Гоголь портной

Кто в детстве не вышивал и не пытался связать себе шарфик или носки? Не минула чаша сия и Николая Васильевича. В детские годы он принимал активное участие в любимых занятиях своих четырех сестер. Еще ребенком он научился вышивать, вязать спицами шапки, шарфы, искусно кроить и шить одежду. А повзрослев, сохранил любовь к стежкам и строчкам.

Со временем это увлечение переросло в страсть к моде: существуют многочисленные свидетельства, как Гоголь увлекался модными тенденциями, следил за собственным стилем, перекраивал одежду согласно актуальным фасонам. В письме двоюродному дяде Петру Петровичу Косяровскому перед отъездом из родной Васильевки в столицу Гоголь пишет, что его ремесло портного при случае может стать хорошим средством заработка. Он убеждал родственника, что со своими многочисленными талантами в Петербурге не пропадет.

...Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кой-какие ремесла. Хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства; вы думаете, что я шучу, спросите нарочно у маменьки...

Зарабатывать деньги шитьем и поваренным искусством писателю не пришлось, и рукоделие превратилось в любимое хобби. Павел Анненков, проживавший с писателем в одной квартире в Риме в 1841 году, описывал весьма деликатные подробности из жизни Гоголя: «... помню, как он искусно кроил для себя шейные платки. Также переделывал свой жилет, пытаясь его немного удлинить. Это получалось у него очень неплохо».

Для Николая Васильевича, приметливого щеголя, интерес к моде и рукоделию обернулся еще одним средством выразительности в его текстах: оттенки, ткани и фасоны писатель использовал, чтобы придать описанию фактуру, раскрыть характеры и ситуации.

Спец по травам. «Народная ботаника» Гоголя

Растительный мир и ботаника — еще одно серьезное увлечение Н. В. Гоголя. Об этом можно прочитать в воспоминаниях друзей писателя. «Гоголь любил ботанику. И всегда, когда у него была свободная минута, он отправлялся в лицейский сад и там подолгу беседовал с садовником о предметах его задач», — писал его соученик по Нежинскому лицею Любич-Романовский. «Мы ехали довольно тихо, а он беспрестанно останавливал кучера, выскакивал из тарантаса, бежал через дорогу в поле и срывал какой-нибудь цветок, потом садился, рассказывал мне довольно подробно, какого он класса, рода, какое его лечебное свойство, как называется он по-латыни и как называют его наши крестьяне… Гоголь признался, что всегда любил ботанику и в особенности любил знать свойства, качества растений и доискиваться, под какими именами эти растения известны в народе и на что им употребляются», — вспоминал Л. Арнольди.

Николай Васильевич даже задумывал написать «Народную ботанику». В «Набросках» Гоголя можно найти «Симбирский травник», «Арзамасский травник», «Цветочный календарь». Писателя интересовало прежде всего практическое применение растений: лекарственное, красильное, пищевое — и, конечно, связанные с растениями народные обычаи и поверья, местные названия растений. Постепенно он вкраплял, можно сказать вшивал, эти сведения о природе в свои произведения.

В процессе подготовки 2-го тома «Мертвых душ» Гоголь подробно законспектировал труд ученого и путешественника П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768–1773 гг.», что составило четыре рукописных тетради. Особенно тщательно отбирает Гоголь сведения о растительности разных регионов России от Владимира до Сибири, отдельно выписывает научные и народные названия растений, данные о сроках цветения, о хозяйственном использовании растений. Но Гоголь не только теоретик, но и практик. В имении матери Васильевке вместе со своей сестрой Ольгой Николай Васильевич «собирал разные цветы, складывал в тетрадь под пресс», писал акварели и все тщательно записывал. Так появилась «толстая тетрадь с плотной картонной обложкой, вся заполненная тщательно засушенными цветами». Позже он начнет вплетать в вязь своего текста все свои знания по народной ботанике. Например, в «Старосветских помещиках»: «на крыше тоже сушилось много разного рода трав: петровых батогов, нечуйветра и других…»; «Вот это… водка, настоянная на деревий и шалфей. Если у кого болят лопатки или поясница, то очень помогает. Вот это на золототысячник: если в ушах звенит и по лицу лишаи делаются, то очень помогает…»; «прошу, золототысячниковой или трохимовской сивушки, какой вы лучше любите?».

Портрет Н. В. Гоголя. Масло, картон. Е. Попова-Гамаюн
Портрет Н. В. Гоголя. Масло, картон. Е. Попова-Гамаюн
Весна приближается. Время самое весёлое <...>. Это напоминает мне времена детства, мою жаркую страсть к садоводству. Это-то время было обширный круг моего действия. Живо помню, как бывало с лопатою в руке, глубокомысленно раздумываю над изломанною дорожкою... Признаюсь, я бы желал когда-нибудь быть дома в это время. Я и теперь такой же, как и прежде, жаркий охотник к саду.

«Гоголь любит гоголь-моголь». Гоголь-кулинар

Гоголь обожал экспериментировать на кухне и угощать своими кулинарными произведениями своих друзей. Он великолепно лепил вареники и галушки, мастерски готовил пасту. Будучи в Риме, специально ходил на поварские курсы, чтобы освоить рецептуру изысканных блюд. По словам Александры Смирновой-Россет, знаменитой светской дамы тех времен, Гоголь готовил это блюдо, «как самый искусный неаполитанец». Фирменным блюдом Николая Васильевича был, конечно же, «гоголь-моголь». Так Гоголь иронично называл своеобразный коктейль, который он делал. «Из наиболее любимых Гоголем блюд было козье молоко, которое он варил особым способом, прибавляя туда рому (последний он возил с собой во флаконе). Эту стряпню он называл гоголь-моголь и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь», — из воспоминаний И. Ф. Золотарева. Кстати, настоящее название сего шедевра — поссет, и придумали его англичане. Горячим поссетом с вином англичане согревались в промозглую погоду и лечились от простуды.

Гоголь у самовара. Чай и сладости

Николай Васильевич был страстным «чаёвником», мог чаевничать часами. Обожал сладости: конфеты, пряники и другие десерты. Судя по воспоминаниям современников, он устраивал «чайные церемонии» с неумеренным поеданием сладостей — варенья, пряников, крендельков и печенюшек. Сладости всегда были у Гоголя в карманах, отчего они топорщились, но писателя это, видимо, не смущало. Но самым странным хобби Николая Васильевича было катать шарики из хлебного мякиша. Он катал их во время работы, объясняя это тем, что занятие помогает в решении сложных задач.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывает проект «Стежки и строчки» в Доме Н. В. Гоголя в Москве. Экспозиция реализована в рамках второго сезона проекта «Искусство жить дома», посвященного исследованию мемориальных пространств: квартир, усадеб, домов, городских улиц — с помощью языка современного искусства. Героем московской части проекта стал Николай Васильевич Гоголь. Последние неполные четыре года своей жизни он провел в усадьбе на Никитском бульваре. Современные художники обратились к трогательному увлечению великого писателя, воспоминания о котором хранятся в доме, — рукоделию. Художники декоративно-прикладного искусства наполнили пространство Дома Гоголя работами, выполненными в техниках ткачества, вышивки и шитья. При помощи рукоделия художники акцентируют различные сюжеты из жизни Гоголя — это увлечение гербарием, итальянские пейзажи, русская природа, творческий процесс и комедия «Ревизор».

Выставка продлится до 30 июня.

Фото сделано в Доме Н.В. Гоголя и предоставлено пресс-службой ГМИИ имени А. С. Пушкина.