- Я - Ольга Флер, предприниматель, основатель проекта «Meet for charity».

Родилась я в Москве в семье учительницы и инженера: стандартная советская история. Пошла учиться в общеобразовательную школу с английским уклоном. Потом поступила сначала в один ВУЗ, потом в другой, а закончила в итоге МГУ.

Я всю свою жизнь мечтала учиться в МГУ. Сначала поступила на социологический факультет, потом на факультет журналистики. Очень много училась, много работала, все ВУЗы заканчивала экстерном. В 17 лет решила, что пора мне уже работать. И пошла в рекламное агентство. Сейчас оно одно из крупнейших на рекламном рынке. Сложно поверить, но всего 15 лет назад направление «ивент» только открывалось, да его, считай, и не было.

- Можно сказать, что вообще в рекламе многие направления тогда были на старте

- Да! Было дико интересно. Особенно ивенты - наше направление, конечно, из-за мероприятий. Все только начиналось, и я тоже только начинала работать. Параллельно училась, ещё изучала языки по вечерам: немецкий, испанский. Много времени посвящала саморазвитию.

Через год решила, что набралась достаточно опыта и пошла в пиар-агентство. Это тоже для России было новым направлением. Компания называлась «Imageland PhaRma». Это достаточно крупная пиар-группа. Им нужен был человек, который разговаривает по-английски. Я знала английский, но ничего не понимала в пиаре и совсем немного понимала в рекламе. И это было интересно, немножко страшно, можно даже сказать, авантюрно.

Дальше я попала в современное искусство. Большой арт-проект, которым я занималась, назывался «Шаргород». Это был пленэр с современными художниками в Украине. Потом я работала в галерее.

Одним словом, у меня был отрывистый опыт работы в совершенно разных сферах.

Пока мы не нашли друг друга с моим будущим бизнес-партнером. Он хорошо занимался организацией встреч, а у меня хорошо получалось с коммуникациями.

Мы с ним договорились, что он будет назначать встречи с клиентами, я буду делать продажи. Таким, по-настоящему волшебным образом, мы получили в клиенты Mercedes Benz Россия. Это первый наш клиент! Он появился, когда у нас еще не было даже компании. Это была настоящая магия предпринимательства! Серьезно!

- А что такое, по-вашему, «магия предпринимательства»?

- Магия предпринимательства? Это когда ты веришь в себя и знаешь, что все получится, несмотря ни на какие обстоятельства. И силой этой уверенности достигаешь победы.

Мы быстро открыли компанию, начали работать, сделали Mercedes Benz Россия сильное конкурентное предложение. Так завертелся мой ивент-бизнес. Мы начали работать сначала с «Мерседесом», а потом подключились «Ягуар», «Ауди». Мероприятия проводили в их салонах, делали презентации автомобилей. Потом подтянулись разные премиальные бренды, вроде «Белуги». Через какое-то время, нашими клиентами стали фармацевтические компании, энергетические холдинги.

В целом, я достаточно рано поняла, как работает бизнес, как зарабатывать деньги. Конечно, были и падения, какие-то кризисные моменты. Но при этом присутствовал такой авантюризм, вера в себя и свои силы! Как правило, чем ты моложе, тем больше готов «вкладываться» в какие-то неизведанные штуки.

- Говорят, что такой бизнес: ивент, пиар – выедает, что ли, человека. Люди выгорают, работая в этой сфере. Что скажете?

- Да. Бизнес я и закрыла именно потому, что эмоционально выгорела. Такая работа для определенного типа людей. Ты все время находишься в креативе, в движении. Это бизнес для людей бодрых и немного авантюрных, наверное. Там все время что-то надо придумывать. Ивент и пиар не могут стоять на месте, потому что все вокруг меняется. Атмосфера меняется, мир меняется, и всегда нужно что-то создавать, запускать, придумывать новое, удивлять, делать «не как у других». Диджитализация происходит, какие-то новые форматы появляются, нужно «держать руку на пульсе», чтобы создавать новые концепции. Бизнес очень конкурентный в части тендеров. Для меня это в какой-то момент стало достаточно сложно, и я ушла из этого бизнеса.

- Сейчас, когда вы говорите о себе, как о бизнесмене, о чем именно вы говорите: я - предприниматель вот в такой-то сфере. В какой?

- Я люблю создавать социальные бизнесы. То есть, бизнес, который отдает свой доход на благотворительность. На западе есть такое понятие, как social enterprise - это бизнес, основная цель которого - помощь людям. Мне очень важно придумывать проекты, в которых есть какая-то ценность для людей. Не эфемерная, а настоящая.

Если этого нет, то я перегораю и быстро теряю интерес. Мне очень важно делать бизнес, который меняет мир к лучшему.

- Расскажите про социальный бизнес. Какие проекты вы делали в этой сфере?

- Сейчас все свое время я посвящаю проекту «Meet for charity». Это по-настоящему социально ответственный бизнес, где 80% от всех оборотных средств уходит на благотворительность и на помощь фондам.

- Да, я хочу как можно подробнее расспросить вас о «Meet for charity», но сначала расскажите, что-то до него в сфере социального бизнеса уже было у вас?

- Когда я занималась пиаром, то в какой-то момент проснулась утром и поняла, что «хочу просыпаться с каким-то смыслом». И стала интересоваться проектами в сфере благотворительности.

Первый мой благотворительный проект случился 11 назад. Это была организация праздников в ресторанах Москвы для детей с особенностями развития. Мы проводили кулинарные мастер-классы для детей с инвалидностью. Проект быстро вырос. Сейчас он реализуется в Москве, Нью-Йорке, Киеве. Делали мы его вместе с замечательной Анной Пинской, которая для меня и открыла мир благотворительности.

Это первый проект.

Потом я попала в детский дом. Это был частный детский дом, там воспитывалось 32 ребенка. Я подумала: «Надо же, кто-то посвящают свою жизнь бизнесу, работе. А работа этих людей — спасать детей, помогать им строить свое будущее. А чем занимаюсь я?»

И начала думать, как бы сделать так, чтобы социальный проект мог быть еще и бизнесом, чтобы можно было заниматься благотворительностью и при этом не терять мотивацию.

- Расскажите подробнее о своем проекте «Meet for charity». Как он работает?

- «Meet for charity» – это аукцион встреч. Мы буквально продаем встречи с известными и интересными людьми.

То есть, это, конечно, не только встреча, это аукцион впечатлений. Могут быть разные экспириенсы, интересные опыты. На аукцион может быть выставлена  ложа Большого театра, или встреча с настоящей звездой в закулисье или тренировка со звездой спорта.

Сам аукцион проходит на специальной онлайн-платформе. Это полностью диджитализированный проект. Есть приложение и сайт, на котором можно выбрать встречу с интересным человеком, который в текущий момент представлен на аукционе, и поторговаться за встречу с ним с другими покупателями. Как в стандартном аукционе, можно сделать ставку, если кто-то её перебьет, можно продолжать бороться до тех пор, пока не выиграешь.

И, таким образом, можно выиграть встречу с крупным бизнесменом или со звездой один-на-один.

- Кто участвует с одной и с другой стороны? Как договариваетесь о встречах?

- Мы работаем со 120 благотворительными фондами в России. Действуем, как самый настоящий маркетплейс. У благотворительных фондов есть задача: привлечь средства на их нужды для того, чтобы помогать подопечным. Это всегда непросто.

И при этом у фондов есть интересные попечители, друзья попечителей, которые никогда не отказывают им в каких-то просьбах. Одной из таких просьб может быть возможность поучаствовать в нашем аукционе.

Как это работает? Благотворительные фонды подключаются к нашей платформе, договариваются со звездами, бизнесменами. Предоставляют нам информацию, мы размещаем ее и разыгрываем «встречу со звездой» на аукционе.

Пользователи нашей онлайн-платформы, которые заинтересованы в такого рода встречах, начинают активно участвовать в торгах. Через 4-5 дней, пока идет аукцион, тот, кто делает самую последнюю ставку, побеждает! И тогда мы организовываем персональную встречу. Собственно, «Meet for charity».

Повторюсь, это не всегда формат встреч. На аукционе у нас разыгрываются какие-то интересные премьеры, визиты в театр, проход за кулисы, или отель, например, на Мальдивах может нам предоставить несколько ночей. Человек покупает отдых, он в любом случае собирался ехать отдыхать, но деньги, которые он потратил, сотрудничая с нами, переходят в благотворительный фонд. Понимаете, как это здорово?

- Кто покупает эти встречи? Кто эти люди, ваши благотворители?

- Часто встречи покупают бизнесмены в подарок. Или люди, которые хотят развиваться профессионально. Совершенно разные люди покупают. Обычно возраст нашего покупателя или мецената, как мы его называем, где-то от 30 до 50 лет. Самым активным участникам 35-45 лет. Это либо владельцы бизнесов, либо топ-менеджеры. Но могут быть и домохозяйки или бизнес-вумен. Конечно, в основном, это смелые, предприимчивые, активные люди, которые не бояться пойти на встречу с новым человеком, задать ему вопрос и поддерживать коммуникацию.

- Покупают, чтобы подружиться, пообщаться или это прямо деловые какие-то разговоры?

- У всех разные цели. Многие, и правда, становятся друзьями после этой встречи, потому что, как правило, достаточно высокий чек оплаты. У людей со схожими доходами, с определенным бэкграундом много общих интересов, идей, поэтому очень часто такие люди становятся друзьями.

Серьезный интерес бывает у бизнеса, когда нужно проконсультироваться, спросить совета. Бывают встречи просто как-то вдохновляющие человека. Да, кто-то хочет просто встретиться с кем-то новым, чтобы вдохновиться его опытом и как-то взбодриться.

Бывают тренировки со звездой. Например, хоккей или фигурное катание с олимпийскими чемпионами.

Настолько разная мотивация! Конечно, бывают и какие-то романтические посылы. Я всегда рассказываю, что у нас была и свадьба в проекте. Был такой опыт: певец T-killah купил встречу со своей супругой Машей Беловой. Это было прекрасно!

- Вы сказали о достаточно высоком чеке. Какой? Сколько, как правило, стоит подобное свидание?

- Стартовая стоимость лота — 20 тысяч рублей. А дальше идет повышение, как в аукционе. Шаг обычно составляет также 20 тысяч рублей. Цена на участника может дойти до 2-3 миллионов. Всего мы собрали на благотворительные цели уже 200 миллионов.

- Расскажите о переменах в такой сфере, как благотворительность. Они произошли? И если да, то какие?

- Конечно, люди, с одной стороны, начинают больше заниматься благотворительностью. Мы это видим через наш проект — люди, которые не занимались благотворительностью по какой-то причине, приходят и начинают ею заниматься. Это приятно.

Но есть и такой момент: пандемия плохо повлияла на все сферы бизнеса, в том числе и социальные проекты, особенно на благотворительность. Когда наступают тяжелые времена, очень многие компании сокращают бюджеты, и часто это как раз благотворительные пожертвования.

Но сама индустрия очень сильно развивается. Много людей из бизнеса идут в благотворительность или социальные проекты, потому что у них меняется система ценностей. Они по-другому начинают смотреть на мир. Это очень хороший тренд.

- Мне понравилась ваша фраза: «Хочу просыпаться со смыслом». В связи с этим вопрос: А какие перемены  произошли в вас самой?

- Я ощущаю огромное счастье от того, что занимаюсь тем, что мне нравится, что я сама выбрала и что приносит пользу людям.

Я чувствую, что могу способствовать каким-то позитивным изменениям. Это происходит благодаря нашему проекту и работе команды. Чьи-то жизни спасаются. Хотя глобально мы не отслеживаем это, не ведем статистику, но точно знаем, что через ту помощь, которая оказывается, благодаря встречам, спасена не одна жизнь. Это греет душу. Хочется больше помогать, больше развивать этот сектор и личным примером показывать, что это возможно.

Я чувствую огромное вдохновение. Но при этом понимаю, что когда занимаешься социальными проектами, не всегда можно полностью оставлять бизнес-проекты. Социальные проекты не сразу становятся успешными и прибыльными.

- Вы сейчас параллельно каким-то бизнесом занимаетесь?

- Да. Но честно сказать, бизнес меня так не вдохновляет, как все, что связано с социальными проектами. Бизнес является поддерживающим инструментом для жизни и для развития социальных проектов.

Сейчас я запускаю еще два проекта, которые находятся на стыке социальной работы и бизнеса. И мне очень нравится эта комбинация. В проектах, связанных с благотворительностью, действует такой закон, что 20% ты можешь пускать на операционные расходы, а 80% ты должен отдавать на благотворительность. И это, на самом деле, очень хорошая бизнес-модель. У нас даже в команде такая мотивация: чем больше помогаешь, тем больше ты сам зарабатываешь. Чем больше ты собрал средств на благотворительность, тем больше эти 20 %, которые компания зарабатывает. Это классная мотивация. Очень рекомендую!

- Поговорим про Клуб лидеров. Вы — человек общительный, у вас много связей, вы работаете среди людей и с людьми. Для чего вам Клуб лидеров? Что он вам дает?

- Вы знаете, я раньше не понимала существования клубов. А сейчас очень хорошо понимаю.

Во-первых, клуб – это квинтэссенция людей - успешных предпринимателей, интересных и состоявшихся, которые попадают в клуб по ценностям, по целям, по скорости движения вперед.

Это очень сильное окружение, на которое можно смотреть и у которого можно учиться. Говорят же, что человек – это его окружение.

Во-вторых, тут можно найти людей, с которыми интересно делать какие-то совместные проекты, развивать бизнес. И это та среда, в которой ты развиваешься, потому что люди с совершенно разными бэкграундами, бизнесами, интересами здесь собираются вместе. Для меня это всегда драйвер успеха и роста.

В-третьих, это такая среда, где поддерживаются твои интересы. И основатель клуба, и единомышленники способствуют продвижению проектов клуба на государственном уровне.

- Хотите позвать коллег по Клубу присоединиться к вашему проекту «Meet for charity»? Раз у них есть такая возможность.

- О, да! Я приглашаю присоединиться к проекту тех, кто еще не с нами. Людей, которые являются лидерами бизнеса и основателей крупного бизнеса. Конечно же, зову участвовать чиновников, потому что это всегда такие труднодоступные люди, а что-то должно меняться! На мой взгляд, должно быть как в Европе: ты можешь встретить чиновника, который едет рядом с тобой на велосипеде. Если чиновники будут участвовать в проекте «Meet for charity», это будет очень интересно, потому что у предпринимателей будет больше доступа и взаимодействия с ними.

Поэтому хочется призвать людей больше участвовать самим или приглашать к участию своих интересных друзей!

Хочется, чтобы люди делали больше добрых дел и не боялись участвовать в социальных проектах.

- В финале спрошу вот о чем: Ольга, что вы считаете своей самой большой победой, своим успехом, своим достижением?

- Большой победой? Наверное, важно было основать социальные проекты, но важнее - не опустить руки.

Знаете, когда ты делаешь социальный или благотворительный проект, часто опускаются руки и сложно двигаться вперед. Удержаться на плаву и продолжать развивать проект дальше день за днем, не отступать – это, наверное, моя самая большая победа!

- Вы хорошо ответили, отличный ответ!

- Наверное, так и есть. Я сейчас сама порадовалась за себя. Как же важно не отступать! Это вызывает гордость!

Интервью подготовила Мария Маханова