Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Мой метод — это по сути просто Махова»

— У каждого человека всегда есть только одно — он сам. И все, что я делаю, я делаю из себя, через себя, и мой метод — это по сути просто Махова. Все началось с речевых упражнений. Когда в кино случился кризис 2014 года и внезапно закончились съемки - а мне всегда нужно обеспечивать семью - я спросила себя: а что ещё я могу делать, чем зарабатывать дальше? У меня по речи в ГИТИСе всегда были только пятерки. В актерской профессии всегда существует проводник. То, что поставит на твою землю, даст опору - твою личную уверенность для выхода на сцену. Твой импульс силы и веры в себя. Кто-то уникально поет, кто-то выражает и чувствует себя через танец, кто-то самобытно существует в импровизации и т.д. Моим проводником всегда была речь. Слово и говорить. Плюс моя огромная удача - меня учил лучший педагог по речи — Светлана Васильевна Землякова. Даже мой первый выход на профессиональную сцену это её режиссерская работа — спектакль «Бабушки». Он до сих пор с успехом идет, 12 лет мы играем его в театре «Практика», вот в марте будет два спектакля - возвращаемся в родные стены на Трёхпрудном переулке. Когда-то именно роль там дала мне начальные осознания что я могу, моё ощущение правды и игры в рамках «четвертой стены». Тогда я постепенно запустила в себе понимание что такое слово, голос, посыл, энергия, и как это собирается воедино на сцене - в тебя. На первый мастер-класс ко мне пришло больше тридцати человек. Так произошла моя первая группа, курс Маховой.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Речь рождается в голове, а потом уже происходит через рот» 

— Многие думают, что голос это связки и часто приходят ко мне с запросом «говорить громко», «чтобы было слышно» — неосознанно подразумевая кричать, повышать этот самый свой голос. Но голос — это не связки. Голос это поток воздуха, проходящий через связки. Надо заниматься этим потоком и его выходом, а связки просто беречь и заботиться о них. Речь на связках это агрессивная речь, происходит неотрефлексированное давление голосом на слушающего, такая голосовая истерика. Я всегда начинаю свой курс с того, что вкладываю в голову ученикам: связки нужно оставить в покое. Три кита, на которых стоит голос - наша земля - это: дыхательная опора, посыл и артикуляция. Когда ко мне приходит человек с запросом научиться красиво говорить, я как будто вижу его внутреннюю систему, понимаю что ему нужно сказать, сделать, переключить, перенастроить, поменять. Мне достаточно послушать 30 секунд, и я сразу могу выдать полный «диагноз» и как лечить. Просто знаю на какие кнопки нажать, где прояснить, какую картинку нарисовать, от каких «головных» стереотипов избавиться. Речь рождается в голове, а потом уже через рот выходит. Что именно и на какие полки разложить в голове - это я вижу как врач, показываю ученику его «рентген» и мы начинаем вместе по нему работать, исправлять и выравнивать, создавать гармонию его индивидуальной речи. Результат происходит всегда, как я говорю ученикам - «я никогда не проигрываю, главное не давить на себя и распределиться во времени и действиях, так что спокойно начинаем двигаться к победе - вперед». Каждая победа моего ученика - и для меня ориентир, очередное подтверждение того, что я иду верным путем, я на своем месте. Прошли годы, прежде чем из моих занятий по технике речи постепенно родились необычные курсы. Я соединила речь и актерское мастерство. Для не-актёров, для людей из других профессий. Актёрское мастерство — это уникальная профессия в качестве проводника к себе. Наверное даже самый мощный проводник для такого поиска — потому что охватывает все, что в тебе есть, там ничего не останется в сторонке. Нужно — всё, весь ты. Выход к зрителю это как в прорубь, ты прыгнул первый раз и больше никогда не забудешь этого ощущения. Это ощущение может тебе помогать всю жизнь. Игра, которая навсегда может стать твоим импульсом коммуникации с внешним миром. В твоей профессии, личной жизни и бытовой, в социуме и т.д. Такой универсальный способ найти свою индивидуальность контакта с мирозданием.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

 «На своих занятиях я как будто зажигаю фитилек в человеке»

— Начиная со мной заниматься, ученик схватывает ощущение игры — но не в смысле «играть, изображать». Я показываю человеку, что он всегда может победить. Постепенно снимается «тяжесть рояля на груди» — страх выйти на сцену. Сложновато даже дышать под роялем — не то чтобы двинуться или быть свободным. Может и вовсе прижать — то есть заблокировать тебя и все твои изначально заложенные потенциалы на всю жизнь. Проводим такую параллель: жизнь и сцена. Выход к зрителю в актерской профессии — это любой выход к миру вне её, для любого человека — просто жизнь. И любой страх, который мы в себе побеждаем, дает энергию. Как будто высекает искру, высвобождает её. Очень много страхов нас всех окружает, каждый день и всю жизнь. Один из самых распространённых страхов - он есть практически у всех, у актеров в том числе,— это страх публичности. Побеждая этот страх, человек начинает извлекать из этого кайф, удовольствие, внутренний подъём. От того, что его слушают, от того, что он берёт внимание, от того, что он свободен сейчас. И красив. От того, что ему сейчас хорошо с собой. Он знает что он говорит, делает, как и зачем. На занятиях я стараюсь найти вообще все страхи, которые есть у учеников. Интересно наблюдать за этим процессом вскрытия — много-много чего. Всего, что мешало до этого момента. Чтобы решить проблему, для начала надо её обнаружить, потом принять факт её наличия. И дальше в процессе решать. Облегчать жизнь, снимая одну за другой тяжести — по порядку. На моих глазах ученики выдыхают, избавляются от своих зажимов, начинают дышать свободнее, раскрываются. По сути, я помогаю цветам, моим ученикам, распуститься. Ко мне часто приходят бутоны, а уходят всегда цветы. Я нахожу для каждого тот состав воды, который ему здесь и сейчас необходим. Я поливаю — они открываются. На моих тренингах это происходит через поиск голоса, через разные упражнения — в том числе актёрские, групповые, парные и индивидуальные, через разговоры, работу с текстами, юмор и игру. В конце каждого выпуска — очередная проверка проруби — наш экзамен это спектакль, который я ставлю с учениками в течение всего обучения. Мы делали и Шекспира, Софокла, Еврипида, разные древнегреческие трагедии, русскую классику и современные произведения, сказки Козлова, притчи, басни и другое — выбор материала зависит от набранной группы, импульс происходит от учеников. Выпускные спектакли всегда происходят со зрителями и общим обсуждением после, обязательный разбор пройденного вместе пути и поиск направлений дальше. Но главное наверное то, что за время обучения я показываю каждому ученику через него самого: тупиков не бывает.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«...Уперся в стену - а может это просто очень высокая ступенька - надо поднять голову, увидеть и подняться»

—Если ты дошел до такой высокой ступеньки, оказался в этой точке — значит ты можешь на неё взобраться. Это поступила задача от вселенной, очередное задание тебе от жизни. Главная блокировка наших действий — страх страха. Тут нужно менять ракурс зрения. Понять, что страх не нужно бояться, его надо благодарить, радоваться ему. Ведь это задание, оно пришло именно к тебе, это твой возможный выход на новый уровень. Эта ступенька — переход. Это и есть личностный рост. Бесконечный Олимп. Я иногда помогаю обнаружить ученику его ступеньки. А идет дальше — вверх — он уже сам. И как только азарт игры включается, ученику легче идти — во всём и везде — по жизни. Через актёрское мастерство мы находим самую сердцевину человека. Вместе смотрим — где тупики, где страхи, где не-хорошо. Плюс сама группа конечно дает энергию. На моих занятиях — через игры, задания, в том числе домашние, самостоятельные — происходит много психологической работы. А куда без неё — актерская профессия и есть психология души. Именно поэтому она и является таким мощным проводником к человеку. Мысль, задача, действие, слово. Что я говорю, как, для чего, почему именно это и так? Что моя душа говорит через речь? Что именно я транслирую миру? Я — о чём? Слова — это код, переведенная в структуру душа. Поэтому мы с учениками часто работаем со стихами, бывает что приносят свои. Поэзия — это обнаженная душа. Когда люди пишут стихи — они складывают музыку себя, в стихах — я как есть. И читая поэзию, чужую/свою — мы работаем над собой, находим где болит, о чём в тебе вибрирует, чем ты жив сейчас. Через стихи мы расширяем свою душу, свою внутреннюю вселенную, растим себя.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«...Душа заявляет о себе через голос»

— Как-то Валерий Золотухин на съемках мне сказал: «Все, девка, пора тебе в тихую гавань, надо идти в театр. Вот мой телефон, позвони мне и приходи». Он тогда был худруком театра на Таганке. Я была поражена, это был очень важный для меня разговор, на всю жизнь. Спросила: а как Вы это поняли, Валерий Сергеевич? Он как будто считал меня. «А я все вижу - я как рентген». Начав плотно работать с учениками, я год от года всё глубже ощущаю его слова. Приходит ко мне человек — и я сразу вижу, слышу — про голос, все ошибки и проблемы в технике речи и т.д. Как педагог по речи конечно вижу сразу всю свою предстоящую работу. Но также вижу и содержание человека, понимаю зачем он ко мне пришёл, почему он здесь оказался. Тут мне, наверное, помогает моя основная — актёрская - профессия. Я как будто проживаю человека. Но не впускаю свои эмоции. Они будут лишь мешать отрефлексировать увиденное. Работаю стерильно, только сознанием. Вытаскиваю наружу проблемы человека, кладу ему на ладошку — вот смотри, видишь, это всё ты — что из этого тебе мешает? От чего — как ты думаешь — тут следует избавиться? А что следует развивать и растить? Я ведь бываю достаточно жесткой. На первых занятиях некоторых учеников охватывает ступор, бывает, да — от того, как далеко мы можем вместе зайти. А мне по-другому не интересно: мне важен человек. Его правда. Его суть. Всё остальное вторично и не он. Я не даю советов — я задаю вопросы. На которые ученик отвечает сам. Так запускается работа над собой. Основная работа каждого. Быть может это и есть пресловутый смысл жизни. Вытачивать себя. Как алмаз. Мы все от рождения эти камушки вдоль реки — алмазы на вид не отличаются от простых камней, только специалист разглядит. Вот каждому нужно стать для себя этим специалистом — иногда для начала через помощь проводников/коучей/курсов и т.д.— и вытачивать себя всю жизнь, создавать из себя бриллиант, обнаруживать и полировать новые грани — светиться каждой из них. И радоваться каждой из них, гордиться ей и любить себя через это, благодарить за то, что вот это я, я такой, уникальный, я свечусь, и могу больше. Это бесконечная работа. Бесконечная. Иногда ученик приходит ко мне и не знает, что сказать о себе, что вообще говорить, что любит, что не любит, к чему стремится, от чего растёт — нет информации, пустота. Меня иногда рекомендуют, передают друг другу как «девочку-волшебство». Говорят «иди к ней — она поможет». Даже дарят мои сеансы — как корпоративный подарок от предприятия или на день рождения друзья — это вообще невероятно приятно, такой мощный кредит доверия мне. И вот приходит ко мне человек, говорит: я не знаю, зачем пришел, эту встречу мне подарили. Ну раз Вы здесь, значит что-то не так — давайте искать что. Или что мы можем сделать чтобы всё стало ещё лучше. Всегда находим. Я учу через любовь, только так. Первое — показать человеку его красоту, всю, второе — найти, где некрасиво и отчего ему плохо, всё. Первое — растить, второе — сокращать, соединив эту работу — осознанно двигать себя к целому, к счастью. У меня несколько профессий, и эта сфера моей работы давно вышла за рамки коммерческого, только заработка — это уже история и про мое счастье, это моё творчество тоже. Каждый раз задавая вопросы кому-то, я задаю эти вопросы себе и тоже всегда ищу на них ответы. Я расту со своими учениками.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Я развиваюсь с учениками»

—Я действительно через них развиваюсь. Я помню, когда Кирилл Серебренников набрал курс — а он уже был очень успешным и востребованным режиссером — я задумалась: зачем ему это? Нашла ответ в его интервью: «А я хочу учиться — я через них учусь». Через своих студентов. Так родилась «Седьмая студия». Так появился самый успешный театр в Москве. Когда у меня появились ученики, я осознала его слова всеобъемлюще: ученики это неисчерпаемый поток энергии. Ты двигаешься через них, сам развиваешься через занятия. У меня есть ученики, которые годами ко мне ходят, хотя решили свои проблемы давно: им просто интересно. Потому что ни один тренинг не повторяется — по ходу тренинга я часто с чистого листа сочиняю упражнения для учеников, видя перед собой новые задачи. Это уже стало необходимостью моей жизни. Как я не могу без сцены, так я и не могу больше без своих учеников. Если долго не выхожу на сцену — у меня наступает переизбыток энергии, мне нужно её отдать. Вот так же я не могу без моих занятий. Это другая энергия, и её мне тоже жизненно необходимо передавать.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Для меня важно видеть человека»

— Мне много раз предлагали записать свой авторский курс. И продавать его — стабильный доход без дополнительных движений. Но это не моё — мне нужно видеть человека. Мне важно передавать из рук в руки, от первого лица — и быть уверенной, что меня поняли верно. Технику речи каждый может найти в интернете и без моей помощи. Есть универсальные упражнения по артикуляции, дикции, скороговорки и т.д. — в отрытом доступе. Я всегда говорю на своих открытых мастер-классах: если вы пришли только за упражнениями, то можно не тратить на мой курс деньги — найдите всё это самостоятельно в сети и индивидуально работайте. В работе с голосом и дыхательной опорой конечно невозможно обойтись без тренера, но это тоже решаемо какими-то разовыми тренировками индивидуальными. А мои курсы это не просто техника, работа с голосом и т.д, это — я весь есть, здесь и сейчас. Не хочу, чтобы мой курс превратился в мертвую структуру записанного видео. Мне необходим контакт, я должна следить за развитием ученика и направлять к результату, корректировать задачи и упражнения. Поэтому я не считаю запись надёжным учителем, без обратной связи с тренером можно себе и навредить, сделать хуже. Это конечно только моё личное мнение. Для меня важно, если человек говорит: я ученик Маховой. Значит я отвечаю за качество своей работы. Когда ко мне приходит ученик, я выполню все его запросы — даже те, которые он не знает как сформулировать. 

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Речь — это личная гигиена»

— Не всегда человек может проанализировать свою речь. В зависимости от моей занятости раз-два в год я организовываю бесплатные мастер-классы. Там происходит не только знакомство, вводная теория и набор на мой следующий поток, но и делается индивидуальный разбор всех, кто хочет узнать о своих речевых и прочих проблемах. Разбор полётов в общем. И с этим знанием человек уже может идти и работать сам. Речь — это личная гигиена. Мы чистим зубы, следим за чистотой тела, лица, одежды — всего своего внешнего вида, но часто закрываем глаза на такой важный аспект своей жизни — как и что я говорю. Важно помнить, что речь может стать как твоим союзником, так и препятствием — в коммуникации с миром. Чистая, ясная, красивая речь вызывает приятные ощущения у того, кто тебя слушает, притягивает, налаживает связи, помогает в понимании друг друга и осознавании себя. Бывает, что в меня влюблялись по телефону. Эта моя профессия случается выручает меня в совсем неожиданных местах.

«Заниматься речью нужно каждому человеку»

— Люди приходят и с дефектами речи, и без них. Группа состоит из разных людей, из разных профессий, бывает что очень далёких от творчества. На моих курсах нет ограничений по возрасту или какому-либо другому признаку. Каждое занятие я начинаю с техники речи, больше часа мы занимаемся только ею. Чёткость и ясность, слаженность речи, её плавность и смысл — это человеческий этикет. Выступающий перед аудиторией теряет свои изначальные баллы, если его слушателям приходится напрягаться, чтобы понять, что он говорит. Оратор теряется, теряет внимание и доверие. Потому что аудитории приходится проводить двойную работу: не только принять его информацию, но и предварительно её расшифровать, поработать переводчиком с его языка — на понятный. Сейчас огромная конкуренция — везде и во всём, переизбыток всего. И логично твоя потенциальная аудитория пойдет туда, где информация выдается без дополнительных препятствий. Я вообще считаю, что заниматься речью нужно каждому. Это уважение к себе, к своему партнеру, зрителю, к коллегам, ко всему твоему окружению. Хорошая речь уже даёт тебе некий аванс для продвижения в карьере. Моя мечта — чтобы в наших школах хотя бы один год преподавали искусство речи. Ведь это наш универсальный связной. Всего человечества. Мы все говорим. У меня дочь подросток — и я уже сейчас понимаю, что на какие-то школьные предметы она тратит своё неповторимое жизненное время впустую. Есть какие-то уроки, которые логичнее было бы проходить и углубляться в них уже в ВУЗе — по каждому профилю, они ведь не универсальные, пригодятся далеко не всем. А вот — на мой взгляд — речь, музыка, психология и этикет (сейчас ещё и виртуальный этикет добавляется — мы половину жизни проводим в телефонах/компьютерах/айпадах) — априори необходимы каждому человеку. Хотя бы год — каждый предмет. Музыка — это вообще математика души. Человек с душой своей может впервые познакомиться именно через неё, и мозг как структурирует. Музыка может всего тебя по полочкам в гармонию разложить. Мы многие через музыку лечимся. А когда ты обрёл музыку своей речи — это уже практически Дзен, поздравляю и радуюсь. Играть её — это тебе в первую очередь удовольствие и сила, это часть твоего света.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

«Почему люди светятся?»

— Почему люди светятся? Они справились со своей тьмой, и остался свет — его всегда видно. После каждого пройденного и осознанного урока жизни — человек растёт вверх, крепчает, от каждой победы внутри себя — выпускается луч, сияет, от каждого не-обозления-а-благодарности — становится красотой. Этим мы занимаемся с учениками, вместе, на равных, запускаем друг другу  по кругу — работу над собой. Процесс длинною в жизнь. От него — счастье.

Фото из личного архива Елены Маховой
Фото из личного архива Елены Маховой

Елену легко найти в соц.сетях и написать ей личное сообщение о желании быть на мастер-классе. Там же можно  следить за новыми курсами, тренингами, мастер-классами, спектаклями, концертами, всеми премьерами и мероприятиями Елены Маховой. Актрисы, режиссёра, продюсера, поэта, лидера и создателя музыкальных групп «Лена Не Могу» и «Слушай воду», тренера по сценической речи, ораторскому искусству и актёрскому мастерству.