Если правильно конвертировать собственные качества, можно создать успешный бизнес-проект. При этом клиентов даже на начальном этапе искать не придётся, они позовут тебя сами.
– Сергей, и ваш бизнес, и общественная деятельность, и отчасти хобби в большей или меньшей степени связаны с обучением. Можно ли лозунгом вашей жизни считать утверждение: «Знание – пища для ума»?
– Скорее у меня есть постоянное внутреннее стремление исследовать мир. Я бы это так назвал. Для меня исследование – это и учеба в классическом понимании, и в то же время деятельность. То есть делать, экспериментировать, пробовать что-то новое через действие и тем самым познавать мир.
– Эта тяга к исследованию мира в каком возрасте проявилась?
– По мнению близких людей, я всегда был любознательным. Это было моей отличительной чертой. Думаю, эта любознательность и двигает меня вперёд по жизни.
В восприятии окружающих я с ранних лет был лидером. Ещё в начальной школе меня выбирали старостой класса. Затем это повторилось в университете – я стал старостой группы, а на различных волонтерских мероприятиях становился руководителем волонтёрских команд. Я, понятное дело, об этом сам не просил, просто меня так люди вокруг видели. И эта роль плавно перетекла в корпоративную среду, бизнес: во мне видели руководителя, операционного или исполнительного директора, потому что я ответственно подходил к задачам, и у меня сформировалось умение мотивировать команду для достижения целей.
– А как одноклассников мотивировали? Вставали перед своим классом и говорили: «Ребята, нам нужно к концу этой четверти получить максимальное количество пятерок и собрать как можно больше металлолома»?
– Как человек, который занимается корпоративной культурой, знаю как минимум шесть стилей лидерства.
Тот, что вы сейчас описали, – авторитарный. Ну, а у меня, скорее, по жизни превалирует визионерский стиль, основанный на развитой эмпатии. То есть моё лидерство основывается на умении услышать пожелания каждого человека и понимании, как его можно реализовать. Помогая человеку раскрыть потенциал, найти возможности для развития, я вовлекаю людей в процесс. Это сплачивает коллектив и работает на результат. И, кстати, делает каждого человека более успешным и счастливым.
– То есть вы дружелюбный лидер. А в какой момент у вас возник интерес ещё и к экономике, может, тоже уже в детстве?
– Помню, как в детском садике решал головоломки и ребусы. Воспитательница Раиса Васильевна Дружинина давала мне эти задания, кстати, 12 апреля у неё будет юбилей. С тех пор меня сопровождает утверждение: «У Серёжи аналитический склад ума». Долгое время не понимал для себя, что подразумевается под аналитическим складом ума, а позже и вовсе отрицал этот тезис. Пытался всех вокруг и самого себя убедить, что я ближе к гуманитариям.
Зато сейчас эта компетенция выручает во всех сферах жизни. Способность увидеть картину целиком и собрать из отдельных кусочков что-то цельное, пожалуй, даже стала ключевой. Она помогает рационализировать мысли других людей, настраивать бизнес клиентам. Однако важно помнить, что руководствоваться необходимо не только рациональным, эмоции – тоже важная составляющая. Все-таки мы люди.
Что касается экономики как таковой, о ней я узнал, наверное, в классе девятом. Я родился в Воронеже, и там есть Региональный центр довузовской подготовки НИУ ВШЭ, руководит которым Юлия Владимировна Кретова. Мои родители узнали, что на этих курсах довольно успешно готовят к поступлению в вуз. К слову, на тот момент про Высшую школу экономики я ничего не знал, поэтому рассматривал поступление в МГИМО и участвовал в их олимпиадах. На курсах выбрал подготовку к обществознанию, экономике, математике и благодаря успешному участию в олимпиаде по экономике поступил на бюджет в Высшую школу экономики на факультет мировой экономики и мировой политики. Мне можно было выбрать любой экономический факультет, но остановился именно на этом, так как одной из причин стала возможность изучения двух языков сразу: английского и второго на выбор. В итоге вторым языком выбрал китайский.
Бакалавриат закончил с красным дипломом и стал определяться, куда пойти учиться в магистратуру. Вновь задумался о МГИМО, но остался на своем факультете и опять получил красный диплом, хотя специальной цели стать круглым отличником себе никогда не ставил. После этого поступил туда же в аспирантуру.
Руководство факультета пригласило меня стать преподавателем-практиком, потому что я больше шёл по практическому треку. Сейчас я официально являюсь преподавателем ВШЭ, и в 2021 году получил звание «Лучшего преподавателя» по своему направлению.
У меня в ВШЭ авторские курсы для студентов магистратуры по созданию бизнеса. С сентября по декабрь мои студенты реализуют бизнес-проекты и на экзамене демонстрируют свою выручку.
– Вы сказали, что выбрали вторым языком китайский. То есть вы свободно говорите на китайском?
– Не очень хорошо говорю по-китайски. Да, четыре года обучения дали понимание языка, плюс я ездил в различные поездки в Китай по обмену, но после выпуска практики не было. Так сложилось, что моя карьера никак не связана с китайским, поэтому язык подзабылся. При необходимости навыки можно быстро восстановить.
– Как пришли к созданию своей компании? Пока из вашего рассказа не увидела предпосылок для этого.
– Меня в собственный бизнес привёл опять-таки путь исследователя. Должен сказать, что это был долгий путь, в том числе внутреннего поиска. Дело в том, что мои отец и дедушка – люди с предпринимательскими задатками, и мне, видимо, эти способности по наследству передались, но я это не сразу осознал.
Пока учился, родители советовали устроиться в крупную компанию, чтобы обеспечить хороший стабильный заработок. По этому пути я и пошёл, хотя первый трудовой опыт касался руководства частной компанией, куда меня пригласили учредители. Вскоре по рекомендации товарища пошёл в большой консалтинг – в McKinsey & Company. Там я понял, что мне интересно помогать клиентам видеть картину более широко. Когда ты руководишь компанией, то постоянно находишься в операционке и не замечаешь новых возможностей. Консалтинг позволяет их увидеть.
И там были масштабные проекты, которыми я занимался в команде, тогда ещё не на лидирующих позициях – я, скорее, учился, это был период профессионального становления. Очень благодарен коллегам, которые меня многому научили, среди них Арсений Сторожев, Евгений Устинов, Алексей Калиногорский, Георгий Высоцкий, Дмитрий Зборовский и многие другие. Мы и сейчас сохранили хорошие отношения с ними.
Позже было много других проектов. Например, поступило предложение попробовать себя в написании стратегии по развитию жилищной сферы Российской Федерации до 2025 года. Там я занимался аналитикой, собирая лучшее из мировой практики, значения объёмов строительства по миру и так далее.
После этого меня пригласили в Центр стратегических разработок, где я попал в команду, занимавшуюся разработкой стратегий развития регионов, городов в контексте Стратегии развития Российской Федерации до 2024 года.
Позднее мне предложили поработать над международным проектом – созданием концепции стратегии развития до 2035 года для Узбекистана. Тогда я почувствовал избыток теоретической работы и нехватку работы руками.
Затем был Центр перспективных управленческих решений, где я возглавил направление «Консалтинг». Там мы занимались более прикладными проектами и темами цифровой трансформации. Как эксперт Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС проехал более 20 регионов России. Обучил в составе команды преподавателей более 7000 госслужащих очно, участвовал в проектах трансформации госорганов.
Параллельно ко мне постоянно приходили люди из бизнеса с просьбами помочь с развитием. Соответственно, я начал погружаться в работу с предпринимателями и понял, что все направления, по которым я раньше работал, собираются в единый пазл. Аналитический склад ума, о котором мы говорили в начале беседы, позволяет мне видеть, что нужно предпринять собственнику, чтобы прийти к желаемой цели. Решил сконцентрироваться на таких проектах, потому что чувствую пользу, которую приношу, и вижу, как от тех или иных решений растет бизнес, как меняется команда. Поэтому решил организовать собственное коммерческое дело и упаковать его как семейное. Это дань традициям отца и деда, имеющих предпринимательскую жилку, и шаг к принятию того, что я, видимо, тоже предприниматель.
– Кто ваши клиенты?
– Это руководители, которые имеют собственное дело в партнёрстве или самостоятельно. Они уже достигли оборота в пределах 50-100 миллионов рублей в год и на своей энергии и интуиции смогли развиться и показать, что их продукт для рынка актуален, хотят масштабироваться дальше. И тут как раз руководителям не хватает стратегического видения и опыта в построении масштабных систем. Эти предприниматели обращаются ко мне с просьбой помочь выстроить структуру.
Мы начинаем с формулирования целеполагания. Нередки ситуации, когда уже после этого собственник приходит к выводу, что ему достаточно достигнутого уровня, потому что понимает, что уже реализовал все амбиции. Но чаще, конечно, люди хотят дальнейшего роста, поэтому вслед за целеполаганием мы перекладываем это на дорожную карту по внедрению регулярного менеджмента и того, как функционально выстроить работу в организации, как сделать так, чтобы текущая команда справлялась с растущим объемом работы, как правильно нанять сотрудников, как выстроить бизнес-процессы и многие-многие другие моменты.
Порой для успешного функционирования компании нужен партнёр. Один в этой паре будет экспертом в отрасли или творческим человеком, а другой – деятельным и талантливым исполнителем всех задумок. И порой собственник не может правильно подобрать такого профессионала. Мы помогаем ему найти нужного человека в его компании. В некоторых случаях, конечно, когда внутри команды такой лидер отсутствует, то я или предлагаю кого-то из своего пула людей, или объявляем поиск. И тут встаёт вопрос корпоративной культуры. Это отдельная большая тема.
– Вы затронули тему корпоративной культуры. Объясните, почему её развитие столь необходимо сегодня? Как это сказывается на конкретном бизнес-проекте?
– Есть такая расхожая фраза: «Культура ест стратегию на завтрак». То есть от стадии развития культуры в компании зависит то, насколько качественно в ней будут реализовываться проекты. А в случае прихода человека из другой культуры деятельность компании может расшататься.
Особенно важна тема культуры для цифровой трансформации, потому что все смотрят на инструменты, которые надо применить, технологии, искусственный интеллект, ещё что-то, чтобы ускорить процессы, а вопрос во многом в людях. Они всё равно создают ключевую добавленную ценность.
Для оценки культуры и составления плана её развития чаще всего я подхожу к бизнесу с точки зрения теории спиральной динамики, согласно которой существует несколько этапов эволюции коллектива, отдельных сотрудников и компании в целом. На самом деле, различных подходов к развитию корпоративной культуры множество, но каждый шаблон я адаптирую в зависимости от ситуации в бизнесе, с которым работаю.
– Если говорить о цифровой трансформации, то сыграла ли роль пандемия COVID-19 на активизацию бизнеса в этом плане?
– Интересный вопрос, и ответ на него не так однозначен, как может показаться.
С одной стороны, безусловно, пандемия повлияла на то, что вокруг нас стало больше цифровых сервисов и услуг. Это обусловлено тем, что люди, во-первых, физически не все услуги могут получить из-за введённых ограничений, во-вторых, они стали проводить больше времени дома, а эмоциональный выход нужен, и цифровизация может нужды каждого человека удовлетворить.
С точки зрения самого бизнеса, каждый игрок по-разному себя проявил. Если говорить про крупные корпорации – «Яндекс», «Сбербанк», VK и так далее, – у них, безусловно, был потенциал, ресурсы для динамичной цифровизации. Они смогли большинство сервисов перевести в цифру, сделать более удобными, понятными. А вот для менее крупного бизнеса цифровизация может стать значимым барьером, поскольку не до конца понятно, как ее реализовать.
– Вы имеете в виду малый и средний бизнес?
– В большей степени, да. Ему не всегда понятно, что это за цифровая трансформация такая, и как донести её до сотрудников. Поскольку я обучил цифровой трансформации в регионах большое количество госслужащих, хорошо знаком с региональной спецификой, понимаю, что у людей зачастую возникают другие вопросы: где-то недостаточный уровень компьютеризации и элементарно не хватает специалистов для текущей работы, не говоря о разработке программных продуктов.
Мы с командой сейчас преимущественно занимаемся структурированием бизнесов, раскладыванием бизнес-процессов – это первый шаг к цифровизации. Цифровая трансформация в некотором смысле – это кардинальные изменения того, как бизнес предоставляет услугу. Это не просто замена работников на каких-то этапах на роботов, а полное переосмысление процесса.
– Вы являетесь резидентом Клуба лидеров. Что это вам даёт?
– О Клубе лидеров я знаю с 2018 года. И у меня много знакомых в нём состоят. Для меня это площадка, где я могу видеть, как коллеги-предприниматели реализуют свои проекты. Да и просто мне нравится находиться в лидерской среде, потому что, безусловно, ещё многому предстоит научиться.
Очень комфортно чувствую себя в клубе: знакомлюсь с новыми резидентами, общаюсь и понимаю, сколько всего я пока не знаю. И это здорово!
Клуб лидеров стал для меня глотком свежего воздуха после долгого периода работы с госсектором и корпорациями. Показательный пример. Корпоративному сотруднику сложнее днём пойти в фитнес-клуб, перезарядить свой мозг и потом вернуться, чтобы выполнить свои задачи. А многие знакомые предприниматели практикуют такие «дневные походы». Они знают, как правильно построить свой график, чтобы и жить, и поработать, и чтобы все это было в удовольствие. Клуб лидеров стал площадкой, которая помогает перестроиться, осознать себя, свою принадлежность к предпринимательской среде.
– Все публикации в ваших соцсетях очень серьёзные: никаких семейных фото, никаких дружеских застолий. Вы настолько ориентированы на карьеру или держите под замком всё личное и оно доступно ограниченному кругу друзей?
– Ориентирован ли на карьеру? Скорее нет: экспертных постов или выражения мнения на профессиональную тему вы не найдёте в моих лентах. Пару лет назад я подумал, какую рубрику вести в соцсетях, чтобы это было интересно мне и подписчикам. Начал писать итоги месяца. Многим знакомым эта рубрика понравилась, стали просить продолжать, но я понял, что получается какая-то неестественная история. Ну, итоги месяца, и что?! Дневник я и так сам для себя веду, мне необязательно это публиковать. И тогда, не найдя ответа, я оставил эту тему.
В этом году я для себя поставил задачу вести социальный профиль, потому что это сейчас вроде второго паспорта. И лучше иметь этот паспорт, делать его интересным для себя и окружающих.
Держу ли я под замком свою жизнь? Скорее у меня отсутствует привычка демонстрировать личное. Может, есть некоторый страх проявлять себя.
При этом со временем я пришёл к выводу, что вокруг меня такое окружение, где люди скорее склонны к хорошим поступкам. И, наверное, в зависимости от того, что транслируешь в соцсети, такого характера люди вокруг тебя и будут собираться. Поэтому уверен, что социальные сети ― подходящий инструмент, чтобы собрать вокруг себя окружение с похожими интересами, увлечениями. Если кто-то из читателей этого интервью знает, как сделать социальный профиль интересным для себя и полезным для мира, то я с радостью пообщаюсь, возьму этого человека «тренером».
– То есть вы не хотите быть для каждого слишком открытой книгой, которую легко прочитать. А способны на какие-то относительно безумные поступки, перефразируя Ипполита из «Иронии судьбы», готовы лезть в окно к любимой женщине?
– Может, не так часто, но у меня бывают эмоциональные порывы, когда я так делаю. Но всё равно как-то больше управляю эмоциями.
– Может быть, ваша тяга к автоспорту, от которого можно получить заряд адреналина, как раз связана с тем, что вы в жизни довольно сдержанный человек?
– Мне с детства нравится этот спорт. Я всегда смотрел трансляции чемпионатов «Формула-1». В моей семье любят автомобили. И я был близок к этой культуре. Правда, родители были против того, чтобы я стал автогонщиком, потому что вид спорта опасный, сейчас уже поздно думать о профессиональной карьере. При этом мы с братом любим на картинг съездить, пройти курсы экстремального вождения.
Я обдумывал, связано ли это увлечение с тем, что я редко проявляю эмоции. Может быть – в гонках ты в шлеме, и никто не видит твоего лица. А если серьёзно, то для меня гонки – это всё-таки история про то, что ты отбрасываешь эмоции, концентрируешься, потому что нужно учесть множество факторов, включая соперников, траекторию, скорость, чтобы показать максимальный результат. Когда ещё брат обгоняет – мы с ним любим соревноваться на картинге, – то, конечно, думаешь, как бы к следующему повороту уже стать первым.
На самом деле, я во многих видах спорта себя пробовал: в школе баскетболом и шахматами занимался, и на плавание ходил, и на каратэ, в более взрослым возрасте – на боевое самбо. Полупрофессионально занимался фехтованием.
– Из списка ваших увлечений самым оригинальным – уверена, тут со мной согласится большинство читателей – является ведение книжного клуба. Расскажите, кто состоит в клубе, исключительно ли литературу с полки «Экономика» там читают и обсуждают?
– Всё началось с того, что я не очень любил читать – школьная обязаловка отпечаток наложила. Безусловно, обожал приключения, например, произведения Александра Дюма, читал у него всё подряд. Другая литература не интересовала. А однажды меня познакомили с человеком, который вёл книжный клуб, где обсуждали литературу по философии, психологии, предпринимательству. Мне понравилось находиться в таком сообществе, получать концентрированную информацию. Собираются интересные люди, ведут активные дискуссии. Обсуждение разных точек зрения, разных взглядов на одно и то же произведение здорово расширяет представление о мире.
В какой-то момент у меня возникла необходимость сконцентрироваться на прикладных историях людей от бизнеса и обсуждать это с людьми, которые меня окружают, с клиентами. Книжный клуб открыл для меня понимание того, что можно читать нужные книги, делать это правильным образом, ещё и полезные мысли оттуда черпать для жизни, и я решил делиться этими открытиями с другими. Так возникла идея создания собственного книжного клуба. Плюс мы добавили формат подкаста, чтобы люди могли слушать наши обсуждения.
В этом году формат клуба предполагает следующее: даётся две недели на прочтение книги, обсуждаем в прямом эфире и выпускаем подкаст. В среднем примерно 20 полезных и интересных книг обсудим, и, думаю, для многих это будет очень полезно.
– О чём вы мечтаете в карьере, бизнесе, личной жизни?
– Мечты в плане карьеры и бизнеса не ставлю во главу угла для себя. Наверное, правильнее было бы сказать, что я вижу некий образ себя, который складывается из представлений о личной жизни, профессиональной деятельности, то есть в комплексе.
Безусловно, я вижу себя главой семьи с внуками и правнуками.
Семейные ценности и тема преемственности крайне важны для меня. Поскольку я изучаю мировые практики, знаю, как выстраивается семейный бизнес в Европе, как он становится основой экономики. Есть прекрасные примеры, когда люди строили не просто эффективные предприятия, гарантирующие безбедное существование их семьям, но и обеспечивали работой и отличными социальными условиями целые населенные пункты, а то и несколько.
Чтобы моя семья жила с комфортом, конечно, нужен большой уютный дом, где всех можно собрать.
Кроме того, мне важно передавать здания и опыт, которые есть и будут накапливаться. Даже лет в 80-90 мне хотелось бы быть активным членом общества, наставником для молодого поколения, чтобы помогать им решать проблемы и избегать при этом известных ошибок. Возможно, со временем стану деканом факультета или даже ректором вуза – здорово же?! Ведь жизнь удивительным образом связывает меня с образованием, хотя я никогда не думал, что буду преподавать.
Ну, и, конечно, планирую оставаться советником для собственников и руководителей бизнесов, помогая компаниям развиваться.
Моя мечта – быть полноценным членом общества с семьёй, друзьями, нести пользу в мир. Хочется собрать своего рода эликсир счастья из впечатлений от общения, путешествий, любви и множества других ингредиентов. Опять же тут, наверное, проявляется тяга к исследованию и поиску нового.