Меня зовут Константин Гусельников. Я специалист в маркетинговых решениях, которые привлекают инвестиции в сферу туризма. Если говорить об отрасли, то на сегодняшний день на 98% - это внутренний въездной туризм.

- Очень интересная сфера и очень популярная сейчас

- Мы начали заниматься внутренним туризмом немножко раньше, когда эта тема еще не была такой популярной. И я могу без хвастовства сказать, что я один из тех людей, который приложил усилия, чтобы это произошло. Мы выступили с инициативой, как раз в рамках Клуба лидеров, по развитию внутреннего въездного туризма. Когда я начал изучать вопрос, то понял, что тема, действительно, совершенно не развита, но с большим потенциалом и очень интересная. Многие люди ездят путешествовать за границу. При этом, совершенно не знают, что у нас в стране есть. И совсем рядом! Слава богу, сейчас ситуация меняется, вслед за нашей мыслью.

- Расскажите с профессиональной точки зрения, почему же люди ездят за границу, и почему не путешествуют по нашей стране?

- Ну во-первых, заграничные маршруты гораздо лучше продвинуты. Второй момент, тоже очень важный: инфраструктура. За границей гораздо более развитая инфраструктура для путешественников. Это и средства передвижения, и кафе, и рестораны, и гостиницы. У нас пока с этим не очень все хорошо обстоит. И поэтому мы как раз сейчас занимаемся тем, что привлекаем инвестиции в развитие туристической инфраструктуры. И это основное направление, в котором мы работаем.

- Если можно, давайте расскажем об этом виде бизнеса. Как работает ваша сфера?

- Во-первых, как нормальные маркетологи, а я занимаюсь маркетингом с 94-го года примерно, мы идем всегда от большого к малому, от сложного к простому. В свое время мы посмотрели внимательно на всю территорию нашей необъятной страны, определили для себя, какие регионы имеют наибольший потенциал. Предложили этим регионам поработать с нами.

На сегодняшний день мы плотно работаем с Нижегородской областью, Санкт-Петербургом, Московской областью.

Сейчас очередным интересным направлением для нас является горнолыжный курорт "Шерегеш", это Кемеровская область, рядом с Алтаем. Там, действительно, есть что-то особенное, что заставляет хотеть туда возвращаться. Я уверен, там есть перспектива развития, во всяком случае, инвестиции туда уже пошли.

- Смотрите, вы назвали несколько регионов. Кроме Кемеровской области, все они и так достаточно раскручены и «на слуху»: в Подмосковье, Питер, Нижегородскую область - ездят! Там и так есть потоки туристов. Но существует масса регионов, в которых тишь да гладь, а посмотреть есть что. Что это такое с точки зрения бизнеса? Как так получается?

- Да, в разных регионах есть, что посмотреть. Но, с точки зрения инфраструктуры, организовать там туристический бизнес часто просто нереально.

Мне очень нравится выражение людей, которые занимаются трудоустройством или строительством. Они говорят, что не надо никогда ничего придумывать, а надо строить дорогу там, где проложена тропинка. Потому что люди и без нас примерно представляют, где им интереснее и где им выгоднее.

Для того, чтобы бизнес быстро развивался и хорошо окупались инвестиции, место должно быть, действительно, сильной точкой притяжения. Должны быть какие-то якори, которые «держат место» и людей зацепят. И, если говорим о первом этапе развития какого-либо проекта или отрасли, то надо использовать то, что уже известно публике. Работать в тех регионах, куда уже устремлены потоки туристов. Поэтому мы, когда начинаем работать с тем или иным регионом, смотрим, в первую очередь, на то, что там уже есть. И оцениваем сравнительную популярность того, что там есть, с тем, что работает у нас в стране и за границей. Понятно?

Если, например, какое-нибудь озеро или побережье моря, то насколько оно выделяется в ряду других аналогичных мест? Почему туда люди должны поехать? Что там ценного? Если такие сильные точки притяжения есть, то встает вопрос номер два: а полностью ли уже закрыт потенциал по этим «якорям». У нас в России на этот вопрос можно всегда однозначно отвечать, что точно не полностью. Потому что, даже наш прекрасный Питер, как бы он не был раскручен, свой потенциал не использует полностью.

Если мы сравним его, к примеру, с Лондоном, то Лондон в год посещают более 21 млн. иностранных туристов, а в Питере будет в районе 4,5 млн. Вот вам ответ - во сколько раз можно поднять туристический поток.

- А канализация потянет?

- Это уже второй вопрос. Но это мы обязательно учитываем в работе. Мы занимаемся тем, что говорим, что такие-то решения могут увеличить у вас поток в 2-3 или даже в 5 раз. Но при этом надо предварительно сделать то-то и то-то. Наши решения ложатся в мастер-планы территорий, где как раз учитываются вопросы зонирования, инфраструктуры и инженерных решений.

Кстати, вы в точку попали, потому что, например, есть прекрасное озеро Абрау. Вы, наверное, знаете, что такое Абрау Дюрсо?

- Слышали

- Там очень красиво - виноградники и салон шампанских вин, место напоминает Швейцарию, но всего лишь один отель. И не потому, что там не могут построить еще несколько. А потому что там нет системы канализации. И ни один инвестор не может это потянуть. То есть, я построю там отель, если захочу построить эти системы канализационные со всеми требованиями.

- Окупаемость будет 1000 лет?

- Именно. Поэтому мы в этом направлении тоже работаем. Общаемся с Ростуризмом, с новой корпорацией, созданной как раз для развития инфраструктуры «Туризм РФ», общаемся с региональными властями. И, в принципе, там очень много программ сейчас, направленных либо на компенсацию развития инфраструктуры, либо непосредственно на создание инженерной инфраструктуры, которая уже позволила создавать эти объекты. Я думаю, Питер справится. Тем более, что там огромный потенциал есть прибрежной зоны у Финского залива.

- Вы знаете, мы так Мощно взялись за отрасль. Давайте вернемся к вам и вашему бизнесу. Вам нравится заниматься консалтингом?

- Мне нравиться заниматься делом! Делом, которое мне нравится. Очень часто люди говорят: «Пойду на работу. Пойду работать. Мне надо работать. У меня работа». Работа от слова «раб».

- Так, а вы как говорите?

- Я хочу трудиться, я хочу создавать, созидать, творить. Это правильные слова, на мой взгляд. Моя жизненная философия и моя осознанность направлены на то, чтобы, так называемая работа, была частью жизни и была бы внутренней необходимостью.

- У вас так?

- У меня так. А по-другому не работает. Я в этом убежден абсолютно.

- Я спросила «нравится ли». А теперь спрошу: видите ли вы какие-то перемены в этой сфере? Что происходит с предпринимателями в России можете объяснить?

- Ну, рынок для предпринимательства сужается, это очевидно. Очень много места на рынке теперь занимают Госкорпорации. По сути, это тоже бизнес, но это уже большой бизнес, с большими возможностями, с большими бюджетами, с которыми предпринимателю в привычном понимании, в понимании начала 2000-х конкурировать тяжело и практически невозможно. Поэтому, я думаю, все идет достаточно логично и закономерно, у предпринимательства останется сервисная ниша небольшая в экономике. Но она, безусловно, будет существовать и открывать какие-то новые рынки.

Мне нравится выражение: «Мысли глобально, действуй локально». Я считаю, любой предприниматель, который сейчас в нашей стране пытается что-то делать, должен размышлять таким образом.

- Какие у вас прогнозы?

- Ну, прогнозы уже не совсем «мои». Мы в свое время с группой экспертов участвовали в разработке стратегии развития туризма до 2030-го года, которая была принята в конце 2019-го. Мы ожидаем, что за 10 лет минимум в два раза должен произойти рост по выручке в этой отрасли. Вопрос, успеет ли государство в лице крупных корпораций предпринять какие-то действия и внедрить решения, чтобы это все осуществилось. Пока это все медленно развивается.

- План исполнится или нет? Как думаете?

- Сейчас не готов сказать. В следующем году скажу. Есть надежда, что исполнится.

- Мне нравится ваш подход: мысли глобально, действуй локально. Вот если о «глобальном» говорить. Как вам кажется, есть сейчас какая-то проблема, общая для всех предпринимателей страны, которую можно решить? В чем она заключается? Как облегчить жизнь предпринимателям?

- Проблемы особой я не вижу. Если глобально смотреть, то мы сейчас находимся в периоде очень больших изменений. И та же ситуация с ковидом, с пандемией ни что иное, как изменение в мировой конструкции, да. Изменение подходов к жизни в целом. Понятно, что все больше нас ждет оцифровка. Скорее всего, денег не будет очень скоро. Будут зачеты цифровые.

Скорее всего, эта ситуация с эпидемиями, будет еще долго, лет 10 точно, потому что глобально что-то надо сделать с перенаселением. Есть еще гипотезы, но они мне не нравятся. Я не буду их озвучивать. Суть в том, что сейчас происходят большие изменения. И к этим изменениям надо будет адаптироваться. И в этом как раз шанс у предпринимателей, потому что предприниматели как раз быстрее всего адаптируются к окружающей среде. Это их заработок, это их хлеб, потому что они не сидят на работе, не сидят на зарплате, они ищут пути и возможности, чтобы создать себе дополнительную стоимость самостоятельно. Это огромный шанс! Именно как к «шансу» и нужно относиться к вызовам.

- Давайте немного о вас поговорим. Мне очень понравился ваш девиз, я видела его в анкете Клуба лидеров: «космос снаружи, космос внутри»! Что это значит?

- А… Да, я писал это в анкете, точно.

- Почему такой девиз? Космос – ваше увлечение?

- Космос – это не увлечение, это больше к философии относится. Есть объективные предпосылки: я родился и прожил много лет в городе Королев. Это признанный центр космической и ракетной промышленности. И там, на секундочку, находится центр управления полетами. Но то, что космос мы рассматриваем в качестве моего девиза, это про другое - про развитие. Когда я начинаю думать, куда должно идти человечество в своем развитии, я вижу два пути: один путь – это внутрь себя, второй путь – в пространство. И мы настолько же мало знаем микромиры, как и макромиры. Внутри себя нам изучать еще очень много что надо. Точно также как и вне себя. Поэтому вот так.

У меня был один проект, напрямую связанный с моим родным Королевым и с космосом. Проект тоже относился к привлечению инвестиций и развитию территорий. В принципе, мы его удачно реализовали вместе с администрацией. Но он не достиг всех своих целей, к сожалению. Я думаю, мы еще через какое-то время к этому вернемся.

Мы пытались перезапустить развитие космической и высокотехнологической индустрии. Но пока «Роскосмос» не готов к этом по ряду причин. Я думаю, что они больше политические. С другой стороны, на благоустройство города при этом немножко получили. Я там ничего не заработал, зато город стал красивее.

- Но чувство удовлетворения появилось? Да?

- Ну да. Деньги – это же не «все».

- Я обратила внимание, очень часто мне говорят в интервью предприниматели, члены Клуба лидеров, что «деньги – это не все и не главное». А что же главное?

- В первую очередь, это удовольствие. От жизни надо получать удовольствие. Это однозначно. Конечно, когда денег нет, удовольствие получить тяжелее, чем когда они есть, даже, пожалуй, намного тяжелее. Какими-то вещами жертвуешь, откладываешь «на потом», удовольствие неполное, если ты не получаешь хорошее медицинское обслуживание, не можешь платить за качественное обучение детей, какие-то бытовые вещи обязательно нужно обеспечивать. Соответственно, средства нужны. Но они, абсолютно точно, не могут быть «целью».

И когда я это понял, что «деньги – не цель», я, действительно, стал больше зарабатывать.

Не так давно, кстати.

- Очень интересно. Моя задача в этом цикле интервью узнать – кто вы, члены Клуба лидеров, современные предприниматели России. Чем вы еще увлекаетесь?

- Ну у меня много всяких задач. Я люблю музыку. Сам, собственно, писал когда-то, сочинял. Занимался в детстве музыкой. У меня была своя музыкальная группа, когда студентом был. До сих пор с удовольствием пою в караоке.

Безумно люблю путешествовать. Но это, мне кажется, должен любить абсолютно каждый человек, который что-то делает в жизни. Потому что путешествие – это самый эффективный способ перезагрузки.

- По России путешествуете?

- Сейчас больше по России, естественно. Потому что задачи такие, и потому что мне реально нравится. Путешествовать надо глобально на самом деле, но не пренебрегая Россией. Это второе, что мне нравится.

Третье – я увлекаюсь корпоративным управлением. Вхожу в советы директоров нескольких крупных компаний, в первую очередь с государственным участием. Я давно в этом, потому что не сразу стал предпринимателем, а достаточно долго к этому шел. Сначала был сотрудником госкомпании, потом стал менеджером крупной международной компании, потом топ-менеджером крупной частной компании, а потом уже пришел к своему бизнесу.

На первом этапе у меня был бизнес на двоих с партнером. Сейчас, на протяжении семи, лет я один в бизнесе.

- Это было правильным решением: уйти из корпорации в частный бизнес?

- А неправильных решений не бывает. Решение либо есть, либо его нет.

- Поговорим о Клубе лидеров. Вы один из активных членов Клуба. Для чего он вам? Расскажите, чем руководствовались, вступая?

- Я повторюсь, что уже давно в маркетинге и абсолютно уверен в том, что на рынке нужно быть либо лидером, либо тебя вообще не будет там. Поэтому любая компания, если она даже совсем крошечная, она должна найти для себя какую-то полянку, на которой она будет лидером, на которой она будет что-то делать намного лучше, чем все остальные. По-другому не работает.

Мне разрекламировал Клуб один мой хороший приятель. Рассказал, что интересная открылась организация. Клуб лидеров образовался в 2012 году. Я пришел в феврале 2013-го. Лидерство мне близко, у меня были средства и желание заниматься какой-то общественной деятельностью. Мне кажется, я в юности, в Комсомоле что-то не доделал. Короче, мне хотелось какой-то движухи.

- Работа ведется, можно сказать, на ваших глазах - с момента организации до первого большого юбилея. Клуб оправдывает ваши ожидания?

- Я тоже приложил руку в части организации, на самом деле. Участвовал в разработке стратегии развития клуба, и она до сих пор прописана в том виде, в котором мы ее тогда создали. Плюс было несколько клубных проектов серьезных, в которых я участвовал.

Сейчас Клуб другой, произошла определенная перезагрузка, и она мне нравится. И, надеюсь, новым членам Клуба будет с нами комфортно. Клуб – это сообщество, позволяющее находить какие-то новые идеи, находить новые направления для развития. Там просто, комфортно общаться с людьми, находить новых друзей.

- Сейчас у Клуба какая задача?

- Я, может быть, повторюсь, но она для меня не изменилась. Общаться и находить для себя новые решения для развития.

- В финале задам вам вопрос, может быть немного наивный. Вы, члены клуба лидеров, можете поменять жизнь в стране в лучшую сторону?

- Я каждый день что-то меняю. Знаете, как я на это смотрю и достаточно давно уже. Если ты меняешь жизнь для себя, если каждый это делает, то автоматически меняется жизнь в стране.

- Правда?

- Если у тебя, действительно, хорошо растут цветы, если ты, действительно, делаешь это лучше всех, то, наверное, ты можешь поменять этот цветок у соседа на картошку, а у другого соседа на кусок ветчины. Понимаете? Которые тоже делают это хорошо. Это примитивно. Но, если задуматься, то это то, что должен делать каждый. Работать над собой, над своим развитием и не останавливаться никогда на достигнутом.

Интервью подготовила Мария Маханова