Меня зовут Виталий Арбузов. Я digital-эксперт и владелец собственного бизнес digital-агентства INPRO.

- Digital-эксперт, это что-то новое, согласитесь. Новая профессия, новый вид бизнеса. Вопросы все еще возникают у клиентов или уже прошел тот момент, когда просили, расскажите подробнее, кто такой digital-эксперт?

- После пандемии, после локдауна (конечно, был безумный взрыв, огненный хайп в теме IT, digital и всего, что связано с этим) все всё поняли. Серьезно! Поняли, что общество станет цифровым в самое ближайшее время. И вот в этот год, наверное, была максимальная утряска рынка, поэтому вопросов «что такое digital» я уже не слышу. Если до пандемии созвучие букв «ди-джи-тал» вызывало какие-то вопросы у людей из более, скажем так, классического бизнеса, старого поколения, то сейчас все понимают, что такое «digital», что такое «цифровизация», что такое «оцифровка бизнес-процессов».

- А откуда вы пришли в этот бизнес? Из какой сферы?

- Постараюсь коротко рассказать про свой путь, буквально пару слов. Начинал я обучения по специальности с техникума – после 9 класса. Чтобы на месте разобраться, что к чему. Плюс нужно было очень оперативно зарабатывать деньги на жизнь, потому что ситуация к этому обязывала: я вырос только с мамой, отец умер до рождения. Мы жили в небольшом городе Волжский Волгоградской области, 300 000 населения. Пошел в рабочую специальность и понял, что компьютеры, IT, все, что связано с цифровизацией – это именно то, чем я хотел бы заниматься. После техникума поступил в Волгоградский государственный технологический университет. Отучился по специализации 230-101 «Электронно-вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Вот там я уже точно понял, что нужно двигаться дальше именно в этом направлении. И уже диплом написал по своему проекту в своем агентстве INPRO.

Я начинал свой путь с простого, понятного, наверное, всем «системного администратора», который чинил и собирал компьютеры.

- О, то есть вы руками, в случае чего, можете собрать все?

- Да, смогу. С этого начинал. Потом сеть тянул, протягивал кабель, делал радиомосты. После перешел к работе, уже более связанной с маркетингом и digital – разработке сайтов. Появились первые клиенты. Но в 2014 году случился кризис. И в 2015-м году я переехал в Москву. Работал на лидеров рынка и параллельно развивал свое агентство. А потом понял, что нужно серьезно вкладываться непосредственно в свой проект, в свой бизнес. И начал развивать INPRO.

- Расскажите о своём бизнесе. Что конкретно вы делаете?

- Я основатель и генеральный директор первого в России бизнес digital-агентства. Мы, по сути, являемся ледоколом на рынке, и никого в этой нише, в принципе, нет.

Наше агентство оказывает бизнесу услуги, связанные с цифровизацией, рекламой, разработкой сложных систем. Сайты, интернет-порталы, корпоративные порталы, интернет-магазины – все, что связано с бизнес-процессами цифровизации. И мы разговариваем с бизнесом на языке бизнеса. Мы не говорим про скучные вещи типа программирования. Мы говорим про стоимость владения, про бюдже на операционное обслуживание, про риски потери проекта, про то, как бизнесу с помощью цифровых инструментов выйти на новый уровень. Это подход на стыке IT, digital и консалтинга, с тем отличием, что консалтинг – это просто совет, а IT и digital – это предметные игроки, которые выполняют работу по техзаданию и по конкретной тактической модели, не имея «общего видения» проблемы в целом. И наша деятельность как раз на стыке этих двух областей.

- Я поняла ваш замысел. И что, скажите, пользуется спросом ваша деятельность? Вовремя вы пришли на рынок?

- Безусловно. Я считаю, что сегодня на нашу деятельность имеется очень серьезный спрос. Особенно на нашу работу аналитическую, на написание проектной документации, потому что мы создали совершенно новый продукт. Очень кратко о нем расскажу. Обычно как происходит процесс создания проекта? Приходит клиент, подрядчики пишут техзадание листов на двести, клиент его читает. Примерно на седьмой странице у клиента по щекам катятся слезы от того, что он не понимает, что происходит, и как с этим работать. И он всё подписывает, не глядя. Через полгода реализации проекта клиент что-то начинает понимать и говорит: «Вы делаете не то». А подрядчик говорит: «Но вы же подписали ТЗ». И это взаимное непонимание – основная беда индустрии.

Мы же, наше агентство, решили делать эту работу в более наглядном виде. Мы совместили описательную часть с визуальной. Используем бизнес-логику и диаграммы для того, чтобы клиент видел наглядно, как между собой связаны конкретные блоки в бизнесе, и как мы будем их оцифровывать, с помощью каких инструментов. Там все понятно визуально.

И это один из примеров продуктов, которые мы делаем для бизнеса, думая за бизнес. Поэтому, да, наши услуги пользуются спросом, и мы запускаем много коллаборационных продуктов для бизнеса. Не просто «разработка ради разработки»: сейчас просто разработать сайт, в принципе, уже никому не нужно. У нас есть партнер – компания «Ашманов и партнеры», они первыми начали работать на SEO-рынке в нашей стране, помогая крупным корпорациям выходить на рынок и выстраивать поисковые технологии. И мы с ними запустили совместный продукт, который позволяет на стадии разработки учесть требования и поисковых систем, и целевой аудитории и, самое главное, бизнеса клиента.

Это не просто «создать сайт» или «создать и продвинуть его». Разрабатывая сайт, на первом этапе мы предлагаем подумать о том, какие пути его развития в будущем будут наиболее релевантны именно этому сегменту и тематике бизнеса. Поэтому мы в этом вопросе подумали за бизнес, предлагаем комплексный продукт, где не придется заказчику бегать с двумя подрядчиками и пытаться их подружить, смотреть на их перекладывание ответственности друг на друга. Можно просто купить готовый продукт, который уже обеспечит нормальные, правильные, хорошие и грамотные бизнес-процессы.

- Вы и стратегию еще продаете, получается?

- Стратегия – это отдельный продукт. То, о чем я рассказывал, это скорее, правильная тактика. А если говорить про стратегию, у нас есть отдельный комплексный продукт, который называется именно «Digital-стратегия». Мы составляем стратегический план: как бренду выйти в цифровое пространство, как разработать бренд-платформу, как взаимодействовать с аудиторией. Составляем коммуникационную матрицу – кто целевая аудитория, какие у них роли и ценности, и как совместить это с задачами бизнеса.

- В рамках серии интервью я спрашиваю всех предпринимателей о переменах, которые произошли за последние 5 лет в сфере их бизнеса. Вас тоже хочу об этом спросить. Очевидны вам глобальные перемены?

- Безусловно! Я думаю, наша сфера самая чувствительная к изменениям. Ни для кого не секрет, что главным событием в последнее время стал ковидный локдаун. И в этот период у нас случился просто экспонентный взрыв. Интерес к тематике, интерес к нашему продукту, интерес к нашим работам сильно вырос.

Но! Очень важно отметить, что в момент пандемии, когда все закрылось, и все сели по домам, взрыв интереса был, но был он не пропорционален инвестируемым бюджетам. И спрос был «пустым», скажем так. Рынок лишь пытался в этом разобраться и думал о том, нужны ли в принципе цифровые активы?

- Так. А потом что?

- Реальных шагов почти никто не предпринимал. Был безумный интерес, и условно, бизнес бегал, как курица с отрубленной головой - на рефлексах, не понимая, что происходит. Серьезно. Как есть рассказываю! (смеется) Не понимали, что делать дальше. Но при этом понимали, что несмотря на то, что все мы физически сидим по домам, работать все-равно нужно. А как теперь нужно работать, никто не знал. И все бизнесмены начали покупать «инструменты» по одному: «А вот этот магазин, а вот Yandex.direct, а вот SEO, а вот SMM». И все это было хаотично и часто бесполезно. Но после того, когда люди уже, скажем так, «выдохнули», поняли, что офлайн окончательно не умер, а просто трансформировался, появился осмысленный спрос на наши услуги продукцию и на разработку, в том числе, сложных интегрированных решений.

Интранет-портал сейчас является одним из ключевых запросов от заказчиков. К нам возвращаются старые клиенты, которые раньше вели диалог про интранет. Приходят и новые, которые хотят сделать ресурс для объединения сотрудников, потому что сейчас все больше становится удаленки. И рынок сейчас в нашем сегменте, могу сказать, проживает, наверное, лучшие времена, потому что серьезное отношение к цифровым активам начало осознанно формироваться именно сейчас. Теперь люди понимают, что бюджеты, которые они выделяют на IT и digital – это капитализация ресурсов. И кроме цифровых активов, наверное, более твердых активов сейчас для бизнеса не придумать.

- Как оптимистично вы про свой бизнес рассказываете! Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

- Я бы сказал, что мне не просто нравится. Я горю этим! Я живу этим! Я воодушевлен прям вот на 146% тем, что делаю я, тем, что делает моя команда. Я собираю команду энтузиастов, которые работают, как бы банально это не звучало, на реальный результат. И они гордятся тем, что создают. А я горжусь командой, потому что один – в поле не воин. Самое ценное, что у нас есть – это люди.

Меня воодушевляет не сам наш продукт конечный, а еще и процесс его производства – то, какие люди над ним работают, в каком формате, и как они к этому относятся.

- Знаете, когда говорим о бизнесе, очень многие «горят», «воодушевлены» и проводят 24/7, то есть всю жизнь, на работе. И я у всех спрашиваю: время на что-то еще остается? Просто на жизнь? Чем вы еще занимаетесь?

- Вы знаете, очень часто, если пообщаться с разными предпринимателями и топ-менеджерами, они говорят о таком понятии, как work-life-balance: баланс между жизнью и работой. Но главное, я считаю, что жизнь и работа должны быть в балансе не обязательно 50 на 50. Для меня оптимальный баланс – 80% работы и 20% – всего остального: хобби, жизнь, семья. И это мой баланс. Все может трансформироваться с течением времени, но сейчас так! У нас очень активный период, мы создаем новые продукты, запускаем новые проекты, и я этим горю, я с этого кайфую, можно так сказать простыми словами. И я счастлив и рад, что нашел себя в этом.

Плюс для меня работа – и есть жизнь! Я очень люблю работать. Я рано прихожу в офис, поздно ухожу. Рад, когда в бизнесе все работает, как часы, как механизм. И это здорово, что я могу себе сейчас позволить много времени уделять работе. Ну а время на хобби различные я, конечно, же нахожу. Ну опять же, это что-то полезное.

- А что именно «полезное»? Расскажите.

- Хорошее хобби – это общественная деятельность, которой я занимаюсь в рамках той же «Деловой России» или самостоятельно. Это работа в комитетах. Это участие в мероприятиях Клуба лидеров.

- «Клуб лидеров» – достойное хобби!

- Очень интересные и классные мероприятия «Клуб лидеров» проводит. Неофициальные встречи с какими-то интересными людьми и неформальные совместные выезды. Это очень классный досуг с людьми, которые с тобой в одном мышлении, в одной картине мира, и тебе не нужно им объяснять что-то. Вы просто сразу общаетесь на темы, которые вам интересны, и это сразу нормально. Не нужно «прощупывать» собеседника, это то, что, в принципе, меня и привлекает. Ты приходишь и сразу находишься «среди своих».

Про хобби: например, тайский бокс. Я председатель клуба любителей единоборств в «Деловой России». Это не просто тайский бокс, это бизнес-тренировки, на которые приходят бизнесмены и топ-менеджеры. А после мы общаемся, пьем чай и говорим про бизнес и про жизнь. Это полезное хобби.

Ещё яхты. Хобби, которое дает мне энергию. Мы ходим в парусные походы, в регаты небольшие, просто ходим по Пироговскому водохранилищу под парусами. То есть, это такая штука, когда можно пообщаться с людьми в отрешенной от бизнеса обстановке. На 7-11 дней выйти в море и забыть про все.

Еще гольф. Очень хорошее и полезное хобби, которое также помогает мне общаться с людьми в непринужденной обстановке. Когда ты хочешь запустить какой-то проект, обсудить партнерство, встретиться в переговорке в офисе или в ресторане на час-два, этого бывает недостаточно. А за гольф-партией, которая идет до пяти часов, можно хорошо уже пообщаться с человеком, более глубоко узнать друг друга.

Вот такое хобби мне интересно. Оно всегда имеет какую-то дополнительную ценность.

- Хорошо. Еще такой вопрос. Вы молодой человек, ваш бизнес растет, индустрия, в которой вы работаете, на подъеме. Вы сами сказали: сейчас один из лучших периодов для вашего бизнеса. А легко вообще быть предпринимателем в России? И что нужно для того, чтобы им быть?

- Я не считаю, что предпринимателю должно быть легко. Потому что это такая деятельность, которая может пойти по неопределенному пути. Я часто обращаюсь к словам Илона Маска: «Быть предпринимателем – это как жевать стекло, глядя в смертельную бездну». И это нормально, потому что если ты пытаешься сделать что-то большое, хорошее и интересное, если ты проходишь фазу роста, если у тебя есть какие-то амбиции, тебе не будет легко априори! Ты всегда преодолеваешь пространство, которое вокруг тебя и работаешь на разрыв, ищешь новые возможности, терпишь боль, затыкаешь какие-то дыры, которые возникают из-за того, что все растет и развивается очень быстро. И это нормально! Я считаю, что для этого и должна быть у человека стрессоустойчивость. Нестабильность драйвит и мотивирует! И радует то, что получается находить ответы на какие-то вызовы ежедневные, как небольшие, так и глобальные. Поэтому предпринимателем быть нелегко.

Люди, которые становятся хорошими предпринимателями, идут к этому через сложности. Это как выйти в шторм под парусом с командой. В команде ты уверен. Соленая вода и жесткий ветер бьют тебя по лицу. А ты идешь навстречу неизведанному, покоряешь одну стихию с помощью другой, воду с помощью ветра, и тебе классно. Тут та же самая история. Ты предприниматель и идешь в неопределенность, неизведанность, потому что не можешь сидеть на месте, хочешь покорять всё новые вершины! По другому – никак!

Интервью подготовила Мария Маханова