- Меня зовут Дмитрий Чухланцев. Я - руководитель Группы компаний "ТОНАП", в которую входят компании в области лазерных и аддитивных технологий.

- Что такое лазерные и аддитивные технологии? Расскажите.

- Лазерные технологии на нашем производственном участке позволяют изменять, модифицировать различные материалы, в том числе металлы, с которыми мы, в основном, работаем. Они могут существенным образом увеличить качество и износостойкость деталей для промышленных предприятий и производств. Например, то, чем мы занимается - это лазерная модификация металлических изделий. Модификация повышает их прочность, долговечность и износостойкость. Не на десятки процентов, а в разы, существенно увеличивая их производственный ресурс. Мы являемся производителями лазерных источников и лазерных комплексов на их основе.

А аддитивные - это технологии, которые позволяют осуществлять печать изделий на промышленных лазерных принтерах. Эти изделия получаются не традиционными способами производства, такими как, например, токарная, фрезерная обработка, а с помощью печати изделий на специальных машинах, которые называются лазерными 3D-принтерами.

- Как давно вы в этом бизнесе? Чем занимались до этого? Расскажите о себе и своей карьере.

- Нашей компании уже 10 лет. До того, как стать руководителем этого направления, я был руководителем нефтесервисной структуры, которая занималась технологическим сервисом при бурении нефтяных и газовых скважин.

- Бизнес, которым вы занимаетесь, это сфера высоких технологий и инноваций? Правильно я понимаю?

- Да, правильно, так и есть.

- Расскажите об этой сфере в России, как она существует, как живет? Как чувствует себя непосредственно ваша компания?

- Так как это технологический бизнес, он достаточно сложен не только в части реализации самого решения, но и усилий, которые нужно много приложить: и трудовые, и финансовые. Необходимо видеть его последующие перспективы.

Есть бизнес, который, по сути своей, является перспективным, но многие люди останавливаются, не могут достичь результатов, на которые ориентировались изначально. Это связано с тем, что не хватает внутренней силы, внутренних трудовых ресурсов или финансовых ресурсов самой компании. Поэтому очень важно, чтобы такие технологические сервисы, высокотехнологичные проекты могли бы вырасти до крупных промышленных компаний.

Если говорить о нашей компании, то у нас технологии не самые простые. Мы стараемся реализовать эти технологии в достаточно сложном исполнении, и это не всегда перспективно для промышленных предприятий. Но со временем это будут те технологические проекты, сервисы, которые смогут заменить очень многие традиционные способы обработки.

Мы шли к нашим технологиям 10 лет. Первый ГОСТ по нашим технологиям был принят только в 2020 году. До этого мы свои технологии внедряли на собственном энтузиазме.

- Так бывает?

- Да, на энтузиазме и на активной деятельности тех руководителей компаний, которые стремились к новым технологическим решениям у себя на производстве.

- И можно работать без ГОСТов? Как так?

- Да. При этом, это были достаточно крупные компании, входящие в холдинги авиационной индустрии, двигателестроительной, космической, которые осознавали, что наши технологии дают больший эффект по сравнению с традиционными технологиями. И руководители предприятий принимали на себя определенные риски по внедрению наших инновационных решений в свое производство.

- Тот самый случай: развитие происходит «вопреки всему»

- Именно так, да.

- Можете рассказать о переменах в вашей сфере. Каждый год что-то меняется и в мире, и в стране, наверное. У вас есть конкуренты? С кем вы конкурируете сейчас? Или вы уникальная компания, и никого нет на вашем поле?

- Конечно, у нас есть конкуренты, которые обладают достаточно мощным финансовым ресурсом. В первую очередь, это компании, которые развивали свою деятельность в Германии, в Америке, такие корпорации, как «TRUMPF», «IPG Photonics Corporation», американская «LSP Technologies». Это все наши конкуренты. Но могу сказать, что даже в тех тендерах, в которых мы принимаем участие совместно, есть те технологические новшества, которые позволяют нам побеждать в отличие от этих грандов мировой лазерной индустрии. Этим компаниям удается вкладывать значительные средства в развитие технологий. Ну вот, например, компания TRUMPF. Они около 300 миллионов евро вкладывают в год в развитие своих технологий. У нас нет таких ресурсов. Но зато у нас есть главная наша сила: это люди, которые могут сделать инновационные решения, ну практически на своем энтузиазме, и воплотить их в реальную жизнь, довести до производства.

- Давайте об этом чуть-чуть поговорим. На самом деле с детства я слышу именно это: на Западе есть средства, а у нас - просто невероятные изобретатели. Почему не меняется этот тренд? «Конкуренты планомерно вкладывают миллионы евро», а у нас зато «уникальные специалисты». Во-первых, как у нас получаются такие уникальные специалисты? А, во-вторых, как так получается, что мы сохраняем этот расклад? Как вы считаете?

- Мне кажется, что сама культура нашей страны такая. Почему мы можем создать в единственном экземпляре уникальные приборы? В разы лучше мировых аналогов. Почему наша страна стала первооткрывателем космоса и создала космический аппарат, но наши решения в области, например, бытовой техники или автомобилестроения не являются конкурентоспособными по сравнению с мировыми лидерами?

- Да, почему?

- В этом есть как раз основное культурологическое отличие нашей страны. Очень многое зависит от того, как нам правильно развернуть тренд и сделать его более приспособленным к развитию серийного производства. У нас ведь тоже оборудование, которое мы производим, является мелкосерийным. Поэтому в чем-то нам удается быть лучше зарубежных конкурентов. Но, если мы будем говорить о том, чтобы создать конкурентоспособное производство, то это должны быть не десятки, а сотни таких единиц, таких машин для реализации. Есть хороший опыт Китая, который развивает свои сферы для освоения рынка, поэтому строит производства, которые способны производить бОльшие объемы продукции, чем есть, например, в России по спросу и по сбыту.

Как нам на это выйти? Мне кажется, что основная проблема в том, что мы очень замкнуты на российских потребителей. А структура российской экономики такова, что в её основе предприятия, которые входят в государственные структуры и контролируются Министерствами. Министерством промышленности и торговли, Госкорпорациями Ростех, Росатом, Роскосмос и другими, которые по сути своей являются квазигосударственными компаниями. И пробиться на этот рынок, на самом деле действительно огромный, частным структурам непросто. Но нужно одновременно заметить, что на зарубежный рынок пробиваться еще сложнее.

И, как мне кажется, для того, чтобы доказать состоятельность своего продукта на российском рынке, тоже нужна поддержка государственных структур в виде предъявления спроса на такую технологическую продукцию, чтобы нам, бизнесу, не приходилось пробивать бетонную стену.

- И вы видите перспективу? Как это возможно сделать? Или как это нужно сделать? Возможно, вы уже знаете, как это нужно сделать?

- Я бы предложил решение следующее. У нас много государственных программ, которые нацелены на инвестирование в инфраструктуру, на развитие и поддержку компаний. Но, если оценить инвестиции в десятки миллиардов рублей, которые были сделаны государством, например, в особые экономические зоны, а зоны при этом не всегда показывают свою состоятельность. Вот, если переориентировать эти средства на поддержку спроса со стороны промышленных предприятий, в том числе тех, которые входят в контур государственных, то это было бы более эффективно для частных инновационных компаний.

Эти средства могли бы служить, например, в качестве программы для софинансирования приобретения высокотехнологичной продукции тем промышленным предприятиям, которым она может быть нужна. И вместо средств, которые тратятся на инфраструктуру, эти деньги могли бы быть направлены на развитие новых проектов и новых продуктов.

Мне кажется, не хватает программы стимулирования закупок со стороны государственных предприятий именно в части инновационной продукции. Ведь такой продукции нужно доказать свою перспективность и конкурентоспособность.

- Вам не просто, да? Вашему предприятию?

- Нам интересно. Конечно, у нас бывают непростые моменты и сложности. Бывают решения, которые не всегда превращаются сразу в успешные проекты. Но, если бы не было этих терний, не было бы и звезд.

- О, хорошо. Тогда давайте я вам так задам вопрос про звезды. Что можно считать самой большой победой вашей компании, вашей организации? Что вы называете своей гордостью?

- Самая большая наша гордость - это тот коллектив людей, который сформировался в нашей компании. И те люди, с которыми мы создаем новые продукты. Это - гордость.

- Вы дипломат. Хорошо. А из проектов что-то?

- У нас три компании в структуре группы. Я немного о них расскажу.

Первая компания - это "Термолазер". Ее основная задача - разработка и создание лазерных источников и лазерных комплексов на их основе. Главное предназначение лазерных комплексов - это модификация, как я уже сказал ранее, изделий для повышения их прочности и износостойкости.

Вместе с тем, у нас есть ряд перспективных направлений для использования лазера. Это такие направления, как использование лазерного излучения для экологических проектов в виде, например, утилизации нефтяных пленок при разливе нефти, в том числе в Арктике. За этот проект мы получили вторую премию Правительства в прошлом году.

- И уже есть какое-то оборудование? Что-то уже сделано по мотивам этого изобретения?

- Пока только инженерное решение, которое не воплощено еще в металле. Эта работа не такая простая и не такая быстрая.

Еще одно направление: у нас есть возможность создания лазерного поезда. Это поезд, который движется по двум рельсам одновременно, позволяя делать упрочнение этих рельсов на уже проложенном полотне и подготавливая к развитию высокоскоростной магистрали.

И третье направление, могу сказать. Это удаленная лазерная резка, например, при возможных техногенных авариях и катастрофах, когда можно подъехать к различным объектам и осуществить их резку на расстоянии 80 метром от самого объекта.

- Гиперболоид инженера Гарина! Мы про это в книжках читали!

- Да-да! Гиперболоид - это и есть прототип лазера. Вы читали Толстого, читали про гиперболоид, это и есть его прототип.

- Ну вот, получается, мы и дожили до момента, когда детские фантастические книжки в жизни можно реализовать, а инвестиций от государства на это нет.

- Да, пока нет инвестиций.

Вторая наша компания носит название "Новые дисперсные материалы", которая занимается созданием установок плазменной атомизации для получения микродисперсного порошка для аддитивных технологий, о которых я рассказывал в начале своего интервью. Эта компания в июле привлекла частные инвестиции на развитие от компании «Финвижн Холдингс». Средства инвестора помогут нам перейти от стадии научных разработок к производственной деятельности.

И третья компания носит название "3Д Стерео" и занимается производством лазерных 3d-принтеров для печати как раз изделий из нашего же порошка. И вот в контуре они замыкают группу компаний, которая позволяет нам работать в тесной связке: лазеры, плазма и аддитивные технологии, в том числе на базе наших лазерных источников.

- Ваше производство, как я понимаю, находится не в Москве? Вы открылись на базе какого-то института?

- Территориально мы находимся в городе Владимир. Владимир - это родина лазерной физики. Во Владимирской области есть полигон для испытания лазерного оружия. Полигон "Радуга" называется. И поэтому этот регион славится своими инженерами и технологами в области лазерной физики. А предприятие мы создали с нуля. Создали новую компанию. Вначале, проводя научные эксперименты, лабораторные исследования. И затем, через некоторое время, подошли уже к созданию линейки лазерных комплексов и лазерных источников. И начиная с 2018 года наша компания уже стала производственной и производит лазеры и лазерные комплексы.

- Уточню на всякий случай. Владимир - небольшой город в России, а все, что делает ваша компания, это мирового уровня деятельность? Ваши изобретения – они глобальные?

- Да. И это подтверждаем не мы. Это подтверждают наши конкуренты, которые были у нас на производстве. Конечно, у нас не так все красиво, по сравнению с нашими конкурентами. Не так, как нам хотелось бы видеть. Но, что касается самого оборудования, то оно имеет конкурентоспособность мирового уровня.

- Потрясающе. Расскажите о своих прогнозах на ближайшие 5 лет. Как будет развиваться бизнес в вашей сфере? Что вы об этом думаете сейчас?

- Я думаю, те технологии, которыми мы сейчас занимаемся, имеют колоссальные перспективы развития. Даже мы пока не можем сказать точно о перспективах, в которых могут быть воплощены наши решения. С каждым годом их открывается все больше и больше. Конечно, хотелось бы, чтобы российская экономика позволяла таким технологиям более быстро преодолевать барьеры между промышленным заказчиком и нами, создавая стимулы к тому, чтобы вводились новые ГОСТы для того, чтобы наши технологии могли быть воплощены на промышленных предприятиях. А если говорить в целом о расцвете мировой экономики на основе наших технологических решений, то тут нужно больше задуматься о возможности экспорта наших услуг и станков на зарубежные рынки.

- Вы рассчитываете на это?

- Да, мы на это рассчитываем. И уже сейчас мы вошли в десятку мировых компаний по перспективности внедрения технологий в Китае. Из России на старте было около 30 компаний. Осталась только одна российская компания.

- И это вы?

- Да. Это мы.

- Дмитрий, а у вас остается время какое-то «на жизнь»? Есть что-то кроме работы?

- Моя жизнь - это мои дети. У меня трое детей. Поэтому все мое основное время кроме работы - в них. Старший сын у меня учится в Кадетском училище, младшие - в школе. Видеться мы, конечно, успеваем, стараемся это делать. По возможности, хотя бы один выходной я уделяю детям.

- Дети знают о лазерных технологиях? Они знают, чем занимается их отец и его компания?

- Дети, конечно, знают. Кроме того, они были у нас на производстве. Управляли нашими роботами. Кстати, например, у нас есть робот зеленого цвета. Можно сказать, что это - цвет экологичности, цвет природы. Но главное, почему он стал зеленым, потому что мой младший сын предложил его сделать таким. Мы согласились! Отличное цветовое решение.

- Дмитрий, в финале интервью всех спрашиваю про Клуб лидеров. Зачем вы там? Что вам эта организация дает?

- Я в Клубе лидеров уже 3 года. Это объединение людей, которые владеют, создают, инициируют новые технологии, решения, бизнесы. И интересное общение, конечно, происходит в кругу таких людей.

Клуб дает еще и поддержку нам - в общении с государственными структурами, лоббировании комфортных инструментов, которые мы видим для того, чтобы государство смогло услышать, воспринять, а, может быть, и принять, как последующее руководство к действию. Это организация, которая позволяет это сделать и добиваться успеха.

Я вполне доволен своим участием в жизни клуба.

- Вы целеустремленный человек?

- Я стараюсь быть таким. Люди, которые со мной, должны это видеть, потому что они равняются на меня. Без этого очень сложно жить и работать.

Интервью подготовила Мария Маханова