Время пробуждения к чуду
Начало этого года началось у меня с просмотра фильма «Год рождения», снятого в 2023 году режиссером Михаилом Местецким (сценарий Михаила Местецкого и Алексея Смирнова). Зацепил тизер фильма, который повествовал, что 25 лет назад в г. Металлогорске творились самые удивительные вещи на земле... Три чуда, которые обещал фильм, были проявленные силой воли татуировки на теле Сопли, солиста андеграундной группы «Яичный свет», уандер-элемент (изобретение Сопли), который извлекал музыку из всех предметов, и чудовищная смерть и нелепейшее воскрешение Сопли.
Обо все этом рассказывал главный герой фильма, Филипп, на фоне его истории любви к Марине и рождения его ребенка и чуда. Визуальная картинка тизера фильма не походила на что-то чудесное и сказочное, и все же я решила его посмотреть. На новогодние праздничные дни у меня был небольшой список российских фильмов, которые меня заинтересовали. Это сказочный сериал «Волшебный участок» (режиссер Степан Гордеев), фильмы-притчи «Микулай» (режиссер Ильшат Рахимбай) и «Монах и бес» (последняя картина режиссера Николая Досталя) и «Год рождения». Каким-то интуитивным образом я отложила просмотр «Года рождения» на последок. Восторг от просмотренного шел по возрастающей.
Почему я советую всем посмотреть «Год рождения»
Фильм важный и знаковый. Его ни в коем случае нельзя смотреть как историю случившуюся в одном российском городе, с одним молодым человеком и его девушкой. Фильм не об этом. В фильме практически отсутствуют спецэффекты, зато присутствует привычный российскому жителю серый визуальный ландшафт наших городов, на фоне которого отчаянно сияет своей мечтой главный герой. И я отмечу великолепную игру молодых актёров Эльдара Калимулина и Анастасии Талызиной.
Самое главное! В этом фильме ставятся очень важные вопросы: может ли обыкновенный человек изменить мир, в котором живет, и как? Как выйти из-под страшной предопределенности нашей реальности? Возможно ли чудо в наше время? И что нужно, чтобы оно случилось?
Михаил Местецкий препарировал и обнажил суть нашего времени и провозгласил новое
Фильм Михаила Местецкого «Год рождения» — пронзительное высказывание режиссера. Посредством кинематографического искусства он манифестирует, что самое важное в этой жизни — это ощущение внутренней свободы, пути, предназначения, творчества, любви и отношений. Тема любви звучит в картине предельно остро. Это то, что может осветить беспросветную жизнь. Но для чего-то сильного и настоящего требуется сверхусилие. Местецкий не просто остро чувствует время, но провозглашает новое. Я не хочу пересказывать фильм — выделю только темы, которые откликнулись в моем сердце.
Пробуждение мира мертвых туш
Весь мир погружен в тяжелый бесконечный сон, схожий со смертью, где герой вынужден выживать среди мертвых туш на мясокомбинате. Путь обывателя, который заранее согласился на эту долгую беспросветную, безрадостную жизнь в ожидании смерти. Сопля, который когда-то был носителем чуда, давно умер от алкоголя или наркоты в своих испражнениях. Все в этом мире ведет к смерти. Жизнь не приходит, а уходит даже от неродившегося ребенка. Ребенок главной героини — Марины-Мары — замирает в утробе, он практически мертв и не хочет рождаться в мире мертвых.
Потому что это не жизнь, а прозябание. Новый диван и ремонт в квартире, беспокойство о деньгах не сотворят чуда. И в этой страшной трагической предопределенности возникает разрыв реальности. Потому что главный герой утверждает принцип жизни — через любовь и творчество. Он пробуждается сам благодаря любви и пробуждает других. В картине на наших глазах происходит трансформация мира мертвых туш. Но как! Абсолютно иррационально и даже дико, как покажется многим, кто посмотрит фильм. Но рационального выхода из этой ситуации просто нет.
Единственный способ прожить жизнь счастливо, ярко и цельно — безумен и безнадежен
Никакие компромиссы в этой мертвой, застывшей как студень реальности не работают. И всё стремится к слишком очевидной и радикальной кульминации этой истории. Манифест иррационального был обречен в старом мире, но новый мир соткан из других энергий.
Без любви наша жизнь не имеет никакого смысла
Жизнь в мире потребления свелась к животному уровню. Разве можно назвать жизнь жизнью — без любви! Герой, опьяненный творчеством, говорит своей девушке: смотри — есть другая реальность, ты ее просто не видишь, но если ты поверишь и начнешь мечтать, все возможно. Где произошло одно чудо, там возможны и другие!
Через любовь, творчество и способность слушать свое сердце — пробуждается душа и открывается другой путь! В потоке отношений Филиппа и Марины оживает мир.
Пророки былых времен
У Местецкого главный герой — представитель нового поколения рожденных в конце 90-х – начале 2000-х: он светлый душой, не пьющий, не сидящий на наркоте и не отравленный манией потребления.
Он не погружен в тяжелые времена распада 90-х и ему незнакома сытая и удушающая жизнь, которая уничтожает все человеческое. В 90-е ушло много молодых, талантливых и открытых. Виктор Цой, Егор Летов, Сергей Курехин проявили эпоху перемен, но были обречены уйти из этой реальности. Кстати, герой чем-то похож на молодого Егора Летова, фронтмена группы «Гражданская оборона», который был рупором целого поколения, выросшего на рубеже эпох. Я вспомнила знаковый фильм «Игла» (режиссёр Рашид Нугманов), который взорвал 90-е. Моро, которого играет Виктор Цой, получает удар ножом в живот, но встаёт, закуривает сигарету и уходит: «Человек вышел на улицу и не вернулся. Некуда. Ничего родного, ничего святого нет. Всё зыбко. Но надо жить, умирать нельзя. Потому что не ясно ещё твоё предназначение. Ты совершаешь ошибки, но ты честен, ты был слаб, но не подличал, ты был виноват, но искупал чужие грехи. И, получив нож в живот, ты встанешь и пойдёшь». Но именно Цой с улыбкой передает свет своего сердца новому герою нового времени, который сонастроен с небом! «Он не помнит слово «да» и слово «нет», он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон».
Быть не от мира сего
Герой Местецкого вообще другой, он как будто не от мира сего. Он смотрит на мир через яркие фестивальные визуализации своего представления о реальности, он не хочет дополнить или разрушить её, он хочет её преобразить своей верой в чудо. И абсолютно не понимает, как это сделать.
Поколение отцов-потребителей разговаривает с ним, как с инопланетянином, который сошел на землю из другого мира. Конечно, он находится в легком безумии в утверждении новой реальности. Но рациональный человек уже не способен ничего изменить или сотворить что-то принципиально новое!
Не важно, где ты живешь, важно, что ты делаешь для этого пространства
В начале XX века поэт-провидец Велимир Хлебников, чувствуя приближение страшных времен, написал поэму «Змей поезда», он взывал: «Проснитесь! — я воскликнул.— Проснитесь! Горе! Гибнет он!» — Но каждый не слыхал, храпел со сноровкой, Дремотой унесен. Тогда, доволен сказки остановкой, Я выпрыгнул из поезда прочь... А между тем рассудком нищи Змеем пожирались вместо пищи».
Город Металлогорск — несуществующий город. Своей серостью, безликостью и унынием он отражает сотни таких ...горсков по всей России. Промышленный город с депрессивным рядом бетонных домов и с мясным или каким-либо иным градообразующим комбинатом, где нет место чуду. Безнадега, уныние, алкоголь, нищета.
Там люди не верят ни в Бога, ни в чудо, ни в перемены. Но не главный герой. Его вера в чудо идет вразрез со здравым смыслом и утверждается поступком! Вера — это то, что выше всех личных установок. Он верит, что есть нечто большее, чему можно довериться. Что сила веры и любви могут преобразить любое пространство. В новом мире обособленность и эгоизм больше невозможны. Герой не размышляет о счастье и благополучии в рамках семьи — его волнует, чтобы чудо захватило всех в городе. Обнаружение энергий любви и творчества внутри себя разрушает все разумные доводы, законы физики и материального мира и превращает его в настоящее Чудо.
Что есть человек
Силой воли Сопля проявлял на теле татуировки и становился текстом. Наше сознание постоянно рассказывает истории о себе и об окружающем мире. Если мы и есть текст, то смыслы, которые мы задаем любой вещи, могут превратить эту вещь в магический инструмент творения своей реальности.
Филипп манифестирует, если вы хотите остаться на уровне мертвых свиных туш, тогда идите путем здравого смысла. Но этим путем вечности не достичь! А если мы решимся расти до своего истинного потенциала, до Бога, тогда надо сначала стать человеком и выйти из состояния животных.
Что есть чудо
Как и настоящая притча, этот фильм будет интерпретирован всеми по-разному. Возможно, вы посмотрите картину и она покажется вам полным бредом и у вас ничего не отзовется внутри. И все же посмотрите. Все мы ждем от этого мира чуда. Но чудо не может прийти — оно может случиться внутри человека. Оно не сможет произойти со спящим или ведомым человеком. Чудо — это раскрытие нашей высшей природы, это состояние потоков любви, творчества и свободы. Чудо — это способность преобразования жизни исключительно через любовь!