Одна из самых важных способностей нашего мозга, которая отличает нас от машин и дает человеку надежду на будущее, — это способность к воображению. Что же это такое? Воображение — возможно, самое главное в любой творческой профессии и не только, но особенно в  профессии художника и дизайнера. Каждый из нас обладает в большей или меньшей степени воображением. Вспомним детство, когда нам  частенько говорили: «Перестань выдумывать», «Что за нелепые у тебя фантазии». Но, став взрослыми, мы больше планируем, размышляем, а не воображаем. Мышца воображения у многих совершенно атрофировалась или исчезла за ненадобностью.

Где бы я ни работала, всегда, когда меня спрашивали, чем я занимаюсь, я отвечала — творю. Я творила, когда придумывала концепцию сетки эфира Радио 7 на семи холмах, идею ТВ-канала СТС, когда была руководителем спец проектов издательского дома «7 дней» и шеф-редактором журнала о дизайне и архитектуре «Штаб квартира». Ну а сколько я всего напридумывала, будучи арт-директором русского винного дома «Абрау-Дюрсо». В школе «Детали» я окончила ландшафтный курс и стала создавать вдохновляющие сады, некоторые из них стали призерами на международных ландшафтных фестивалях. Мои работы на сайте http://kate-popova.ru Как художник, я все время все прорисовываю: идеи, ситуации, проекты. Мой самый большой талант — это создавать нечто новое, находить в этом новом особый смысл и материализовывать идею. И все это — работа Воображения! Чтобы «источник воображения» не иссякал, я приучила себя каждый день с ним работать. У меня сложилась целая система упражнений по развитию воображения из которой складывается авторский курс «Вообразите, что…» Каждое упражнение я иллюстрирую примерами из жизни великих писателей, художников, музыкантов, архитекторов. Чтобы воображение заработало, великие творцы мира находили свои волшебные ключи, чтоб запустить творческий процесс.

«Киса, зачем Вам деньги, у Вас же нет фантазии?» — говорит Остап в гениальном творении  Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». И ведь правда: никакие деньги не помогут, если вы лишены воображения и фантазии. Без них мир был бы серым и скучным.

Франц Кафка, гений абсурда,описывал мир, как «конструкции» и писал: «У каждого мага-творца свой церемониал. Гайдн, например, сочинял музыку только в напудренном, как для торжеств, парике. Ведь Писание — своего рода заклинание духов». Большая часть произведений Кафки кажется кошмарным сном, не подчиняющимся никакой логике и изобилующим противоречиями, однако именно сейчас его произведения как никогда актуальны.

«Загадкой вечной буду я себе», — писал немецкий поэт Фридрих фон Шиллер. В своем ящике он хранил гнилые яблоки, которые стимулировали его воображение.

Александр Сергеевич Пушкин любил сочинять стихи и пить лимонад.

Великий архитектор Антонио Гауди обожал облака! Он мог смотреть на них часами, забывая о времени. Эти небесные тела он считал совершенными созданиями природы, которые вдохновляют художника на творчество. Говорят, именно небо подсказало ему образ его самого знаменитого творения Basilica de la sagrada Familia — Храма Святого Семейства в Барселоне. Однажды в юности, во время урока, он поспорил со школьным учителем. Тот утверждал, что способность к полету птице дарят крылья. Гауди же возразил, что крылья есть и у курицы, хотя летать она не может. Он считал, что крылья необходимы человеку и эти  крылья и есть вдохновение!

Инженер, архитектор Гюстав Эйфель, когда проектировал свою легендарную башню, выделил на верхнем уровне место для себя и своей секретной квартиры. Эйфель поселился там сразу после открытия башни в 1889 году. Его необычное обиталище стало предметом зависти всего парижского бомонда! Эйфелю предлагали космические суммы хотя бы за одну ночевку в этой квартире над Парижем. Но для Эйфеля это пространство было не просто квартирой, это было место его силы и вдохновения, где, как он считал, он получал с неба идеи для своих невероятных конструкций. В эту квартиру он приглашал лишь избранных, тех, с кем сам хотел пообщаться. У него в гостях были многие великие творцы, в том числе ученый, изобретатель Томас Эдисон.

Писатель Чарльз Диккенс получал свою дозу вдохновения не у себя дома в своем кабинете, а в морге. «Какая-то незримая сила влечет меня в морг», — писал Диккенс. В какой бы город он ни приезжал, первым делом обходил все морги. В этом леденящем тело и душу месте писатель мог пребывать часами, «любуясь» трупами. Чувство, которое овладевало им в такие моменты, он называл «притягательностью отвратительного», которое заставляло бешено  работать его воображение!

Великий сказочник, прусский чародей, автор «Щелкунчика», создатель жанра интеллектуального ужаса Эрнст Гофман был невероятно одаренным человеком. Он виртуозно играл на арфе, органе, скрипке и гитаре, владел тремя языками, прекрасно рисовал и сочинял стихи. Но ему требовалась определенная атмосфера для того, чтобы его сказки сами разворачивались  перед ним, а он бы только успевал их записывать. В своем собственном кабинете он мастерски создавал атмосферу ужаса. Гофман работал в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу надевал темный абажур. Неудивительно, что в подобном пространстве из-под пера писателя появлялись по-настоящему жуткие истории.

У великого Леонардо да Винчи также был свой метод выработки идей: он закрывал глаза, расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном  образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились именно из таких каракулей.

Иногда, чтобы хорошая идея пришла в голову, надо просто активно двигаться, гулять или заняться физическим трудом. Гёте каждый день купался в реке Ильм, что протекала рядом с его домом, а Лев Толстой косил траву и пахал землю, рубил дрова как простой крестьянин. Говорили, что он так пристрастился к этому занятию, что если за день ни разу не выходил из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть.

Великий романтик, светлый рыцарь, аристократ, мыслитель Мигель де Сервантес своего Дон Кихота написал, будучи заточенным в тюрьме, когда оказался запертым в четырех стенах.

 Агата Кристи придумывала сюжеты своих книг, поедая яблоки и перемывая посуду. По её словам, мытье посуды «рождает» очередное убийство, а яблоки стимулируют развитие сюжета. Агата Кристи писала в любом месте и в любой самой неудобной позе.

Самая невероятная женщина архитектор Заха Хадид говорила: «Я не думаю, что людей можно научить архитектуре. Людей можно только вдохновлять», а творчество называла «способом осмысления мира». В начале карьеры она была влюблена в русский авангард. Она говорила: «В русских авангардистах меня привлек дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства». Заха Хадид исследовала архитектуру с помощью абстрактной живописи и графики. Ее архитектура, состоящая исключительно из кривых, вогнутых и выпуклых форм, похожа на фантазии внеземного разума. Казалось, что она черпала вдохновение на каких-то далеких планетах.Режиссер и сценарист Терри Гиллиама, мастер инфернального юмора и фантастического воображения, говорил: «Я всю жизнь мечтал снять фильм о Дон Кихоте, потому что это история обо мне — о человеке, который воображает то, чего нет, и с тупым упрямством ломится вперед». Все его фильмы — это декларация его личной силы Вдохновения! В «Бармаглоте»  большинство фантастических декораций сделано из подручных средств и на весьма скромные деньги. Чудовище изображали два человека в костюме, которые для достоверности двигались спинами вперед, замок короля Бруно сооружен из досок и черной драпировки. Для оформления Министерства информации в ленте «Бразилия» использовали доски, покрашенные под гранит, а для оформления ресторана Гиллиам перебрал десятки гигантских пластиковых труб. В картине «Воображариум доктора Парнаса» Терри превзошел сам себя. Какую надо иметь фантазию, чтобы в одном фильме изобразить столько воображаемых миров.

Великий  режиссер, мыслитель Андрей Тарковский в «Солярисе» акцентирует внимание на человеке в космосе, на его фантазиях в условиях, созданных иной планетой. На этой планете есть жизнь и представлена она всего одним существом — океаном. Океан разумен, он создает образы из памяти членов экипажа и таким образом пытается контактировать с людьми! По мнению Лема, автора книги, режиссер сделал картину слишком философской. Но именно видение Тарковского позволило раскрыть в картине границы человеческого познания.  

Мы живем во время, которое стремительно меняется. Мы даже представить себе не можем, каким будет следующий шаг в эволюции искусства, дизайна и архитектуры завтра и послезавтра. Цифровая трансформация нашего мира привела к тому, что из-за переизбытка визуальной информации мы потеряли глубину восприятия. Мы не видим пейзаж целиком, а смотрим на него через прямоугольник нашего телефона, как будто из маленького окошка. Мы можем получить миллион картинок и идей, введя необходимые слова для поиска в интернете. И мы все больше похожи на платоновских людей, которые сидят в пещере своих квартир и смотрят на мир через экраны гаджетов. И все-таки я вижу будущее за людьми, которые обладают воображением и фантазией и которым не нужно лезть за идеей в интернет, а стоит только представить, а потом взять листок бумаги и начать творить.

Уже сейчас я могу поделиться одной из моих лекций о работе воображения. Она включена в программу цикла лекций дистанционных классов школы дизайна «Детали»«Прелюдия к дизайну». Где я также выступила как продюсер Дистанционные классы

 Сайт Екатерины Поповой-Гамаюн

На крыше школы дизайна