышала и древние легенды и мифы, и русские старинные напевы, и тоску по божественному, и диссонанс современного мира, и тревогу за будущее. Такое ощущение, что она одновременно находится в сотнях пространств и во множествах измерений. В ее музыке макро и микрокосмос сливаются воедино. Ее музыка абстрактна и символична, она дает невероятный простор воображению. Если бы Аркаим зазвучал, то именно так.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов
                Увидеть мир в одной песчинке И Космос весь — в одной травинке! Вместить в ладони бесконечность И в миге мимолетном вечность!

Неподвластная времени энергия Порожской ГЭС

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

В Челябинской области на реке Большая Сатка находится один из самых интереснейших объектов инженерной мысли — Порожская гидроэлектростанция. В 1908 году «Уральское электро-металлургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» приступило к строительству предприятия в урочище Пороги на реке Большой (Озёрной) Сатке в 35 верстах от одноименного горнозаводского поселка. Заводской корпус, объединил под одной крышей электростанцию, плавильный цех и другие производственные участки. Уже в 1910 году энергия, выработанная Порожской ГЭС, создала в местной электропечи жар, необходимый для выплавки ферросплавов, а также снабдила электроэнергией прилегающий посёлок. До 2014 года ГЭС снабжала электричеством местный поселок, но в 2017 ее работа была остановлена. Сейчас Пороги — это инженерное чудо с сохранившемся столетним оборудованием. 

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Когда-то его привезли сюда на лошадях по лесным и горным дорогам. Причем оборудование «стекалось» в Сатку практически со всей Европы. Два генератора мощностью 550 КВт от фирмы «Бригель, Хансен и К°» из Германии, генератор третьей турбины фирмы «Браун, Бовери и К°» из Швейцарии, мостовой кран грузоподъёмностью 5 тонн, подъемные механизмы затворов привезены из английского города Бирмингема, а электрические дуговые печи «Эру» — из Франции.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Гравитационная плотина была построена по проекту инженера-гидравлика, профессора Б. А. Бахметьева. Порожская ГЭС — живой памятник горнозаводской старины. Она сохранилась до наших дней благодаря заботе главного инженера «Магнезита» Виктора Владимировича Загнойко. 

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

После 2014 года в истории ГЭС наступили грустные времена: умирает Виктор Владимирович Загнойко, сохранявший и обслуживавший ГЭС практически в одиночку. Без поддержки Виктора Загнойко комплекс какое-то время еще поддерживался в рабочем состоянии, но в 2017 году ГЭС была окончательно остановлена как нерентабельная, а персонал уволен. Несмотря на охрану государства, статус памятника истории и культуры, на данный момент ГЭС продолжает ветшать и разрушаться. Хотя нам рассказали, что есть планы о ее преображении.

Фото: Сергей Крылов
Фото: Сергей Крылов

Высота плотины — 21 м, ширина — около 12,5 м по подошве, около 4,2 м по гребню, общая длина — 125 м, длина водосливной части — 71 м, общий пролет водосливов — 57,5 м. Сто лет назад маленькое уральское поселение было освещено электричеством, что было абсолютным по тем временам чудом.

Строители  Порожской ГЭС
Строители  Порожской ГЭС

История ГЭС — готовый сценарий для многосерийного художественного фильма: сколько судеб, сколько историй сгенерировала эта маленькая электростанция. Разглядывая старые фотографии, сделанные на фоне срывающихся с плотины белоснежных брызг, диву даешься, какая жизнь здесь была, как клокотала энергия этого места. 

Хочется верить, что энергия Порожской ГЭС, как сто лет назад, запустит инженерную лабораторию нового времени и сюда со всего мира будут стекать ученые и инженеры, чтобы вдохновиться этим местом и открыть самые необычные источники энергии и «расширить Землю до границ Космоса».

Благодарю за невероятное путешествие Медаразведку Туту.ру и Туристический портал Челябинской области