Судьбы старых деревянных домов

В деревнях многие старые деревянные дома рушатся и превращаются в руины. Единственное, и, наверное, самое ценное, что на них есть, — это нарядные наличники. Им не дают погибнуть смекалистые люди. Их снимают, чистят, красят, вставляют в них зеркала и дарят им вторую жизнь. Сегодня наличники — «глаза дома» — переносят в современные интерьеры и используют как рамы для зеркал.

Парк «Голубино». Архангельская область 
Парк «Голубино». Архангельская область 

Я задумалась о том, что они стали больше, чем декор окон. Они превратились в порталы, соединяющие нас с чем-то настоящим, истинным, с чем-то нерушимым внутри нас, как наши корни. Порталы в мир сказки, где царят добро и волшебство.

Глаза дома

Малые Корелы. Архангельская область. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Малые Корелы. Архангельская область. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Искусство наличников зародилось в XVII веке, расцвело в XIX – начале XX и чуть не погибло в XXI. В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках.

Томск
Томск

Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру. Увы, мы не знаем имя мастера, который решил эту функциональную деталь превратить в произведение искусства. Но тот, кто это сделал, вдохновил тысячи мастеров по всей России на создание уникальных, кружевных декоров на окна. Назвали этот декораторский элемент «наличником» — то, что находится на лице дома, на его фасаде.

Томск
Томск

Лицо дома должно быть красивым, запоминающимся, выдающимся, так, что залюбуешься. Это своего рода визитная карточка, отличающая дома друг от друга. В резьбе мастера не придерживались одного стиля. Особенно популярны были барокко, модерн, ампир.

Виды резьбы

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн 
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн 

Для украшения деревянных элементов использовали два вида резьбы. Чаще всего встречается пропильная резьба, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком.

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Реже попадается глухая резьба: в этом случае узор внешне напоминал лепнину, буквально «выгрызался» на доске при помощи стамески.

Тысячи мастеров по всей России

Зачастую на всех домах одной деревни можно было увидеть схожие элементы резьбы, сделанные в одном стиле. В другом селе мотивы резных наличников на окнах могли быть уже совсем иными. Чем дальше друг от друга находились населённые пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах.

Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни
Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни

В XIX веке целые артели плотников ездили по стране, рубили дома и украшали их резными наличниками. Например, жители села Якуши (Ивановская область) славились как искусные резчики по дереву: практически все мужчины этой деревни занимались плотническим и столярным делом. В словаре Даля есть даже слово «якушничать». Оно означает строить и украшать из дерева. Искусство «якушников» и сейчас можно увидеть  на домах Владимирской и Ивановской области и многих городках и деревнях Ярославской области.

Переславль-Залесский.  Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Переславль-Залесский.  Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Мастера украшали жилые дома «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы вырезались в толстой доске в виде барельефа. Чаще всего такая доска занимала фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей.

Суздаль 
Суздаль 

Что может рассказать наличник

Сегодня мы можем только фантазировать на тему того, что вырезали мастера на наличниках. Архаичные знаки и символы для нас выглядят красивым декором.

Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни
Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни

Но если присмотреться и начать фантазировать, то можно увидеть целые миры с затейливыми цветами и растениями, реками, полными рыб и русалок, загадочными зверями, а также птиц, коней, звездное небо и сияющее солнце.

Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни
Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни

Все эти образы  спустя века хранят в себе знания о том, во что верили люди в те времена, чем жили, о чем мечтали. Верхняя часть наличника — фризовая доска и кокошник — символизировали небо, нижняя часть — подоконная и подзор — землю, а боковые доски — связь неба с землей. Целая Вселенная умещалась в рамках домового окна.

Плёс. Ивановская область
Плёс. Ивановская область

После революции 1917 года к привычным узорам добавилась советская символика. Дома украшали звезды, серпы, молоты, и характерный для того времени символ мира — голубь.

Плёс. Ивановская область
Плёс. Ивановская область

Верхняя часть наличников могла быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Пропильные наличники делали с ушками или рожками, торчащими на краях верхних полочек. Были ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников могла иметь завершение в виде «фартука». По бокам подзор ограничивали «серьги».

Плёс. Ивановская область
Плёс. Ивановская область

Защитная функция наличников

Бесспорна эстетическая функция наличников. Но важнее была защитная. Наличники служили защитой не только от сквозняков и шума, резные символы оберегали дом от вторжения злых сил и привлекали энергии добра к его жильцам.

Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни 
Деревня Учма. Музей судьбы русской деревни 

Как известно, двери и окна — это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. И каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность и достаток. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя обережными символами. Образы, запечатлённые в наличниках, также можно найти в русской народной вышивке.

Ставни от солнца, непогоды и лихих людей

Еще одна часть конструкции окна — ставни. Предназначение ставней было чисто функциональным.

Плёс. Ивановская область
Плёс. Ивановская область

Защищать дом от дневных солнечных лучей и лихих людей, чтобы в комнатах было прохладно днем и никто из посторонних не смог залезть в дом ночью и в отсутствие хозяев. Ставни на окна ставили для защиты от солнца в основном в солнечных областях России. Это Юг России и Южная Сибирь. На Севере, например, в Архангельской области они были хорошей преградой от холода, ветра и дождей в осенне-зимнее время. И конечно, ставни украшали ажурной резьбой или росписью.

Малые Корелы. Архангельская область
Малые Корелы. Архангельская область

Томск — город, где не скупились на декор дома

Каждый город России обязательно хранит хотя бы несколько домов с ажурной резьбой на наличниках. Но есть города, которые сохранили для нас целые улицы таких домов.

Томск 
Томск 

Например — Томск. Здесь выстояли тысячи деревянных домов и многие из них можно назвать шедеврами деревянного зодчества. Купцы в Томске, чтобы показать свою состоятельность, строили роскошно декорированные резьбой особняки. Проектировали и строили эти дома по личным вкусам заказчиков, поэтому они были невероятным смешением традиций русского зодчества, классицизма, барокко и северного модерна.

Дом с жар-птицами. Томск
Дом с жар-птицами. Томск

Интересно, что в Томске по декору дома можно было понять, чем занимался или увлекался его владелец. Всю информацию о хозяине дома выносили на «лицо» дома.

Дом с жар-птицами. Томск
Дом с жар-птицами. Томск

Наличник как портал

Мой брат периодически привозит старые наличники с полуразрушенных домов к себе в село. Многие из них в очень плачевном состоянии. Они стоят у него вдоль забора, на задворках дома, лежат в сарае. Каждый раз, приезжая в Улово, я удивляюсь их красоте. Наличники так хороши, что могут служить отдельным самодостаточным арт-обектом в саду и в интерьере.

Деревня Улово. Владимирская область. Дом-мастерская Андрея Попова
Деревня Улово. Владимирская область. Дом-мастерская Андрея Попова

Я встаю внутрь наличника, как в портал, и он переносит меня в сказочное иномирье. Моя фантазия рисует перед моими глазами воздушные сказочные образы, и тихий голос рассказывает сказки.

Фанера, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Фанера, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Фото и живопись: Екатерина Попова-Гамаюн

О Музее судьбы русской деревни в Учме можно прочитать в материале «Разные реальности Ярославии»

О традициях деревянного зодчества Архангельской области можно прочитать в материале «Там, где стираются границы Яви»