Когда успешный предприниматель или топ-менеджер приходит к мысли написать книгу, он сталкивается с двумя вызовами.
Первый, очевидный — написание книг требует времени, усилий и специальных навыков, часто отсутствующих. Для решения этой задачи существуют специалисты, которые могут помочь перенести ваши мысли на бумагу.
Но есть и другое, гораздо более серьезное препятствие. Идеи могут быть блестящими, опыт — уникальным, история — захватывающей, но как понять, будут ли они интересны читателю?
Сколько визионерских, вдохновляющих, меняющих мир книг не родилось на свет только потому, что их автор страдал «синдромом самозванца» и забросил свои идеи вместо того, чтобы развивать — остается лишь гадать.
Умение красиво излагать мысли в письменном виде, безусловно, важно. Однако в первую очередь авторам нужно помогать «девелопить» смыслы. Это самый важный этап работы над книгой. Расскажу, что это такое и как именно выглядит на практике.
Роль книжного продюсера
Задача продюсера — помогать авторам извлекать навыки, идеи и компетенции из неосознанного уровня в осознанность. Почему это важно?
Дело в том, что существует четыре уровня компетенции:
1. Неосознанная некомпетентность: человек ничего не знает и спокойно с этим живет, так как сам не в курсе, что он не знает.
2. Осознанная некомпетентность. Это то, о чем говорил Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». То есть, человек знанием не обладает, но уже осознает, что ему чего-то не хватает.
3. Осознанная компетентность: человек что-то изучил, освоил навыки, и он их осознает. Это можно сравнить с вождением: когда вы только обучились в автошколе, первое время сосредоточенно переключаете передачи, крутите руль, то есть, сознательно вовлечены в процесс.
4. Автоматизм. Компетенция освоена настолько хорошо, что снова стала неосознаваемой. То есть, человек управляет автомобилем (или компанией), не задумываясь о том, как он это делает.
Эта цепочка — естественный механизм мозга, который работает у всех людей, в том числе, у известных успешных предпринимателей. В какой-то момент они «упираются в потолок», потому что рост возможен только в зоне осознанности. Если человек не понимает, что он делает, то как бы круто он ни делал, его мастерство не будет расти. Будет наращиваться только опыт — и то с постепенно снижающейся отдачей.
Литературный продюсер проходит вместе с автором все этапы осмысления его жизненного и профессионального «багажа». В процессе происходит рост, который выводит человека на новый уровень. То есть, это некий коучинг, творческое партнерство, или, как я это называю, «продюсирование смыслов».
То, что в результате рождается книга — прекрасно, но она вторична по отношению к главной ценности, которую создает книжный продюсер — осознанию себя, своих компетенций, опыта и достижений. Вопреки названию, настоящий книжный продюсер работает со смыслами, а не с книгами.
В чем заключается сотворчество
Когда к нам обращается автор с желанием написать книгу, ключевой момент — выяснить его мотивацию. Если это просто желание «Хочу и все! Вот деньги, сделайте мне «красиво», то однозначно, мы такому клиенту откажем. Литературный продюсер не выпускает книги-визитки и не пишет за автора. Наш фокус — книги визионерского плана, которые меняют мировоззрение, заставляют по-новому посмотреть на привычные вещи или узнать новые идеи. Поэтому самое важное, чтобы у автора уже был замысел.
Есть вещи, которые невозможно делегировать. Да, можно нанять технических специалистов, которые напишут и отредактируют текст, займутся продвижением книги. Но идея должна быть в голове, мы за автора ее не придумаем. Важно понимать: мы не говорим о готовой концепции. У наших авторов идея бывает нечетко сформулирована, но она есть. Книжный продюсер вытаскивает ее «на свет» и докручивает вместе с автором в ходе мозговых штурмов.
Частая история, когда человеку кажется, что все, что он может рассказать, «уже и так все знают», а на самом деле идея — бомба! Просто, находясь внутри процесса, автор перестает осознавать в полной мере, — что, как и почему делает. Мы через серию интервью, курирование, общение упорядочиваем его знания и в итоге приходим к пониманию, о чем будет книга.
Как понять, что идея достойна книги
Когда автор и продюсер в ходе интервью определились с замыслом и сформулировали тезисы, далее начинается тщательный анализ. Мы смотрим, как идея соотносится с тем, что сейчас происходит на рынке, кому будет интересна и в каком контексте. Видение автора продюсер соотносит со своим опытом и насмотренностью, актуальной повесткой, востребованностью той или иной темы. Например, если я понимаю, что идея хорошо попадает в какой-то тренд или задачу, то фокусирую автора именно в эту нишу или тематику.
Любую идею нужно адресовать правильной аудитории и правильно ее донести, тогда она будет работать. Информация, бесценная для одних людей, бесполезна для других, поэтому важно сразу определиться, для кого мы пишем. И этот момент тоже не всегда очевиден для авторов. Зачастую они ориентируются на самих себя или близкое окружение, а книга может принести пользу более широкой аудитории или наоборот, нишевым специалистам.
«Стрижка только начата»
Девелопмент идей — достаточно долгий процесс, требующий вдумчивости и терпения. Иногда он занимает месяцы, прежде, чем автору можно будет приступить непосредственно к написанию текста. Очень важен выбор подачи, который, опять же, зависит от понимания «адресата». Чтобы определиться с форматом, продюсер анализирует рынок: смотрит, что уже есть, в чем там плюсы и минусы, что можно позаимствовать, от чего «отстроиться». Нужна ли подача академичная или тему лучше раскрыть через яркие истории и зарисовки. Только после полной «разведки» начинается работа над текстовым наполнением.
Где здесь автор?
Не стоит думать, что автор все это время сидит на «скамейке запасных» и ждет своего выхода. Совсем наоборот, — идет плотное творческое взаимодействие. Вместе с продюсером он определяет структуру будущей книги, составляет план и формулирует ключевые тезисы. Затем в ходе интервью, дискуссий и мозговых штурмов появляются смыслы, которые нужно превратить в текст, иллюстрации или инфографику.
Этот обоюдный многоступенчатый процесс — наибольшая ценность для автора, который «раскапывает клад» в собственной голове, получает неожиданные инсайты, начинает по-другому мыслить и работать в своей компании. Практически все, с кем мы сотрудничали, говорят, что опыт написания книги вывел их на более высокий профессиональный уровень. То есть, произошло то самое долгожданное «пробитие потолка», которому до этого не способствовали никакие курсы и тренинги.
Книга — это не просто стопка бумаги, заключенная в обложку
Так как люди сейчас живут в условиях информационной перегрузки, они не любят читать объемные тексты и плохо относятся к попыткам их поучать. Кроме того, прочитанное усваивается на 15-20%, поэтому наш продукт не ограничивается только бумажной книгой, он комплексный. Когда тщательно проработанные идеи воплотились в текст, наша задача донести их до аудитории, задействуя как можно больше каналов восприятия. Поэтому продюсер занимается всеми видами контента, из которого состоит современная книга:
дополнительный медиа-контент — аудио-версии, саммари, презентационные лендинги, посты и конкурсы в социальных сетях.
Получается экосистема, такой helicopter view: «воронка» вокруг автора для достижения более амбициозных целей, нежели просто издание книги.
Как книга становится бестселлером: продажи, рецензии, критика
С одной стороны, любой книге важно быть замеченной, с другой, — авторы-визионеры, как правило, решают какие-то нишевые задачи, интересные ограниченному кругу людей. Поэтому им важно, чтобы книга попала в «те самые» руки и стала бестселлером в конкретной нише. Супер-продажи — не самоцель, а вот отклики лидеров мнений — нужны и ценны.
Поэтому уже в процессе написания книги продюсер выстраивает нетворк. Мы направляем книгу на рецензии и отзывы стейкхолдерам — людям, причастным к данной тематике, занятым в этой нише или имеющим похожий опыт. Автор публикует отрывки из книги в своих соцсетях. Все вместе это помогает девелопменту идей и, в конечном счете, продвижению книги.
Вот так поэтапно и многоступенчато продюсер вместе с автором реализует миссию — доносить до людей новые смыслы. В результате получается мощная трансформация — и самих смыслов, и внутреннего наполнения автора, который инвестировал в это свое время, силы, творческую энергию. А читатели получают супер-продукт — по-настоящему уникальную, новаторскую книгу, кардинально отличающуюся от того, что массово выпускается на книжном рынке.