Меня зовут Артем Лылык, я - генеральный директор и основатель группы компаний «Азия Импорт». Мы занимаемся международной логистикой из Китая в Россию и знаем все о бизнесе с Китаем

- Расскажите о своей компании

- Группа компаний «Азия Импорт» занимается полным комплексом услуг, связанных с построением бизнеса с КНР. Мы являемся полноценным помощником по всем вопросам для предпринимателей, которые уже давно работают с этой страной, а также для тех, кто только хочет начать работу с Китаем в части импорта (или поставок товаров из КНР напрямую). Наша компания – посредник, который оказывает помощь на всех этапах сделки и цепочки поставок из Китая в Россию. Занимаемся консалтингом, поиском заводов- поставщиков и международной логистикой. Мы так же являемся таможенным брокером - осуществляем таможенное оформление. То есть, "Азия Импорт" может оказать полный комплекс услуг в рамках, как говорится, одного окна.

- Если кто-то хочет открыть бизнес в Китае, это к вам?

- Абсолютно верно. Любой вопрос по Китаю – это к нам. Работаем мы с 2009 года, так что кое-какая экспертность у нас уже наработана

- Популярное направление, согласитесь, Китай?

- Последнее время - это мейнстрим. Но когда мы начинали эту работу, это еще не было мейнстримом.

- А почему вы начали заниматься Китаем до того, как это стало мейнстримом? Как это случилось?

- О, здесь все очень просто. Родом я с Дальнего Востока - Амурская область, город Благовещенск. А Благовещенск – единственный, географически уникальный город во всем мире, который через реку Амур граничит с Китаем. С одной стороны - Благовещенск, с другой - город Хэйхэ, провинция Хэйлунцззян. Так как я учился в школе с углубленным изучением китайского языка, китайская культура присутствовала в моей жизни буквально с детских лет! Согласитесь, было бы нелогично, если бы я не рассматривал какие-то итерации с этой страной. Ведь так?

В школе у нас уже проявилась предпринимательская жилка - и путем классических детских дружеских обменов-разменов, и взаимных договоров, мы учились строить международные экономические отношения и получать ту или иную выгоду. К взаимному удовольствию!

- Очень здорово! Чем же вы в школе занимались?

- В нашу школу регулярно, каждые два-три месяца, приезжали делегации из школ Хэйхэ, а наши ребята ездили к ним. Когда приезжали китайские школьники, мы постоянно что-то меняли друг у друга. У китайцев были классные сладости. Мы меняли их на что-то русское. Было круто и интересно.

- Так и росло поколение бизнесменов китайских и русских?

- Ну да. Тут главная фишка была такая: ты был «на успехе», когда менял что-то абсолютно ненужное на что-то очень нужное. Когда исходящий ресурс был намного меньше, чем входящий. И у нас так было и у них.

- Например?

- Ну, например, я взял какую-то ложку, расписанную «под хохлому», на уроке музыки были такие, помните, ложкари играли. И выменял её на блок жвачки «Та-та», это была очень крутая жвачка. И отлично зашло! Мы с одноклассниками поняли: «нормальная рабочая схема». И постоянно стали думать: где брать новые и новые ложки, стали «разгонять» эту историю. Пока нам завуч и директор школы уже не сказали: «Так, ребята, хватит, пора остановиться!»(смеется) Такой вот детский бизнес.

- Предпосылки понятны. А как вы решили заняться бизнесом именно в том формате, в котором занимаетесь сейчас?

- Кризис. Именно в кризисное время приходят новые идеи и случаются новые переходы. Так как в Благовещенске проходит государственная граница, там, в свое время, зарождалось «челночество». Россияне, как туристы, выезжали в другую страну и возвращались с товарами, которые продавали. 

В студенческие годы я начал организовывать коммерческие туристические группы, мы отправляли людей в Хэйхэ. Всё было хорошо, шикарное было время! Но тут 2009 год, кризис, все сильно поменялось. Скажу прямо: все стало очень плохо у всех. И мы с ребятами, с которыми организовывали коммерческие группы, решили: «ну а почему бы не попробовать делать все то же самое, но в коммерческом масштабе? Не с частными лицами работать, а уже с компаниями?». Надо открыть фирму и понять, что-как работает. Нам всем по 20 лет тогда было. Никто ничего не знал, как «открыть фирму», как вообще налоги платят? Тогда не было никакой литературы о бизнесе, тем более в Благовещенске.

- И как? Что вы сделали?

- У меня отец был предпринимателем, у него был свой автосервис. Я пришел к нему за советом с этой идеей, говорю: «Отец, может, подскажешь, хотим такой - то работой заняться, с чего начать?». На что он мне ответил: «Сынок, это плохая идея, у вас ничего не получится!».

Это для меня явилось диким стимулом. Значит, решено: надо «рвать» на все 100%, ставить цель и идти к ней! И я пошел, как танкер, напролом, сквозь бурю!

Как было? Надо было разобраться в бухгалтерии. Нашли знакомую. Я поехал к ней консультироваться: что, как, почем, куда надо смотреть. Нужно было разобраться с правилами таможни – искали того, кто знает. И первый год мы были «компанией-оркестр»: мы и грузчики, и бухгалтер, и экономисты, и декларанты, и менеджеры по продажам. Ты и директор и уборщица. Это такая российская классика.

- А клиенты уже были?

- Это вообще интересно. На первых этапах как таковых клиентов не было, но были договоренности с китайской стороной, с предпринимателями, с которыми мы раньше работали. Мы обратились к ним, сказали, что открываем доставку и будем делать теперь все официально. И так вот, по чуть-чуть, что-то начало получаться. Но я понимал, что этого мало. И пошел в интернет, начал серфить, где бы найти клиентов. Тогда был 2009-2010 год, еще не было никакой контекстной рекламы, никаких тематических ресурсов, но были тогда очень популярны «доски объявлений» по разным городам и регионам. Были только такие ресурсы. Вы помните? Я заспамил все доски объявлений, которые можно было найти, информацией о том, кто мы такие и что делаем. Пусть это выглядит как-то наивно и просто, но я спамил каждый божий день. Писал всюду. Самое интересное, через месяц начали поступать звонки, обращения и вопросы от увидевших эти объявления.

- Заработало?

- Да, это заработало! Я был шокирован. Самое главное, что у нас все первые клиенты были дистанционно, и мы работали с ними только онлайн. То есть, мы пошли в e-commerce, когда это еще не было мейнстримом, об этом никто не говорил. Своих клиентов мы особо не знали, да что там говорить, в глаза не видели! Общались через электронную почту. Все клиенты были из западного региона России, потому что там были деньги, и товары из Китая были ими востребованы. Естественно, люди искали, где им найти «первые руки», а не работать через 15 посредников. Вот так всё и пошло. Собственно, интересно, что с клиентами мы в лицо друг друга не видели, но как-то работало все, и все друг другу доверяли. Может быть, витали какие-то флюиды, что мы честные ребята и только за честный бизнес.

- Расскажите, как изменился ваш бизнес и вся сфера за последние 12 лет?

- Интересные изменения произошли за это время.

До 2014-го года рынок международной логистики и доставки из Китая был одним: компании росли, как грибы, новые появлялись еженедельно, потому что курс в Китае был лояльным, туда многие уезжали, открывали бизнес. «Логистикой» занимались все, кому не лень. Схема работала в основном на посреднических услугах - зарабатывали на комиссионных.

Потом наступил кризис 2014 года. И все поменялось. Доллар скаканул, и начался резкий спад. Я бы сравнил это с отливом океана: всех как волной смыло. Ну не всех, но процентов семьдесят компаний с рынка исчезли. Новые не появлялись. Настало такое время, что нужно было просто удержаться на плаву. Очень поредел, я бы сказал, почистился рынок. И, нужно сказать, к былому уровню до сих пор не вернулся.

- Почему, как вам кажется? Предприниматели теперь боятся начинать что-то новое?

- Возможно боятся, да и сложнее стало. Большой «плюс» поставим за работу команде таможенной службы РФ. Они очень серьезно занялись этой сферой, затянули гайки всем нелегальным и контрабандным схемам.

Если честно, нам крайне сложно было противостоять «карго-доставке». Термин есть такой, знаете, «карго-доставка». Это контрабандная доставка товаров из Китая, когда на товар нет никаких документов. Часто продавцы, которые работают на маркетплейсах, не заморачиваются с таможенной документацией (на маркетплейсах не особо проверяют документооборот и чистоту ведения документов, потому что это не нужно никому). Соответственно, можно было обратиться к простым перевозчикам, которые «просто перевозят груз», их доставка дешевле. И клиент, если он финансово не очень грамотный, не понимал, чем ему это грозит в дальнейшем, думал только о сегодняшнем дне. Но за последние три года регуляторика ФТС подтянулась, начали ужесточать правила и наказание за ее несоблюдение, и нам гораздо легче и приятнее стало работать.

- Вы рассказали о предпосылках вашего бизнеса, о том, как все развивалось. Давайте теперь сделаем небольшой прогноз. Чего ожидаете в ближайшие пять лет?

- Те, кто не знает происходящей действительности, верят информации из телевизора и думают, что дела плохи, все парализовано, и вообще «всё, труба». Но если спросить мое мнение, то я скажу, что всё в точности наоборот. Будет все только расти и развиваться! Китай с его производством не останавливался ни на минуту! Таможенные переходы, порты не закрывались. Они как работали для грузопотока, для товарооборота, так и работают. Закрылись только для туристов, для тургрупп. Но не для бизнес-процессов и предпринимателей. Все работают и наращивают обороты. Все будет хорошо!

- Всем в интервью обязательно задаю вопрос: «остаётся ли у вас время не жизнь»? Существует ли что-то кроме работы?

- Если не жить, то зачем это всё? Если не иметь свободы, то зачем это всё начинать? Если тебя ограничивают, если ты не можешь позволить себе отпуск – тогда смысла никакого в занятии бизнесом нет! Я не вижу смысла в предпринимательстве, если ты будешь «пленником лампы». Помните, как тот джин из лампы. Невозможно выйти из офиса, сидишь, работаешь, не поднимая головы. Ну и какой смысл? Деньги не сделают счастливым, точно.

- А что может сделать счастливым?

- Меня счастливым делает моя семья, в первую очередь. Вопрос другой: откуда взять силы на все эти амбиции, движения и проекты, которые у меня в голове? Помогает только спорт. Без спорта невозможно никак двигаться дальше. Мне энергию дает спорт.

Я всю жизнь занимался боксом и единоборствами. Люблю, когда на адреналине, «на грани» все происходит. Это меня будоражит и заряжает. Зимой я катаюсь на сноуборде. Сейчас занялся фрирайдом. Это внетрассовые катания. Очень экстремальная вещь. Нужно быть предельно сконцентрированным и внимательным, когда вне трасс катаешься. Это тоже интересно, увлекательно и опасно.

А в этом году еще занялся и гольфом.

- Это безопасно.

- Да, это безопасно. И это настолько не сходится с моим психотипом. В гольфе нужно быть сконцентрированным и сдержанным. И там я учусь, наверное, какой-то концентрации и самоконтролю, потому что мне это необходимо. В гольфе нельзя давать волю эмоциям, иначе все пойдет не правильно. Надо максимально абстрагироваться от всего. Нужно уметь перестраиваться на эту волну. И я сейчас учусь этому.

- Не могу не спросить о Клубе лидеров. Почему вы в него вступили?

- Вступил я в него спонтанно. В 2018 году. Вступил для какой-то смены круга общения. Хотелось чего-то нового, новых знакомств, хотелось с кем-то обсуждать вопросы по бизнесу, просить совета, в конце концов: кто, что, как проходил? Кто как какую ситуацию разрулил? Вот с таким запросом я шел в Клуб.

- Ваши ожидания оправдались?

- Вполне! Ожидания полностью оправдались. Даже больше! Шел за одним, а получил другое: получил друзей, товарищей. Теперь дружеские отношения имею с ребятами. Новые люди неожиданно стали для меня, как однокашники, семья. Я не думал, что так можно сродниться. Вообще такого не ожидал, так получилось!

- У меня вопрос, может быть, на грани с политикой, но он о ваших личных ощущениях. Вы работаете с Россией и Китаем, видите обе стороны, бизнесменов обеих стран. Как вам кажется: получается у России работать и дружить с Китаем? Все у нас складывается?

- Мое ощущение: бесспорно, да. Естественно, чтобы всё получалось, обе стороны много для этого делают! Мы между собой очень хорошо коммуницируем, много лет выстраиваем деловые отношения.

Другой дело, что никто нам прямо не скажет, «какие, действительно, мысли, взгляды и идеи у Китая» и «чего на самом деле хочет получить партия». Мы видим, что некоторые шаги и действия явно говорят не о дружбе. Какое-то лоббирование и продвижение только своих интересов, своих взглядов, пренебрегая нашими интересами. Они очень конкретно и четко идут к своим целям, которые поставили себе на 20-летку. У нас такой «ломовой», общей для всей страны, цели, нет. Ну или я о ней не знаю. У нас у всех свои отдельные цели.

- А на уровне бизнесменов России и Китая у нас получается? Мы им нужны? Они нам нужны?

- Они нам нужны, бесспорно. Мы им тоже нужны. Получается ли у предпринимателей работать друг с другом? Да, получается. Вы видите, какой дикий рост микро, мини-бизнеса с обеих сторон происходит? Смотрите, сколько представителей малого бизнеса ворвались в e-commerce, а также на отдельные площадки с товарами из Китая. Мы видим, сколько у нас зарегистрировано новых ИП. Получается, мы друг другу нужны!

- В финале спрошу: вам нравится ваша работа?

- Понимаете, для меня это не работа. Для меня это некое творчество. Я кайфую. Я не тот человек, который работал бы только ради денег, без более глобальной цели. Если меня это не мотивирует, и я не вижу, как «докрутить» тот или иной процесс, улучшая его на благо больших изменений, а не конъюнктуры рынка, я не стал бы этим заниматься!

Так что, да! Нравиться, бесспорно. Я получаю большое удовольствие.

Интервью подготовила Мария Маханова