«Родился я с любовью к искусству... трудился, не замечая труда — по призванию; а засим — счастье, счастье... зачем скрывать: душа у меня самая чернорабочая, я готов всякий, самый торжественный момент моего личного торжества променять на часы уединённого труда своего в излюбленном искусстве... и в 70 лет я чувствую, как опять кровь кипит молодо...»

«Драгоценнейшее качество художника — сердце», — Мастер Репин

И. Е. Репин. Автопортрет. 1878. Холст, масло 
И. Е. Репин. Автопортрет. 1878. Холст, масло 

Мальчишка из Чугуева Харьковской губернии, ученик провинциального богомаза, возмечтавший стать великим художником и превзошедший все свои самые невероятные детские грёзы. В старости Репин вспоминал, как его маленького интересовало только одно, и об этом он всё время допытывался у взрослых: «Будут ли в раю красочки?».

Подростком, когда он работал в артели иконописцев, юный художник выходил по вечерам на берег Донца, смотрел на поток воды и думал: «А есть ли он на самом деле, этот Петербург?». Позже он переедет в Петербург, закончит Петербургскую Академию Художеств, станет ее членом и ещё при жизни будет признан гением, хотя сам Репин от подобного суждения о своей особе отказывался, называя себя скромно «заурядным художником».

Принципы своей работы Репин сформулировал на страницах книги «Далекое близкое»: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Он отвергал «акробатику кисти, живописность ради живописности» и вслед за Крамским повторял, что «драгоценнейшее качество художника — сердце». Свой реализм Илья Ефимович называл «простонародным», подчеркивая, что попытки сфальшивить ему никогда не удавались: его кисть, по словам Корнея Чуковского, «была правдивее его самого».

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в Музее-заповеднике «Новый Иерусалим» 

Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. Экспозиция разделена на три части, названия которых отражают ключевые установки мастера: «Тело есть тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим путем».

И. Е. Репин. На академической даче. 1898. Холст, масло
И. Е. Репин. На академической даче. 1898. Холст, масло

В оформлении залов использованы цитаты из воспоминаний учеников Репина, рассказывающие о его методах преподавания и личных качествах. В экспозиции отражены процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их параллельное развитие и взаимное влияние. В залах «Нового Иерусалима» выставлено 110 произведений из музейных и частных коллекций России, в том числе из Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им А. С. Пушкина, Музея русского импрессионизма, музеев Ярославля, Новгорода, Самары и других городов.

К. А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). Холст, масло
К. А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). Холст, масло

Это работы самого Репина и его учеников: Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Филиппа Малявина, Игоря Грабаря, Зинаиды Серебряковой, Исаака Бродского, Анны Остроумовой-Лебедевой. Русский музей отправил на выставку в Истре тринадцать произведений. Некоторых учеников Репина можно увидеть на групповом портрете художников общества «Мир искусства» (1920) Кустодиева.

Б. М. Кустодиев. Групповой портрет художников общества Мир искусств. 1916-1920. Холст, масло
Б. М. Кустодиев. Групповой портрет художников общества Мир искусств. 1916-1920. Холст, масло

Взаимоотношения Репина с «мирискусниками» были чрезвычайно сложными, доходя порой до конфронтации, однако обе стороны ценили художественные достижения оппонентов.

Выставка продлится до 28 июля.

«Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Государственного Русского музея

Русский музей на своей экспозиции «Рисунки и акварели передвижников» дает возможность познакомиться с уникальными и редко экспонируемыми работами Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Ге, Ивана Крамского, Владимира Маковского, Ивана Шишкина и других известных художников второй половины XIX века. Это 100 графических произведений передвижников из собрания Русского музея.

И. Левитан. Пасека. Акварель, гуашь, графитный карандаш, papier-pelle
И. Левитан. Пасека. Акварель, гуашь, графитный карандаш, papier-pelle

9 ноября 1863 года в петербургской Академии художеств состоялся «Бунт четырнадцати». Молодые художники, недовольные устаревшими правилами, требовали свободы творчества для себя и своих коллег. Не получив желаемого, они покинули Академию и спустя семь лет основали «Товарищество передвижных художественных выставок». На протяжении следующих тридцати лет «передвижники» внесли решающий вклад в развитие русской живописи и создали сотни выдающихся картин.

А. К. Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш
А. К. Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш

Товарищество передвижных художественных выставок объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время было отмечено необычайным подъемом духа, породившим таких выдающихся художников, как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Владимир Маковский. Именно эти художники составили стержень передвижничества.

И. Е. Репин. У Доминика. 1887. Итальянский карандаш, бумага, растушевка
И. Е. Репин. У Доминика. 1887. Итальянский карандаш, бумага, растушевка

Портреты, пейзажи, бытовой жанр, этюды и эскизы к известным полотнам — экспозиция в Михайловском замке наиболее полно отражает историю передвижничества и дополняет представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились настоящими событиями в жизни общества второй половины XIX века.

Выставка продлится до 8 июля.

Илья Репин. Лев Толстой за работой. 1891. Бумага на картоне, графитный карандаш
Илья Репин. Лев Толстой за работой. 1891. Бумага на картоне, графитный карандаш

Репин о русской душе

У Репина было удивительное качество — познавать мир не умом, а чувствами и сердцем. Врожденные энергичность, жизнерадостность и оптимизм спасали Репина в самых сложных жизненных обстоятельствах. Из его мемуаров можно почерпнуть удивительные, вдохновляющие вещи. Он пишет, что «... тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй». Он был человеком огромной искренности, увлеченности и особой проницательности. Он считал, что «в душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма. Это внутрилежащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его житейскую личность до самозабвения. Такого подвига никто не оценит: он лежит под спудом личности, он невидим. Но это величайшая сила жизни… Везде она: скромная, неказистая, до конфуза пред собою извне, потому что она внутри полна величайшего героизма, непреклонной воли и решимости».

Фото предоставлено пресс-службой Русского музея, пресс-служба музея «Новый Иерусалим». Фото: Арман Тадевосян.