Все работы Владимира Вейсберга погружены в бело-серый туман. При этом белый цвет художник практически не использовал — его работы сотканы из полутонов, гармонично сочетающихся один с другим. В его работах чувствуется какая-то недопроявленность, недосказанность... Как будто все образы он взял из сна или из какой-то параллельной реальности, отделенной от нашей белым шумом. Оксюморон «невидимая живопись» у него не парадокс, а вид живописи, который венчает развитие колоризма. Эволюция восприятия цвета виделась Вейсбергу как процесс, развивающийся от простого к сложному «дифференцируемому» цвету, к цветовой структуре, которую трудно описать словами.

Вейсберг В. Г. Венера с геометрическими фигурами
Вейсберг В. Г. Венера с геометрическими фигурами

Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» — последовательный рассказ о творчестве мастера.

Вейсберг В. Г. Арбуз и виноград
Вейсберг В. Г. Арбуз и виноград

Цветной период Владимира Вейсберга

Два зала посвящены цветному периоду. Здесь выставлены полотна второй половины 1950-х. Творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим: так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе импрессионистов и Сезанна.

Вейсберг В. Г. Натюрморт. Плоды
Вейсберг В. Г. Натюрморт. Плоды

Преображение реальности

Зал «Преображение реальности» посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода: «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие.

Вейсберг В. Г. Архитектура 
Вейсберг В. Г. Архитектура 

В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия». Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.

Лаборатория Вейсберга

Зал рисунка открывает зрителю лабораторию Вейсберга. Художник в своей жизни следовал жесткому распорядку: утром — живопись, вечером — рисунок. В повседневной творческой практике он использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.

Вейсберг В. Г. Апельсины в черных бумажках на черном столе 
Вейсберг В. Г. Апельсины в черных бумажках на черном столе 

«Невидимая живопись»

«Невидимой живописи» посвящены два заключительных зала. «Архитектура валеров» — такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на теме пространства.

Вейсберг В. Г. Раковина, куб, цилиндр
Вейсберг В. Г. Раковина, куб, цилиндр

Гармоничная целостность цветосветовой среды

«Гармония должна быть создана на холсте», — говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармоничной целостности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».

Монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1984) открывается в год его столетия. Она имеет двойное посвящение: собственно художнику и его исследователю — Анне Чудецкой (1958–2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и ее фундаментальной монографии «От цвета к свету». Выставка продлится до 30 июня 2024.

Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина