Многогранная личность Григория Акинфиевича Демидова, внука знаменитого основателя горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири, известна не многим. К сожалению, о нём осталось не так много информации. До недавнего времени историки даже не знали, как он выглядел. Сохранился единственный портрет Григория Акинфиевича.

Г. А. Демидов. Портрет. Работа неизвестного художника, XVIII век
Г. А. Демидов. Портрет. Работа неизвестного художника, XVIII век

Всю свою жизнь он посвятил созданию в селе Красном под Солью Камской (г. Солекамск) уникального ботанического сада. В этом саду в условиях сурового таежного климата в середине XVIII века он построил теплицы с обогревом и выращивал растения из северных частей России и экзотические растения со всего мира. О Демидове с восхищением отзывались известный естествоиспытатель академик И. И. Лепехин и участники Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга — ботаник Иоганн Гмелин и адъюнкт Петербургской академии, путешественник и натуралист Георг Стеллер. Слава об промышленнике, ученом-ботанике и естествоиспытателе Демидове гремела на просторах Российской империи, о нем говорили в научных кругах Европы. Естествоиспытатель и путешественник Н. П. Рычков в своей книге «Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах» писал о саде Демидова: «…в том саду можно найти собрание большой части трав, растущих в Африке, Америке, в Сибири и в самых камчатских пределах. Сад разделен на множество оранжерей и цветников, из которых каждая особливо заключает в себе растения других стран». Григорий Акинфиевич переписывался со знаменитым шведским натуралистом Карлом Линнеем и обменивался с ним семенами и образцами растений. Линней разбирал и систематизировал гербарий Демидова и высылал ему большие партии семян американских растений. Ещё большее количество растений отправлял в Упсалу сам Демидов.

Один из сохранившихся листов гербария Г. А. Демидова
Один из сохранившихся листов гербария Г. А. Демидова

В письме от 2 декабря 1748 года приложен список из 400 растений. Александр Матвеевич Карамышев указывает, что в Хаммарбю (Hammarby), на ферме Линнея, росло 118 видов сибирских растений. Другой ученик Линнея И. Гамниус в диссертации «Редкие растения Камчатки» (1750) описал 26 растений, присланных Г. Демидовым и собранных, возможно, Георгом Стеллером (Georg Steller). По свидетельству профессора Упсальского университета Мариетты Манктелоу (Mariette Manktelow), которая проживает в Хаммарбю (Hammarby) и занимается вопросами сохранения наследия Линнея, даже спустя почти 300 лет в Упсальском имении Линнея в Хаммарбю произрастают шесть растений, присланных когда-то из Соликамска.

Карта Соликамска. Музей-заповедник «Сользавод». Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Карта Соликамска. Музей-заповедник «Сользавод». Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

В 1761 году посмотреть на это чудо заехал французский монах, астроном Жан Шапп д’Отрош (Jean Chappe d'Auteroche). Француз был ошеломлен не только самим садом и оранжереями, но и образованностью садовника Демидова, который отлично разбирался в физике, математике и ботанике. Монах-астроном оказался одним из последних гостей Соликамска, кто видел Демидовский соликамский сад и «чудо оранжереи» при жизни его творца. Шапп д’Отерош, гостивший в Соликамске, вспоминал: «Из-за суровых зим, являющихся препятствием к разведению растений, он устроил двенадцать великолепных теплиц, полных кедров и апельсиновых деревьев; там же произрастали все фруктовые деревья из Франции и Италии, кроме того, множество растений и кустов из разных стран».

Ранняя смерть оборвала деятельность Григория Акинфиевича Демидова (скончался в ноябре 1761 года в возрасте 46 лет в Петербурге). Похоронен Григорий Акинфиевич в Туле, в родовой усыпальнице Демидовых при Николо-Зарецкой церкви.

Фото сделано в Ботаническом саду г. Соликамска. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото сделано в Ботаническом саду г. Соликамска. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Сад Григория Акинфиевича стал первым в России научным ботаническим садом, в котором произрастало более 540 видов растений со всего света. После смерти Григория Демидова в 1761 году сад перешел во владение к его сыну Александру. При нем часть коллекции наиболее ценных растений была перевезена в Москву старшим братом Григория Демидова — Прокофием, создавшим в 1756 году в своем имении Нескучное богатый редкими растениями ботанический сад. Это всеми нами любимый Нескучный сад. Сыновья Демидовых продолжили дело отца. Александр после продажи сада в Красном селе в 1772 году устроил сад в селе Тайцы, в 30 верстах к югу от Петербурга. Павел создал один из лучших садов в Левашово под Москвой. У Петра сад был в Сиворицах, в 60 верстах от Петербурга. Сейчас в бывшей усадьбе Петра Григорьевича Демидова в Сиворицах (село Никольское) размещается психиатрическая лечебница имени профессора П. П. Кащенко. Когда Демидовы переехали в Тоскану, то там создали парк виллы Сан-Донато.

Теплицы виллы Демидовых Сан-Донато. 1880 г. Гравюра
Теплицы виллы Демидовых Сан-Донато. 1880 г. Гравюра

Я не устояла перед мощью личности Демидова и отправилась в Соликамск. Увидев гравюры теплиц Демидовых в Италии, я представила, какое чудо меня ожидает в Соликамске. Но, увы, ни сад, ни легендарные теплицы не сохранились до наших дней. В 1994 году на противоположной стороне Соликамска появился дендрарий, который продолжил историю сада Демидова и получил название «Мемориальный ботанический сад Г. А. Демидова». В новом саду, как и при Демидове, ведутся работы по изучению биологического разнообразия флоры Урала и сохранению генофонда редких и исчезающих видов растений.

Фото сделано в Ботаническом саду г. Саликамска. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото сделано в Ботаническом саду г. Саликамска. Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Я взяла старую лопату и краски и начала писать портрет Григория Акинфиевича. Его грустные глаза смотрели сквозь меня, устремляясь куда-то вдаль. Я смотрела ему в глаза, а рука непроизвольно писала зеленую траву, которая пробивается сквозь черную землю и время. В его портрете были какая-то вековая грусть и забвение и в тоже время надежда на возрождение, на то, что сердца и руки людей, в которых горит огонь творчества, способны оживить любое пространство и превратить любое, даже самое холодное или обезображенное производством пространство в прекрасный сад.

Портрет Григория Акинфиевича Демидова. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Григория Акинфиевича Демидова. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн

Творите и созидайте!

Проект «100 портретов. Портреты великих на лопатах»