Краски — трансляторы эмоций
Художник, философ, новатор Василий Кандинский считал, что форма и цвет вполне могут передать внутреннюю пульсацию произведения и настроение художника или архитектора. И главные трансляторы эмоций — это краски. Свою теорию цвета он строил на природных цветах: красном, желтом, синем, зеленом. Белый и черный цвет он относил к «молчащим». Белый для него — это прежде всего возможность для рождения нового цвета. А черный — поглотитель всех цветов. Он пришел к выводу, что цвет воздействует на все органы чувств человека.
Рождение Архитектурной палитры
Команда Manders предложила российским архитекторам поразмышлять о роли цвета в архитектуре и о том, как они чувствуют и воспринимают цвет. Эксперимент-исследование вылилось в создание коллекции из 48 цветов краски, в которую вошло 34 уникальных оттенка, созданных ведущими российскими архитекторами.
На протяжении полугода архитекторы добивались идеальной цветовой интерпретации своих тесно переплетенных с работой образов, воспоминаний о природных красотах и личных впечатлений. В этом им помогали колеровщики команды, которые славятся своим мастерством. Для создания комплементарных сочетаний в коллекцию добавили 14 оттенков-компаньонов. Получилась довольно насыщенная палитра, которая постепенно становится рабочим инструментом для многих архитекторов и дизайнеров. Интересны не только цвета от архитекторов, но и их отношение к цвету. Возможно, осознание цвета архитекторами в проекте «Архитектурная палитра» откроет новый этап в истории нашей архитектуры, где она будет окрашена эмоциями и воспоминаниями и станет рассказчиком или символом.
СИГНАЛЬНЫЙ БЕЛЫЙ
«Мы все живем на белом свете, и белый цвет является для меня основным цветом для зданий, интерьеров и предметов дизайна. Белый содержит в себе всю цветовую гамму. Мы видим белый цвет, когда предметы и здания отражают все цвета радуги». Архитектор, градостроитель, общественный деятель, эксперт в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций Илья Заливухин.
GRACE
«Я родился в Казахстане, в семье чабана. И цветов у нас было немного: черный — горы, белый — снег. Но никаких полутонов не было ни в природе, ни в нашем языке. Поэтому я цвета не люблю, и если и использую — то самые простые». Легенда российской архитектуры, участник международных выставок, лауреат всевозможных профессиональных премий, руководитель собственного архбюро Тотан Кузембаев.
КОСМОС
«Черный — это даже не цвет: это отношение, позиционирование и способ мировосприятия. Черный может быть безгранично глубоким. Цвет вечности и бесконечности с начала времен». Архитектор, вице-президент Союза московских архитекторов, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ), преподаватель МАРХИ, руководитель Архитектурной мастерской Николай Лызлов.
MUKOSEY PINK
«Яркие цвета в архитектуре нужны для создания оптических иллюзий: имитации формы или ее радикального искажения. Но розовый цвет не годится для маскировки. Он — для провокации». Архитектор, исследователь, архитектурный журналист, лауреат архитектурных конкурсов и фестивалей «Золотое сечение», Archiwood, «12 башен», «АрхМосква» Илья Мукосей.
МИУССКАЯ ВОРОНА
«Этот цвет навеян воспоминанием о вороне, клюнувшей меня, защищая птенцов, и позже свившей гнездо на балконе мастерской». Архитектор, дизайнер, основатель и руководитель Архитектурной мастерской Алексей Козырь.
ALIVE GREEN
«Радостный, свежий и полный энергии цвет. Живая архитектура — это пространство, трансформирующее человека, открывающее перед ним новые перспективы, дающее новые силы и возможность раскрыть собственный потенциал». Архитектор, представитель династии Асадовых, руководитель бюро ASADOV Андрей Асадов.
НЕБО, ONE SKY
«Любимое слово архитектора — пространство. Пустота становится основой проекта. Настоящая пустота — это голубой цвет холодного зимнего неба, глоток воздуха, легкость утренней дымки, бесконечность дали, свежий бриз». Архитектор, дизайнер, выпускник МХПА им. Строганова Борис Воскобойников.
LAVENDER SHADOW
«Теплый синий оттенок, как у любимого автором художника-акварелиста Джона Сингера Сарджента». Главный архитектор Москвы, почетный профессор Московского Архитектурного института, председатель Градостроительного совета Фонда Сколково Сергей Кузнецов.
ЖЖЕНАЯ ЗЕМЛЯ
«Архитектура стоит на земле и из нее же вырастает. Это цвет глины, гончарных изделий и черепичных крыш. Через него проявляется связь архитектуры с ландшафтом». Архитектор, директор Архитектурной школы МАРШ Никита Токарев.
РАДОСТНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ
«Мой оранжевый цвет — цвет самых ярких воспоминаний и стремления в будущее, цвет тепла, любви, расцвета. Мой оранжевый — цвет радости!». Архитектор, преподаватель Кафедры Дизайна архитектурной среды МАРХИ, преподаватель Архитектурной школы МАРШ, профессор МААМ, лауреат Государственной премии России в номинации «Дизайн» и профессионального конкурса архитекторов «Золотое сечение» Владимир Кузьмин.
АРХИТЕКТУРНЫЙ КРАСНЫЙ
«Архитектура — искусство гармонии, а гармония — это не ровная линия, но всегда конфликт. Красный — это акцент. Так делали и древние греки для усиления отдельных элементов, и русские конструктивисты 100 лет назад». Соучредитель и главный архитектор проектного бюро UNK project, член Союза Московских Архитекторов, Московского Союза Дизайнеров, Московского Архитектурного Общества, профессор Международной Академии Архитектуры в Москве (МААМ) Юлий Борисов.
ОТТЕНКИ
14 дополняющих оттенков с образными названиям: Бронзовая патина, Жерделевый, Ликопердоновый, Изморозь, Стеклянный — создала дизайнер, декоратор, преподаватель Школы дизайна «Детали», Член Ассоциации Специалистов Предметного Дизайна Анна Пронская.
«Для меня цвет — это воздух, память и тактильность, из этих ощущений вышли все мои цвета и блоки. Архитектура — застывшая музыка в пространстве. Пространство нашей планеты очень разнообразно по цветовой среде в разных климатических условиях и в разное время года и суток. Это цвета воздуха, в котором звучит архитектура, и с которым она взаимодействует.
Любой человек соткан из цветовых, вкусовых впечатлений о семье, о дружбе, любви, воспоминаний о детстве, молодости, об окружающем мире, природе, которые человек творческих профессий: и архитектор, и художник, и писатель, и композитор — перерабатывает в идеи, в художественные произведения. Цвет становится носителем информации личного переживания автора, так называемым культурным кодом, если цвет и его значение находят отклик у современников».
Архитектурная полихромия Ле Корбюзье
Один из наиболее значимых архитекторов ХХ века Ле Корбюзье оставил после себя не только знаковую архитектуру, но и авторскую систему цвета — архитектурную полихромию. Это 63 оттенка в двух цветовых коллекциях, созданных в 1931 и 1959 годах. Каждый оттенок имел свое значение и воплощал определенные пространственные эффекты и человеческие качества. Ле Корбюзье был убежден, что цвет способен изменять пространство и воздействовать на человека, а потому не менее важен, чем форма и конструкция.
Работа над Архитектурной палитрой продолжается.
Фото предоставлены компанией Manders
О цвете в материале: «Что вы знаете о цвете»