Меня зовут Александр Байкин. Я автор и создатель YouTube канала «PRO РОБОТОВ». У нас два канала: на русском и английском языках. На русском - более 147 тысяч подписчиков, на английском - свыше 160 тысяч. В общем, мы сейчас самый крупный медийный ресурс по робототехнике в России. Рассказываем про роботов и технологии будущего. Я работаю в IT больше 20 лет. Прошёл весь путь - от системного администратора, рядового программиста до IT-директора. За это время успел создал сообщество IT – аналитиков. Уже более 10-ти лет проводим летний аналитический фестиваль. Это уникальная конференция, где на природе в течении 2-ух дней аналитики слушают доклады и мастер-классы, общаются, решают свои вопросы и отдыхают.

- Расскажите мне про канал. Это, получается, такой медиа-бизнес на YouTube? Как он работает?

- Я хотел создавать канал, как хобби, чтобы рассказывать про IT. У меня большой опыт, много интересных знакомых в этой сфере, думал «отличная мысль делать то, в чем разбираюсь». Но тут оказалось, что в России абсолютно никто не занимается популяризацией робототехники на широкую аудиторию, а роботы - это будущее. И я загорелся! Мы видим, как стремительно развивается эта область. И постепенно это хобби вылилось в мою вторую деятельность - популяризацию робототехники. Мы рассказываем про русские робототехнические компании, мировые разработки, про инновационные решения, различные технологии будущего, про искусственный интеллект, VR-решения, автономный транспорт и так далее.

- Давно существует ваш канал?

- YouTube канал мы запустили в 2017 году. А в 2020 стали делать английскую версию.

- Быстро собрали аудиторию?

- О, было очень интересно! Когда я начинал в YouTube, я ничего не знал про это. Для начала сделал анализ по рынку и понял, что научно-популярные каналы, конечно, уже есть. Это несколько больших научно-популярных проектов, там по миллиону подписчиков и даже чуть больше. И я думал, что приду, начну про роботов рассказывать, всем будет интересно, и мы быстро наберём как минимум 500 тыс. подписчиков. Но реальность оказалась совершенно другой. «Умный контент» достаточно тяжело продвигать в YouTube. Здесь больше интересна политика, хейт, хайп, котики. Так что, можно сказать, что пару лет ушло только на то, чтобы в принципе понять «как YouTube работает», какие форматы заходят, как сделать, чтобы нравилось, как развивать канал. И вот, в последние года полтора мы уже видим большой интерес со стороны аудитории, а также робототехнических компаний. Сейчас сами компании приходят и хотят участвовать в съемках, нас узнают и приглашают на мероприятия, радио и в СМИ.

- Кто ваша аудитория?

- Наша аудитория на 90 % - это мужчины 25-45 лет. Это люди, которым интересны новые технологии, наука, техника.

- Мальчишки, в общем?

- Да! Вечный мальчишеский интерес к роботам.

- Расскажите, как создать YouTube канал «с нуля»

- В первую очередь, важно понять зачем и для чего тебе YouTube канал. Мы сказали себе, что у нас две очень важных цели. Первая - наша «миссия»: популяризировать науку вообще и робототехнику в частности. Вторая – создать медиа, бизнес-проект, который сможет приносить доход на научно-популярной тематике. Сейчас первая цель, в какой-то мере, реализовалась. Мы известный канал, популяризируем российскую науку и робототехнику. Вторая цель тоже понемногу реализуется. Мы зарабатываем на рекламе и от просмотров на YouTube. Тут же надо сказать, что ещё есть очень интересный эффект от YouTube: ты знакомишься с разными людьми, круг общения сразу расширяется, уровень знаний повышается, ты выходишь на сообщества. И YouTube, с точки зрения нетворкинга и контактов, позволяет сделать намного больше охват, чем когда ты работаешь в этой сфере или ведешь бизнес. 

-  Илон Маск вам уже звонил?

- Нет, пока не звонил, но я жду звонка! Но, думаю, что в какой-то момент обязательно сделаем с ним выпуск.

- Расскажите про идею канала на английском языке

- Англоязычный канал - это копия русского. Просто мы делаем его для англоязычной аудитории, на английском языке. Канал «зашел» сразу и очень хорошо. Аудитория выросла значительно быстрее, чем у русскоязычного. Ну и мы, нужно сказать, были уже опытными и знали, как работать с такой площадкой, как YouTube. В общем, это хороший пример, когда что-то приходит не с запада, а наоборот российский продукт выходит на зарубежный рынок, и он там оказывается востребованным.

- Можете сравнить аудиторию русскую и англоязычную?

- Мне кажется, что всё-таки англоязычная аудитория более продвинутая. Я не знаю, то ли за счёт того, что она просто более широкая, и мы получаем больший приток и больший интерес со стороны зрителей. Либо, действительно, она более прогрессивная и интересующаяся новыми технологиями. В России 150 млн. человек, и робототехника и технологии интересуют, допустим, 1%. А в англоязычной аудитории миллиард человек примерно, и даже если тот же 1% интересуется технологиями, мы получаем в абсолютных цифрах намного большее количество зрителей. Интересный факт, могу сказать, что именно с англоязычного YouTube мы получаем в 10 раз больше денег за рекламу, чем с русского канала. При том же количестве подписчиков.

- Почему так получается?

- Это связано с тем, что реклама на англоязычных ресурсах в англоязычных странах: в Америке, Канаде, Англии, вообще в Европе намного дороже, чем в России. И еще количество просмотров за один и тот же период на англоязычном канале в два-три раза больше.

- Как вам кажется, к русскому каналу, контенту, который вы делаете, иностранные зрители относятся, как к экзотике? Или уровень экспертности действительно высокий?

- Могу сказать, как относятся к русским инженерам за границей. То, о чём мы рассказываем – это, безусловно, самое инновационное и передовое в сфере робототехники, искусственного интеллекта, VR, автономных машин. За этими технологиями - будущее. С другой стороны, если говорить о развитии робототехники в России, то тут есть две составляющие. C одной стороны, не так много робототехнических компаний в нашей стране, которые производят действительно конкурентоспособные на мировом рынке товары. С другой стороны, я не могу сказать, что у нас совсем нет робототехники.

У нас есть замечательный компании, я их знаю и постоянно привожу в пример. Компания «Рromobot» делает роботов-промоутеров, человекоподобных роботов. Они их продают по всему миру: в Европу, США, в страны Африки, Южной Америки. «Рromobot» действительно одни из лидеров в мире по андроидной робототехнике. На днях вышла новость, что Tesla, сам Илон Маск, будет разрабатывать своих человекоподобных роботов – Teslabot. Так вот, наши ребята как раз в этом направлении работают и делают очень интересные вещи, конкурентоспособные и заметные на мировом рынке.

Есть компания «Моторика», которая делает активные экзопротезы для рук. Они намного дешевле, чем западные аналоги и не менее функциональные.

Есть компания «ЭкзоАтлет», которая делает экзоскелеты для людей с травмами позвоночника, последствиями ДЦП. Там уникальная история с их скелетами: врачи говорят человеку, что он не будет больше вставать с постели, но он начинает заниматься с экзоскелетом, лучше чувствует, может садиться, может выполнять какие-то действия. Потрясающий результат!   Есть компании «Геоскан». Они создают дроны. В том числе, первыми сделали уникальное решение, когда дрон на 360° на видео снимает какой-то объект и автоматически делает его 3D-модель.

Есть компания «Интехрос», которая делает строительных роботов - гигантов на удалённом управлении.

Компании есть, но, к сожалению, также есть проблемы с точки зрения инвестиционного климата и потребителей. В России не такой большой спрос, не такой большой рынок, как в США и Китае. Поэтому также наши ребята уезжают и делают интересные стартапы в Кремниевой долине. В общем, очень много самых лучших инженеров, айтишников именно в России. Я уверен, в России можно делать интересные проекты.

Наш слоган, слоган нашего канала: «Ты в силах изменить будущее!» Я действительно уверен, что каждый может изменить будущее, и мы это наглядно показываем.

- Хотела Вас спросить о прогнозах развития той сферы, в которой вы за несколько последних лет, работая на канале, стали экспертом. Как вам кажется, что ждет российскую робототехнику в ближайшие 5 лет?

- По-честному, тяжело ответить, что будет. С одной стороны, многие отрасли конечно же возрождаются, в том числе ВПК или МЧС, они сейчас делают роботов. С другой стороны, к сожалению, инвестиционный климат сужается и, с точки зрения частных заказов, тоже не такой большой спрос. Но дело не только в этом. Знаете, в чем разница подходов русского и американского инженера? Чем отличается американский? Он сначала продаёт, потом делает. А русский сначала делает. Возможно, что-то очень хорошее. Но только потом, после того как сделал, начинает продавать – просто оглядываться «кому это нужно»? Я надеюсь, что в ближайшие 5 лет наши инженеры будут менять парадигму и сначала станут искать ту нишу, в которой их деятельность будет востребована. Это кардинально поменяет рынок! Нужно менять парадигму! Можно использовать российский рынок, сначала здесь предлагать свои решения, а уже дальше выходить на международный рынок, в том числе, ехать в кремниевую долину, другие какие-то инновационные центры. Если захотят, конечно.

- А ваш бизнес? Сделайте прогноз на 5 лет. Как все будет развиваться?

- С точки зрения YouTube-канала? Главное, чтобы YouTube не закрыли! (смеётся) Мне кажется, что в России социальные сети будут значительно развиваться в ближайшие 5 лет. Возможно, появятся какие-то новые форматы (мы видим, как на наших глазах появился и рванул TikTok).

Я думаю, что соцсети будут развиваться, и это даёт, на самом деле, колоссальные возможности для многих людей, которым раньше тяжело было применить себя в прикладных областях. Когда мне говорят, что социальные сети - это плохо, я всегда отвечаю, что у меня есть знакомые люди с ограниченными возможностями, они выходят в социальные сети и обретают вторую жизнь! Они получают работу, узнаваемость и даже популярность. Они могут развиваться, могут зарабатывать деньги. Это, конечно, колоссальные возможности и новая жизнь для них! У медали всегда две стороны… Что касается нашего бизнеса, я думаю, мы будем расти и развиваться. Наращивать подписчиков. Открываем сейчас канал на испанском языке. В планах - работать на китайском. Вообще, я думаю, что наш канал про робототехнику, как и сама робототехника, находится на начальном этапе развития. Я думаю, что взлёт будет экспоненциальный ближайшие три-пять лет.

- Расскажите о Клубе лидеров. Зачем вы стали его участником? Что это вам дает?

- Я присоединился вообще, если честно, чтобы попробовать. Я не так много знал про клуб, и понятно, что каждое такое бизнес-объединение себя пиарит, рассказывает о себе хорошо. Присоединился и был приятно удивлён тем, что, действительно, люди в клубе очень интересные - с различными направлениями бизнеса, с различными связями и по сути, любой вопрос, который возникает, может быть решен очень быстро. Начиная с того, что как-то хотели снимать роботов в ресторане, и ресторан нашелся за несколько минут. Заканчивая тем, что какие-то бизнес-вопросы, проблемы, которые возникают, можно решить совместными усилиями. Ты задаешь вопросы, тебе задают вопросы – все выигрывают в итоге. Не разочарован Клубом. Даже наоборот. Единственное что: точно не надо стесняться общения, надо больше коммуницировать! Видимо, это вообще девиз нашего времени. Надо больше общаться! 

интервью подготовила Мария Маханова