Личные контакты позволяют решать вопросы любого порядка и развивать бизнес. Причём онлайн-связи за время пандемии COVID-19 не вытеснили необходимость общения глаза в глаза, а даже усилили его. Своим рецептом развития бизнеса поделилась резидент Клуба лидеров из Санкт-Петербурга - владелица брендингового агентства Proud&Bright и по совместительству директор по маркетингу ЗАО «Игристые вина» Анна Федорова.

- Анна, мы с вами встречаемся в Москве, куда вы прибыли из Санкт-Петербурга, чтобы принять участие в благотворительном мероприятии. Что за мероприятие, как прошло?

- Это мероприятие благотворительного фонда «Жизнь в Движении», соучредителем которого является актёр Евгений Миронов. Его курирует Мария Соколова. Фонд занимается судьбами ребят без руки, ноги, способствует их адаптации к жизни, для чего организацией создан реабилитационный центр. Детям устанавливают самые современные протезы. И этим деятельность фонда не ограничивается. Для ребят организуют мероприятия, которые позволяют им поверить в свои силы, например, восхождения в горы.

Когда я смотрела видео об этом, у меня слезы наворачивались от героизма этих детей. В числе подопечных фонда есть девочка-спортсменка, которая потеряла ногу и не понимала, как жить дальше. Ей поставили такой протез, который позволяет не только нормально передвигаться, но и заниматься горными лыжами. Она достигла такого уровня, что участвует в соревнованиях.

Им стараются вернуть полноценную жизнь. Фонд «Жизнь в движении» регулярно проводит мероприятия, на которые собираются люди, желающие помочь его подопечным. Допустим, устраивается благотворительный ужин, и средства от него идут в фонд.- Если для участия в подобных мероприятиях вы готовы преодолеть столь солидные расстояния, значит, вы придаёте этой деятельности серьёзнейшее значение. Расскажите, как давно вы занимаетесь благотворительностью, как к этому пришли?

- Мне с детства нравилось помогать людям, но, считаю, что благотворительность настолько серьезный вид деятельности, что до неё нужно дорасти.

Мой путь к осознанной благотворительности начался с того, что близкая подруга в Петербурге предложила посодействовать организации выпускного для деток из детдома. Я поучаствовала, но то, что я увидела, причинило мне дикую боль. Я смотрела в глаза этих ребят, и мне показалось, что они какие-то растерянные из-за неизвестности, из-за непонимания того, что ждёт их в жизни за стенами детского дома. Я тогда тяжело отходила после этого мероприятия. У меня возникла идея провести профориентационные мероприятия, организовать стажировки, чтобы помочь этим ребятам найти себя.

Позже меня познакомили с сотрудниками фонда «Жизнь в движении». Название этой организации созвучно с моим жизненным девизом – двигаться всегда вперед. 12 июня я, например, участвовала в благотворительном забеге «Жизнь в движении» в рамках марафона «Белые ночи». Целью забега было собрать деньги подопечному фонда на спортивный протез. И мы сделали это!

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, конечно, для меня не составляет сложности приехать из другого города ради таких ответственных мероприятий.

- У вас в Москве плотный график, но для нашей беседы вы предпочли личную встречу, а не общение онлайн, к которому все привыкли за два последних года. Живое общение не теряет актуальность, по-вашему?

- Для меня важно личное общение. Полноценный контакт не выстроишь в онлайне. Поэтому даже когда была пандемия, я старалась, если обстоятельства позволяли, ездить на встречи. Только глядя в глаза собеседнику можно более точно донести все свои мысли.

Живое общение ничто не заменит, таким способом я могу достигнуть гораздо больше, чем если просто созвонюсь с человеком. В этом заключается сила коммуникации.

Есть коммуникабельность, а есть коммуникация, и эти понятия довольно далеки друг от друга. Человек может активно общаться, но толку от этого не будет. Коммуникацию нужно правильно выстраивать, только тогда уже после первой встречи появляется результат. Выстраивание в деловых отношениях глубокого диалога позволяет двигаться дальше и достигать решений, выгодных для обеих сторон.

Мне кажется, люди ещё в первую волну ограничительных мер из-за пандемии COVID-19 настолько сильно прочувствовали, что личное общение – это самое важное, что дружеские встречи никогда не заменит онлайн, что это не требует специальных доказательств и разъяснений.

- А вам не кажется, что пандемия с её ограничительными мерами убила последние навыки коммуникации у значительной части общества, что на первый план выходит необходимость медиации?

- Медиация действительно обретает особую актуальность. Но связано это отнюдь не со снижением интенсивности общения, а с пониманием людей, что можно грамотно сглаживать конфликты, даже в наше непростое время.

Медиаторы, являясь третьей стороной, позволяют через диалог урегулировать конфликты, находить компромисс. Даже мировые события нам показывают, что нужно уметь договариваться - дипломатия превыше всего.

Дело в том, что события сейчас настолько быстро развиваются: то, что раньше растягивалось на год, сейчас происходит за неделю. Люди попросту не успевают договориться, им не хватает времени даже обдумать какие-то шаги. Во многих странах институт медиации успешно работает, а в России он пока слабо развит, хотя отдельные представители этого направления есть в среде юристов. В решении спорных вопросов наши сограждане пока не умеют доверять третьей стороне. А большинство не знают о существовании медиаторов. Хотя работа с ними позволяет не доводить споры до судебных разбирательств и экономить нервы и деньги.

- Я уже поняла, что в ведении собственного бизнеса вы отдаёте предпочтение личным встречам.

- Да, в 99% случаев общение с теми, с кем приходится сотрудничать, в первую очередь – с клиентами, я выстраиваю через личные встречи.

- Ваша компания занимается, в том числе, личным брендингом. Всегда было интересно, как рождается личный бренд, играет ли тут роль внешний вид или характер человека?

- Общение с клиентом, пришедшим за личным брендом, похоже на приём у доктора. То есть, ко мне приходит человек, и мы собираем анамнез, только я выясняю не состояние здоровья, а что из себя представляет личность, какие задачи перед собой ставит, что хочет получить. Анализ этой информации служит отправной точкой.

Отмечу ещё такой забавный момент: работа над личным брендом и корпоративным (будь то плитка шоколада или бутылка молока) принципиальных отличий не имеет.

И после сбора общей информации я точечно прорабатываю всех потенциальных конкурентов абсолютно так же, как в случае с созданием бренда для, к примеру, пищевых продуктов. Допустим, если речь идёт о психологе, я должна прояснить, как позиционируют себя его коллеги по цеху. Кроме того, мы составляем портрет целевой аудитории, и затем приступаем к разработке бренда, какие-то вещи добавляем. Например, клиент может сказать, что ему нравится какой-то киноперсонаж. Тогда мы определяем его отличительные черты и, основываясь на них, добавляем какие-то фишки: кто-то носит усы, кто-то пользуется красной помадой.

- То есть вы даже даёте рекомендации по ношению усов или использованию яркой помады?

- Или мундштука, например. У большинства моих клиентов вполне нормальная внешность, и они очень приятные люди, но чтобы человек выделялся, запоминался, мы добавляем в его образ цепляющую деталь.

Вообще, ключевым понятием в работе над брендом является правильное позиционирование. То есть нужно продумывать и учитывать профессию, целевую аудиторию, на которую работаешь, социальный статус и в некоторых случаях семейный, жизненный девиз клиента. Все это влияет на конечный результат.

- Что самое сложное, на ваш взгляд, в работе брендинговой компании?- Несомненную сложность представляет клиент с запредельным апломбом и негативно настроенный. Ему ещё ничего не предложили, но он уже недоволен результатом. Зачастую такой человек и не знает, чего хочет. Пожалуй, работа с такими людьми - самое сложное.

В таких случаях трудно удержаться и не зарядиться порцией негатива. Приходится тратить время и силы на то, чтобы переубедить человека, хотя очень хочется отправить его самостоятельно заниматься собственным брендом, раз у него такая уверенность в собственных знаниях в сфере брендинга. Это общение требует колоссальных эмоциональных затрат. Иногда мы с партнером отказываем подобным клиентам, потому что понимаем, что не сработаемся либо моральные усилия будут неоправданно высоки. Уж лучше не заработать, чем терпеть.

- Параллельно с ведением собственного бизнеса вы являетесь директором по маркетингу в компании по производству алкоголя «Игристые вина». Как эта работа возникла в вашей жизни?

- Так сложилось, что эта должность в компании по производству алкоголя не первая для меня. Хотя никогда не планировала заниматься алкоголем - планы были более романтичные (смеётся).

Вообще, по образованию я политолог - окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Мне ещё не успели выдать диплом, как поступило приглашение поработать пресс-секретарём главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Затем по семейным обстоятельствам вынуждена была переехать в Москву и стала заниматься совместным бизнесом с бывшим супругом. Через восемь лет ушла в декрет и вернулась в Петербург, где пришлось всё начинать с нуля.

Пришлось, мягко говоря, очень непросто. Выручил приятель, который предложил пойти администратором к нему в ресторан. Через четыре месяца я стала там управляющей. А уже оттуда меня пригласили в компанию по производству алкоголя.

До «Игристых вин» успела поработать в компании, занимавшейся крафтовым пивом. В мою сферу ответственности входили продажи: я пришла на позицию менеджера по продажам. Через год стала руководителем отдела.

Владея английским и французским языком, я часто ездила на разные фестивали, приобрела много знакомых пивоваров в других странах.

Потом меня пригласили в компанию, которая занималась производством сидра. Это очень качественный продукт. Его делают в Петербурге из яблок и груш, выращенных в собственных садах в Луге.

Хобби учредителей компании переросло в бизнес. Там я проработала чуть более года, и меня переманили в «Игристые вина», где я сначала заняла позицию руководителя проекта по запуску премиальной линейки, но вскоре занялась всем маркетингом. Мой приход совпал с не лучшими временами для вин. Во-первых, сидр опередил игристые вина в списке предпочтений потребителей. Во-вторых, был принят закон о виноматериале, что привело к определенным сложностям. Можно даже говорить о неком кризисе маркетинга, когда стратегию было невозможно спланировать больше чем на месяц.

Только мы преодолели эти проблемы, как наступила пандемия. И такой интенсивный режим работы растянулся на три года. Теперь свой отпечаток накладывают события, связанные со спецоперацией на Украине.

- Тогда, может, поделитесь планами по развитию своей компании?

- Хотела бы развивать ещё и HR-маркетинг. Мне безумно нравится соединять людей. И мне это неплохо удаётся. Плюс у меня получается находить сотрудников и в другие компании, но пока занимаюсь этим безвозмездно. А хотелось бы больше погрузиться в это направление и на нём зарабатывать.

Не думаю, что это произойдёт в самое ближайшее время. Сейчас, попав в жёсткие условия из-за новых санкций, нам придётся основательно меняться. То, что мы планировали вчера, завтра не исполнится. У нас создаётся новый мир, к реалиям которого нужно приспосабливаться. Но мне кажется, все сложности закладывают перспективы на будущее. И у нас сейчас есть реальные возможности сделать что-то полезное для социума.

Да, мы сразу ощутили сложности. Несколько клиентов, с которыми должны были выйти на подписание, попросили взять паузу. Но это и понятно: вероятно, им придётся пересматривать собственную стратегию развития. В связи с последними событиями всем нужно будет полностью себя переделывать. 

В данный момент я активнейшим образом занимаюсь аналитикой, держу руку на пульсе, чтобы понимать, что происходит в экономике, на рынках, потому что мне нужно понимать, что предложить потенциальному клиенту.

То, что я предлагала вчера, уже неактуально сегодня. Иностранные бренды вообще замерли. Но отмечу, что никакого негатива от них не исходит. Ведём разговор о том, что сотрудничество приостанавливаем, а не полностью прекращаем.

- Не возникает ли сложности в совмещении двух направлений работы?

- Нет. У меня всегда параллельно все идёт, скучно вести один проект. Да, я нередко отдаю работе свои выходные. Да, у меня нет свободного времени, в принципе. Но меня это устраивает.

- Но все же остаётся время на хобби. Насколько я знаю, вам нравится играть в гольф. Наверное, в моей голове прочно засел стереотип, но для меня гольф - это мужской спорт. Или сегодня тренд меняется, и гольф становится спортом деловых людей, независимо от половой принадлежности?

- Я внимательно наблюдала за гольфом, наверное, года четыре, но полноценно играть начала лишь в мае прошлого года, когда появилось больше свободного времени в связи с переходом на удаленный формат работы. Тем более, моя профессиональная деятельность позволяет быть мобильной: ноутбук под мышку и поехала, а перерывы посвятить игре. Получилось так, что я всю пандемию, чтобы не сидеть дома, проводила за городом, в гольф-клубе, в Петергофе.

Я стала пробовать и вошла в такой азарт, что уже в июне на чемпионате новичков выиграла бронзу.

Но я занималась по четыре-шесть часов каждый день. Гольф учит сосредотачиваться, верно выбирать цель и самый короткий путь. Но обдуманно короткий путь, не напролом через поле.

Сейчас гольф стал более доступным. Раньше затруднительно было даже клюшки купить. Сегодня начинающим несравнимо проще и в связи с тем, что гольф-полей появилось очень много. Мне кажется, через какое-то время это будет уже массовая история.

- В вашем случае с занятием гольфом у меня возникает ассоциация с вашей приверженностью к личному общению.

- Совершенно верно. Гольф подразумевает нетворкинг, стопроцентную коммуникацию. Но, конечно, ты не пойдешь в поле с каждым, потому что на 18 лунок требуется примерно четыре часа в хорошем темпе. И с занудой, например, или другим малоприятным человеком это будет затруднительно. На соревнованиях по гольфу чаще приходится проходить этот путь с незнакомыми, и тогда нужно выстроить коммуникацию. Иногда это бывает сложно. Но, в основном, в гольф играют приятные люди, целеустремленные.

- В Клубе лидеров, резидентом которого вы являетесь, у вас много партнеров по игре в гольф?

- Примерно процентов десять представителей Клуба лидеров играют в гольф. Мы с ними обсуждаем возможность совместных раундов. У меня даже была идея устроить турнир среди лидеров. Мы прорабатываем эту тему.

- Что вас ещё роднит с одноклубниками?

- Все они настолько интересные люди! В Клуб лидеров я пришла менее года назад, в июне, но со многими общалась до этого.

Вскоре после моего вступления в клуб состоялась одна из общих поездок - мы ездили в Италию – тогда я еще больше влюбилась в эту организацию. Есть более крупные предпринимательские сообщества, но в Клубе лидеров создана почти семейная атмосфера.

Мне кажется, Клуб лидеров - одна из немногих структур в России, которая помогает власти и бизнесу двигаться нога в ногу. Это очень важно. Кроме того, 90% участников клуба – состоявшиеся люди в бизнесе и в жизни. С ними очень интересно общаться, делиться своим мнением, слышать их соображения. Такая коммуникация развивает, расширяет кругозор.

- Все ли ваши одноклубники эмоциональные лидеры?

- На мой взгляд, не все. Эмоциональный лидер – это человек, который, независимо от статуса умеет увлечь людей, передать нужный посыл, а окружающие его слушают и слышат. Его способности в коммуникации настолько высоки, что он способен повести за собой народ. Такой человек даже в самой безнадёжной ситуации сможет вдохновить тех, кто рядом, благодаря позитивному мышлению.

Эмоциональный лидер всегда мыслит в русле позитива, при этом просчитывает все риски и заряжает людей на хороший результат. Думаю, можно развить в себе способности эмоционального лидера. Мне кажется, это мощная работа над собой. Но как правило люди уже рождаются эмоциональными лидерами.

- Среди политиков и медийных персон кого можно отнести к эмоциональным лидерам?

- Олег Тиньков, Ирина Хакамада, Маргарет Тэтчер, Стив Джобс.

- Напоследок спрошу о семье. Так как в ходе беседы вы обходили эту тему. За активной деятельностью, в том числе общественной, а также активным досугом, остаётся ли время на близких? - Неохотно говорю о семье, поскольку согласна с утверждением, что счастье любит тишину. Будучи очень общительной, я довольно закрытый человек, когда речь заходит о близких. У меня есть все необходимые составляющие для счастья - прекрасная дочь и любимый мужчина.