- Меня зовут Игорь Темнышев. Я - предприниматель.

У меня два направления деятельности: корпоративная жизнь - я работаю в международной компании «Коллиерз», плюс проекты, собственником и инвестором которых я являюсь.

Однако, безотносительно к тому, о каком из направлений мы говорим, я все равно считаю себя, в первую очередь, предпринимателем.

- А что это значит для вас?

- Разговоров на тему «кто такой предприниматель» множество. На мой взгляд, предприниматель – это человек, который видит возможности и имеет силы, плюс определенную пассионарность, для того, чтобы эти возможности конвертировать в какой-то результат. Между любой идеей и ее реализацией чаще всего - пропасть. У предпринимателей, как правило, есть внутренние силы эту пропасть перепрыгивать. Перепрыгивать пропасть на 98 % никакого смысла нет. Бизнес идет только у тех, кто перепрыгивает на 100%. Вот эта внутренняя сила и жажда вкладываться на 100% – главное качество предпринимателей.

- Вы давно в бизнесе?

- Первый свой бизнес я организовал в 2014 году. А в сфере корпоративного бизнеса и строительства я с 2009 года.

- Тяжело быть предпринимателем в России?

- Мне вообще не очень нравится постановка вопроса «тяжело - не тяжело», даже не в контексте России. Мне кажется, это заведомо вопрос с подвохом.

Любая деятельность «тяжела», если ты не умеешь ее выполнять, и если тебе не нравится дело. А если то, что ты делаешь, тебе нравится, и ты в этом преуспел, то даже трудности ты будешь воспринимать в позитивном ключе.

А «российский контекст» - здесь вообще другая история. У нас в стране до начала 90-х была административная экономика и предпринимательства в принципе не существовало. И до сих пор сохранился пласт людей, который считает предпринимателей «спекулянтами». Не до конца еще сформирован положительный образ предпринимательства в глазах людей. Если в Америке, по статистике, среди молодежи 20% хотят создавать собственное дело, открыть бизнес, заниматься предпринимательством, то у нас эта статистка показывает лишь 2-3 %.

Это вообще интересный разговор. Кто такие предприниматели? Является ли предпринимателем человек, открывший ларек с шаурмой? Он предприниматель или нет?

- А вы сами как считаете?

- В моем понимании предпринимательство – это отдельный вид людей, которые обладают так называемым «предпринимательским типом мышления». Человек может увидеть какую-то проблему, какую-то боль и, решая эту проблему, придумать бизнес. В то время, как «бизнесмен» – это процессная деятельность. Он не «решает проблем», он воспроизводит ранее придуманные технологии.

- Так что в итоге с ларечником с шаурмой? Человек, открывший ларек - предприниматель?

- В том случае, если есть элемент первооткрывания, то да. Если в городе никогда не было шаурмы, если рецептуру поменял или саму бизнес-модель. Если «ценность» повышается, проблема решается - то да!

Не каждый бизнесмен – предприниматель, но каждый предприниматель – бизнесмен!

- Расскажите о своем бизнесе, своих направлениях деятельности, о себе, предпринимателе, участвующем в развитии российской экономики

- К 2014 году у меня уже был за плечами достаточно большой управленческий опыт. Я участвовал в развитии и создании компании, был ее первым сотрудником. Компания занималась интерьерами. Все процессы, связанные с созданием бизнеса, организационными моментами, продажами, операционным менеджментом, мне удалось освоить на практике.

И появилось ощущение, что нужно делать что-то свое. Инвестировать в опыт, инвестировать средства. Были мысли о своем бизнесе.

В 2014 году у меня родилась дочь и, так получилось, что с давним школьным другом мы придумали идею бизнеса, связанного с темой детства.

Сначала думал «можно создать бизнес для жены», но начал заниматься, сам погрузился, в итоге остался в деле и продолжаю сам развивать бизнес. Он состоит из нескольких проектов, все они связаны с материнством и детством.

- Расскажите!

- Одно из направлений - это крупнейший фотопроект в СНГ. Компания, которая занимается детской и семейной фотосъемкой. На сегодняшний день сообщество наших клиентов – около 350 000 семей. Мы фотографируем более шести тысяч детей в месяц. Имеем филиалы во многих городах - от Читы до Бреста.

Еще одно направление связано с производством специального девайса, необходимого родителям маленьких детей. Это трекер состояния новорожденного малыша, помогающий считывать основные показания жизнедеятельности ребенка. Прибор мониторит сатурацию, температуру, положение тела младенца во сне. Он заменяет еще и радионяню. Включает в нужный момент «датчик плача». Плюс измеряет влажность и температуру воздуха в помещении, где находится малыш. То есть, дает маме младенца ощущение спокойствия.

Мы сейчас занимаемся подготовкой к производству первой большой партии. Скоро начало продаж. Сейчас регистрируем компанию в Финляндии: мы сразу ориентированы на международный рынок. Также запускаем чат-бот - помощник для мам, который позволяет еще оказывать и услуги телемедицины, связанные с темами, важными для родителей маленьких детей.

Среди поддерживаемых нами направлений также есть некоммерческая организация, –«Три сердца». Это организация, поддерживающая родителей детей с врожденными пороками развития.

Таким образом, вся деятельность – вокруг одной и той же целевой аудиторией. Это мамы, это семьи с детьми. А цели компании – это развитие разнообразных смежных проектов в этой области.

- Вам нравится этим заниматься?

- Операционно работа не на мне, я участвую только на стратегическом уровне, но я знаю точно, что крайне важно в бизнесе – это надежные партнеры. Мне повезло: мои партнеры – надежные и компетентные.

В основном, я занимаюсь другой работой, но все время, которое я трачу, являясь членом совета директоров, я считаю потраченным не зря. Мне действительно нравится.

Вообще, когда я выбирал бизнес, было несколько очень важных параметров. Во-первых, масштабируемость модели. Не хотелось с самого начала ограничиваться рамками страны, был важен международный потенциал.

Второе, помимо того, что бизнес должен приносить прибыль, необходимо было, чтобы он создавал какую-то определенную ценность. Хотелось видеть, что то, что ты делаешь – важно.

- Получилось?

Недавно одному из первых клиентов нашей компании исполнилось 6 лет! Представляете, 6 лет детям, с которыми мы работали, когда они были младенцами! Это очень интересная история! Есть возможность видеть, как дети растут, как меняются.

С прибором нашим - «пинеткой» - не менее интересно. Данные, собираемые с его помощью, в перспективе могут помочь в борьбе с таким болезнями, как синдром внезапной детской смерти. На этот диагноз - смерть ребенка от СВДС - приходится до 30% младенческих смертей в мире, а в медицинском сообществе нет единого понимания ни причин, ни предвестников этой трагедии.

Учитывая, что данные с этого устройства собираются, то, когда их объем будет достаточно большим, можно будет проанализировать все показатели и, теоретически, возможно будет попытаться найти предвестники проблемы.

Такие темы, когда они масштабные, когда они могут что-то изменить в жизнях людей к лучшему, очень мотивируют. Поэтому, отвечая на вопрос «нравится ли мне» и «что меня мотивирует», могу сказать, что точно не только прибыль! Зарабатывать деньги можно по-разному. Но если при этом ты улучшаешь чью-то жизнь, делаешь мир лучше, то деньги уходят на второе место. Становятся побочным эффектом. Неизбежным побочным эффектом успеха!

- А что касается корпоративной части вашей жизни? Там тоже улучшение чьей-то жизни?

- «Коллиерз» – это один из мировых лидеров в сфере консалтинга в области недвижимости. Я тружусь в российском сегменте бизнеса компании, на уровне совета директоров. В принципе, занимаюсь развитием компании, но непосредственно отвечаю за бизнес, связанный с управлением строительством. В строительстве тоже есть созидательный эффект, и эта область всегда была для меня интересной. Я закончил факультет международных отношений, закончил МВА Сколково, являясь строителем, я все-таки скорее управленец и менеджер. В стройке есть уникальная вещь: ты присутствуешь, когда у клиента лишь зародилась идея, потом ты ее выражаешь функционально в задании, потом в проектной документации, потом появляется объект недвижимости – абсолютно осязаемый. Вот это уникальное ощущение, когда ты заходишь на стройку и присутствуешь при рождении проекта. Это дает огромные силы.

Сам эффект созидания очень стимулирует! Очень много людей в мире работают в офисах, занимаются какими-то, пусть важными, вещами, но не осязаемыми. Не всегда они могут получить ответ «что конкретно они сделали и делают день за днем». А когда ты занимаешься строительством и недвижимостью, когда ты помогаешь клиентам создавать новые объекты, ты чувствуешь ценность своего дела.

- В силу вашей вовлеченности в деятельность Агентства стратегических инициатив (вы участвовали в медиапроектах АСИ и Клуба лидеров, связанных с развитием предпринимательства в регионах) можете рассказать о том, есть ли перемены для предпринимательского сообщества в России?

- Знаете, для того, чтобы рассмотреть слона, нужно отойти на достаточное расстояние. Но мы, люди, часто смотрим узко, в контексте ситуации, в которой находимся прямо сейчас. И слона целиком увидеть не получается.

Если взять период с момента основания Клуба лидеров по сегодняшний день, и выделить ключевые проекты клуба, связанные с «контрольными закупками» и рейтингом «doing business», то изменилось очень многое! Россия поднялась со 124 места в рейтинге Всемирного банка по уровню доступности ведения бизнеса и состояния инвестклимата до 30 места. И это точно заслуга АСИ и Клуба лидеров, как важнейших участников и «двигателей перемен» в стране. Но! Если спрашивать непосредственно предпринимателей, то может получиться, что они перемен не видят. Просто они за последние 3-4 года могли не пользоваться услугами, которые несколько лет назад были негативно оценены.

Предприниматель, например, не каждый год к электричеству подключается, то есть у него воспоминания остались старые. Он не знает о переменах и не может их оценить. Мнение изменится только тогда, когда он снова столкнется с этой проблемой и получит совсем другой опыт.

Мне кажется, для того, чтобы у всех появился этот положительный опыт, очень много сделано. Многие вещи стали гораздо проще, легче, доступнее. Уровень и качество развития электронных услуг в нашей стране сейчас на одном из первых мест в мире.

Вообще, что такое «развитие инвестиционного климата в стране»? Это не только короткий срок получения разрешения на строительство, не только легкое прохождение кабинетов и учреждений. Хороший инвестиционный климат – это когда я, будучи предпринимателем и владельцем предприятия, хочу, чтобы здесь был мой дом, сюда пошла моя дочка в школу, в университет, чтобы я здесь, в стране, жил и отдыхал. В конечном счете, вот это и есть забота об инвестклимате. Чтобы я деньги зарабатывал в России и не тратил их в других странах, не уводил их и вкладывал в чужую экономику.

В общем, скажу так: сделано очень много для улучшения ситуации в стране, но потребуется еще время.

Вектор - правильный, талантливых людей у нас очень много, у нас хорошая база, есть наследие изобретателей.

Нужно помнить, что мы в капиталистическом укладе существуем только 30 лет.

Я уверен, все будет. Я оптимист и будущее позитивно представляю.

- Расскажите про Клуб лидеров. Что за организация, что она вам дает?

- Тема с объединениями в различные деловые сообщества и клубы в последние 5 лет набрала серьезные обороты у нас в России.

Почему люди в принципе вступают в клубы? Возможность знакомиться с новыми людьми. Знакомства, которые рождают новые знакомства, дают дополнительное общение, новые возможности.

Еще один момент связан с «одиночеством».

Предприниматель, как правило, человек очень одинокий. Есть масса вопросов, которые его беспокоят, но с семьей их не обсудишь, с партнерами не всегда есть возможность, с сотрудниками не поговоришь. С кем обсуждать свои тревоги? Со школьными друзьями?

Они не готовы.

Поэтому есть понятие «свой - чужой». Ты приходишь «к своим». У них такой же бизнес, такие же проблемы, такие же вопросы, они готовы обсуждать с тобой твои и свои проблемы, помогать тебе, давать советы.

Ну и «фан». Времяпрепровождение всегда приятнее, когда ты отдыхаешь с людьми, с которыми тебя объединяют общие интересы и ценности.

Теперь, почему именно Клуб лидеров?

Как человеку, который закончил факультет Международных отношений, проходил практику в Министерстве иностранных дел и вообще какое-то время думал, что меня ждет карьера государственного чиновника, мне всегда были небезразличны вопросы, связанные с развитием моей страны. Всегда хотелось жить, развиваться, работать в России. В свое время два человека в частной беседе рассказали мне про АСИ, про Клуб лидеров, про инициативы, про «контрольные закупки», про Национальный рейтинг и мне все эти проекты очень понравились и захотелось стать частью процесса!

В 2016 году я вступил в Клуб, стал общественным представителем АСИ по Ленинградской области, вошел в инвестиционный совет, занимался развитием инициатив. Это общественная деятельность на стыке как раз предпринимательских и государственных инициатив.

У нас очень часто противопоставляют бизнес государству. А это неправильно. Мне кажется, что государство и бизнес – партнеры по диалогу.

На мой взгляд, Клуб лидеров как раз предоставляет возможность этот диалог вести.

В клубе за 5 лет я приобрел друзей, единомышленников, людей, с которыми я хожу в горы, общаюсь. Ожидания мои, в целом, оправдались. Повестка Клуба, возможно, изменилась, но люди остались. Люди – главное приобретение в наше время.

Интервью подготовила Мария Маханова