Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

- Алина, давайте сразу поясним для наших читателей, кто такой импакт-инфлюенсер?

- Слово «Импакт» означает воздействие, которое вызывает положительные изменения окружающей среды. Поэтому, в моем понимании, импакт-инфлюенсер – это тот человек, который создает, инвестирует или вовлекается иным образом в проекты, связанные с импактом, либо просвещает других, как быть импакт-ответственным человеком, который своими действиями положительно влияет на других и на окружающий мир.

- Получается, что это, своего рода, миссия такая?

- Да, я воспринимаю эту деятельность, как свою миссию. Но пришла я к этому не сразу – предшествовал долгий путь к правильному формулированию того, куда и зачем я двигаюсь, и что меня по-настоящему вдохновляет. И в какой-то момент я поняла, что это емкое наименование «импакт-инфлюенсер» меня наиболее точно идентифицирует, потому что у меня есть ряд проектов и направлений, которые имеют положительный социальный эффект. Я в них вкладываю очень много своих сил, энергии и времени. Эти проекты могут не приносить возвратные инвестиции в виде денег, но они приносят мне невероятное счастье и удовлетворение.

Когда меня спрашивают, зачем я это делаю? Я отвечаю: «Чтобы оставить какой-то след для тех, на кого я смогу повлиять положительно. И возможно, кто-то, увидев мой пример, так же вдохновится и тоже сделает что-то хорошее».

- Алина, вы счастливый человек, потому что найти свое дело, да еще и по душе, все стремятся, но не у каждого это получается.

- Знаете, как говорится, найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня. Поэтому всё, чем я занимаюсь сейчас, я не воспринимаю в качестве работы. Для меня это некое состояние потока и процесса, которое меня очень вдохновляет, дает мне энергию, драйвит какими-то своими эмоциональными моментами. Помогать другим - это про помощь и себе тоже, потому что ты счастлив от этого.

- Это очень здорово! Но давайте вернемся к тому, что пришли вы к этой деятельности не сразу. А как вы к ней пришли?

- Да. Изначально я планировала всю свою жизнь связать с юриспруденцией (смеется). Так как у меня практически вся семья - юристы: мама закончила юрфак и работала юристом, бабушка профессор и доктор юридических наук, и дедушка тоже был профессором. У меня всегда перед глазами был невероятный пример. Можно сказать, что мой путь был изначально предопределен. Потому что я смотрела на них и думала: «Я точно буду юристом!»

И сначала я окончила юридический факультет МГУ, потом Высшую школу бизнеса МГУ и работала по профессии. После еще окончила MBA в РАНХИГСе, и связан он был с управлением недвижимостью, которой я продолжаю заниматься до сих пор: у меня остались инвестиции в разных проектах, плюс инвестиции в недвижимость как в России, так и за рубежом - если говорить о том, как я зарабатываю на жизнь, помимо того, что занимаюсь социальными историями (смеется).

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

А в 33 года я пришла на программу Executive MBA в школу управления Сколково. К тому времени, я уже более десяти лет отработала юристом по профессии - и в семейном бизнесе, и на государственной службе, и в крупной корпорации, где занималась вопросами, связанными с девелопментом, недвижимостью, инвестиционными контрактами. В какой-то момент я поняла, что мне хочется расширить сферу своей деятельности. И когда я поступила в школу Сколково, на моем курсе в основном были собственники бизнесов, которые, конечно же, заразили меня своим предпринимательским духом. Я начала думать: «Найм – это хорошо, но, возможно, я могу еще что-то?» И начала смотреть на инвестиционные проекты и стартапы: куда мне можно было бы проинвестировать, получив доходность посредством финансового или операционного участия.

Также в Школе управления Сколково с нами занимались коучи. И в моей группе оказалась девушка, Александра Прицкер, которая на тот момент возглавляла международную коучинговую организацию. Она мне говорит: «Слушай, ты, правда, никогда с коучем не занималась?» Я ответила: «Ну вот только сейчас впервые». Она говорит: «Давай я с тобой позанимаюсь». И мы начали двигаться от того, что сейчас вообще мне откликается, что близко, каковы мои ценности… И я начала для себя понимать, что, например, мне очень важно помогать другим. Поэтому в моей деятельности должно обязательно быть что-то интегрировано, что связано с помощью другим. И тогда это будет меня наполнять. Когда я это поняла, мы начали смотреть, а что это может быть?

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Ну первое, что приходит на ум, это, конечно, благотворительность. Я ею занималась всегда, но делала это не системно. То есть, когда кто-то обращался за помощью, какие-то фонды, какая-то поддержка необходима была – это были всякий раз какие-то разрозненные истории. И тогда я поняла, что мне нужно благотворительность интегрировать в свою деятельность системно.

Также я сама начала учиться на коуча, потому что это тоже про помощь другим, только иным способом. Сейчас я очень много работаю с людьми как коуч и как ментор. Я работаю с их потенциалом, помогаю им заниматься своим развитием. Так в моей жизни появился еще и коучинг.

- А с кем вы работаете?

- Я много работаю с топ-менеджерами и собственниками компаний, а также с женщинами, которые хотели бы построить свой бизнес, как-то реализоваться в жизни. А когда я вижу, каких они достигают результатов, то для меня это невероятно ценно и важно, так как, в какой-то мере, я чувствую свой вклад, и это мне очень откликается.

Также я модерирую форум-группы в бизнес-сообществах.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Это уже групповая, а не индивидуальная история. Но когда, спустя время, участники форум-групп делятся, как они продвигаются в том или ином вопросе – для меня это тоже невероятная отдача.

В любом из этих взаимодействий происходит невероятный обмен энергий и взаимное обогащение.  

- Алина, насколько я знаю, к системной работе с благотворительностью вы тоже пришли и помогаете множеству благотворительных фондов. С какими фондами вы работаете, с какими проектами?

- Да, помимо инвестиционных проектов, я стала рассматривать проекты, которые включали в себя импакт-составляющую. Так я узнала о проекте «Meet for Charity», на платформе которого посредством аукциона разыгрываются встречи с интересными людьми, а средства от продажи направляются в благотворительные фонды. 

Попробовала вступить в борьбу за встречу с Алексеем Ситниковым. И вот мы с ним встречаемся, общаемся на протяжении пяти часов, и я понимаю, какая крутая концепция лежит в основе данного проекта: ты встречаешься с интересным человеком, покупаешь с ним встречу, он дарит свое время, а ты инвестируешь средства. И эти средства идут на благотворительность. И таким образом в моей жизни появился проект, который сначала пришел ко мне из клиентской истории, а потом я начала помогать им - делилась контактами и привлекала людей, которые могли бы принять участие в нем в качестве лота или мецената. Так было сформировано сообщество Charity Hunters – объединение неравнодушных людей, которые посредством своих контактов с экспертами, с медийными людьми могли бы тоже их привлекать в качестве участников и, таким образом, вносить свой нематериальный вклад в развитие данного проекта.

А потом я узнала, что основатель проекта ищет инвестиции для развития. И я вошла в него уже как инвестор и партнер, начав помогать не только нематериально, но и материально. Это стало моей первой импакт-инвестицией. На сегодняшний день «Meet for Charity» собрал более трехсот миллионов рублей на благотворительность – это как раз пример системного участия в сборе средств на благотворительность. Собранные средства распределяются между более чем 150 фондами.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Сначала появился этот проект, далее я стала также членом попечительского совета сообщества ProЖенщин, основного Екатериной Рыбаковой, в рамках которого принимаю участие в развитии женской лидерской повестки и работаю с участницами в качества ментора.

А потом меня пригласили в попечительский совет фонда «Жизнь как чудо». Этому фонду в этом году исполняется 15 лет, он помогает деткам с заболеваниями печени. Там совершенно чудесная команда подобралась, которая, действительно, искренне живет своим делом. Познакомилась я с ними через одного из попечителей - Юлианну Винер - она мой партнер. Они меня пригласили, и теперь мы вместе инициируем разные социальные инициативы и разрабатываем win-win решения взаимодействия бизнеса и НКО.

- То есть привлекаете частные компании к благотворительной деятельности?

- Мы придумываем разные смарт-решения взаимодействия бизнеса и благотворительности. Показываем компаниям, как можно помогать легко. Но при этом бизнес тоже может получить какой-то полезный для себя эффект. Как у «Meet for Charity»: ты купил встречу, получил полезный опыт и помог кому-то. И здесь то же самое. Потому что, к сожалению, сейчас очень много фондов, которые нуждаются в помощи, конкуренция большая за меценатов, нужно предлагать интересные решения для всех участков взаимодействия.

Просто просить денег у компаний - это самое сложное в благотворительности для меня. А вот придумать какую-то синергию, это интересно. За счет этого сейчас уже удалось реализовать много классных социальных инициатив и благотворительных коллабораций и долгосрочных партнерств.

- Можете привести какой-нибудь пример такой коллаборации?

- У нас есть прекрасная коллаборация Клуба лидеров с «Meet for Charity» и фондом «Жизнь как чудо»: Клуб лидеров дает лоты, например поездку в какую-нибудь страну вместе с предпринимателями клуба, этот лот продается на площадке «Meet for Charity», а средства от продажи идут в фонд «Жизнь как чудо». И это такое легкое и красивое решение, которое поддерживается всей командой, потому что это реально всем отзывается. И для Клуба лидеров это тоже прекрасный вариант позиционирования своей социальной ответственности.

И так можно сделать с любыми бизнес-проектами. К нам приходят разные компании. Это могут быть и ювелирные бренды, и производственные компании. И мы для них придумываем различные варианты, как можно красиво сделать коллаборацию. Это может быть отчисление хоть одного рубля с производственной единицы, например, но в объеме это дает очень большие суммы.

И когда мы начали эти примеры показывать, мы получили невероятный отклик.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

-  Давайте поговорим про ESG-повестку. Вы же еще являетесь основателем ESG-клуба «Сколково». Расскажите об этом.

- Это про устойчивое развитие компании. Термин ESG в Европе появился уже более двадцати лет назад. А у нас изначально это было больше про КСО, когда создавались отделы в компаниях, и они развивали корпоративную социальную ответственность. Термин ESG более широкий и объединяет в себе направления Environmental, Social и Governance.

Это про то, что быть устойчивым и социально ответственным можно, даже если ты являешься представителем малого или среднего бизнеса. Потому что многие считают, что ESG – это больше про крупные компании, ты должен быть «СИБУРом» или «РУСАЛом», входить в ESG-альянс – организацию, объединяющую крупные компании в рамках повестки устойчивого развития. А мы говорим, что это совершенно необязательно. Малый и средний бизнес уже сейчас может внедрять ESG-повестку, не выделяя большие бюджеты на это направление. Начать можно хотя бы со сбора раздельного мусора, например. Ведь это не стоит ничего.

Или, например, как я ранее говорила, компания может хоть по рублю от производимой единицы отчислять на благотворительность, и глобально на обороте это будет уже очень большая сумма. И компанию это настолько преобразовывает как изнутри, потому что для коллектива это очень важная составляющая, ведь они чувствуют себя причастными и вовлеченным, так и снаружи - для поставщиков, заказчиков, клиентов. Я считаю, что правильно выстроенная ESG - политика сейчас – это очень важная составляющая бренда компании.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Для многих инвесторов это является тоже важным моментом сейчас. Многие инвесторы отдельно смотрят, внедрена ли ESG-повестка в компании. И если её нет, то это снижает интерес инвестора. Соответственно наличие ESG-повестки в компании повышает интерес инвесторов, клиентов, поставщиков, заказчиков.

Малый и средний бизнес часто являются поставщиками для крупных организаций, а у многих крупных компаний в обязательном порядке есть условие, что поставщик должен внедрять у себя ESG-повестку.

Ну а глобально – это про репутацию, про позиционирование. И поэтому мы вместе с несколькими коллегами из Сколково организовали ESG клуб, который объединяет предпринимателей, уже внедривших у себя ESG-практики, либо которые хотят это сделать, обмениваться опытом и кооперироваться.

Посмотреть, а как можно? Об этом нужно больше говорить, больше показывать. Это не обязательно про помощь благотворительным фондам. Это и про другие практики: как культура компании развивается, какое отношение там к женщинам и т.д. Поэтому сейчас я своей миссией вижу, в том числе, и просветительскую деятельность по внедрению культуры устойчивого развития. Потому что быть социально ответственным, внедрять разные ESG-практики - это норма, как утром зубы чистить. И это должно присутствовать не только на уровне человека лично, но и на уровне компании, которой он управляет. Очень важно доносить и до собственников и до руководителей, как они это могут делать. Вот, собственно говоря, чем я и стараюсь заниматься.

- Очень интересно, на самом деле. Я уже поняла, что компании сейчас стараются быть социально-ответственными. А насколько отдельно взятые люди сейчас вовлечены в благотворительность? За то время, что вы занимаетесь благотворительностью, увеличился ли процент благотворителей?

- Это очень хороший вопрос. Вы знаете, когда я пришла в системную благотворительность, мне казалось, что должны помогать все, благотворительностью должны заниматься все – другого варианта быть не может. Вот такие у меня были розовые очки. Потому что я, наверное, судила всех по себе. А это делать неправильно. Я столкнулась с тем, что меня очень расстраивало: когда я приходила, рассказывала человеку про благотворительность, про реализованные кейсы, а мне отвечали: «Мне б себе помочь, а вы хотите, чтобы мы другим помогали». И я пыталась объяснить: чтобы помогать, необязательно быть миллиардером и входить в список Forbes,  можно начать с волонтерской помощи, если нет возможности помочь финансово. Ты можешь поделиться своим временем, своей квалификацией на помощь кому-то. Тем же фондам, например, часто требуется юридическая, бухгалтерская или маркетинговая поддержка.

В какой-то момент я научилась получать отказы. Это было безумно тяжело, потому что каждый отказ я дико переживала. Потом я поняла, что даже если человек пока не готов, то надо либо ему объяснить, рассказать на конкретных кейсах, как это может быть, либо показывать на своем личном примере.

- Кстати, про личный пример. Многие не рассказывают о своих добрых делах, считая это неприличным или даже хвастовством. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, стоит ли рассказывать об этом?

- Я всегда рассказываю и считаю, что всем нужно рассказывать о том, как они помогают другим. И это не про пиар. Это про хороший пример. Потому что для кого-то ты являешься ролевой моделью. Вот вы сделали что-то хорошее, люди увидели, говорят: «Я тоже так хочу!». И тоже сделают.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Например, я каждый год праздную день рождения, приглашаю людей и прошу их не дарить мне подарки и цветы, а прошу средства, которые они бы потратили на них, перевести в благотворительный фонд. Например, у фонда «Жизнь как чудо» есть платформа «Эстафета чудес», где каждый может создать свое событие, например день рождения или еще какое-то другое событие, и он может попросить своих друзей или знакомых поддержать его. И с каждым годом я вижу, как эти суммы растут. На своем прошедшем дне рождения я собрала на благотворительность три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч рублей вместо подарков и цветов!

- Здорово!

- Вы понимаете, для Фонда это очень значимая сумма. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что с каждым годом отклик, во-первых, больше. Во-вторых, я вижу, как другие люди, побывав у меня на дне рождения, или просто увидев в моих соцсетях, говорят: «Ты знаешь, мы решили тоже так сделать, нам очень понравилась эта идея!» И это же так просто отказаться от цветов и подарков в пользу тех, для кого эти средства в данный момент нужнее.

И мне приятно, что через меня, как инфлюенсера в данном случае, люди вовлекаются. Мне это очень важно, поэтому я продолжаю по возможности как можно больше рассказывать, как путём маленьких шагов, которые люди могут сделать на своем уровне, не обладая какими-то великими возможностями, можно помогать другим и делать мир вокруг себя лучше.

- Я знаю, что многие люди не перечисляют деньги в фонды, потому что не доверяют и не могут проверить, дойдут ли их средства до конечного адресата или нет. Как Вам удалось сформировать вокруг себя такое доверительное отношение?

- Да, действительно, благотворительность очень тесно связана с доверием к конкретному человеку. Поэтому важно понимать, что если ты являешься инициатором какой-то социальной инициативы, ты формируешь доверие к ней посредством своей личности. То есть люди, поддерживая разные мои инициативы, доверяют мне, знают, что полученные деньги точно будут направлены по адресу. И очень важно, чтобы человек понимал, как фонд расходует средства. Мы всегда сообщаем нашим благотворителям, на что были потрачены их деньги. И человек может отследить путь своих средств. У нормальных фондов отчетность открытая.

У нас есть возможность, например, если это адресная помощь какому-то ребенку, организовать встречу с ним, с его родителями. Это мы делаем по желанию благотворителя, потому что некоторые не хотят этого делать. Но если у человека возникает такое желание, это прекрасно, и он может видеть, кому он помог конкретно, даже если не физически встретиться, то фотографии посмотреть, какое-то видео, записанное с благодарностями, получить. Это очень важно, чтобы человек тоже чувствовал, что он не просто в никуда деньги отправил, а что есть еще какой-то фидбэк. Таким образом, он чувствует свою сопричастность и доверие к инициатору процесса, потому что человек должен понимать, что если я в этом процессе являюсь ответственным лицом, то с меня можно спросить, и я дам ответ. Это как раз и формирует ту самую доверительную историю, про которую вы говорите. Поэтому комьюнити наших меценатов с каждым готом только растет, и это не может не радовать.

- Я также видела в ваших соцсетях, что на своих благотворительных мероприятиях вы разыгрываете различные лоты.

- Да. Мы разыгрываем лоты как в онлайн-формате на площадке "Meet for Charity", так и в офлайн-формате, когда собирается офлайн-аукцион в виде какого-то ивента. Зачастую лоты нам предоставляют наши же благотворители. Например, экскурсию в Большой театр, поход на спектакль, встреча с экспертом. Или какая-нибудь поездка, например, с Клубом лидеров, где человек может познакомиться с полезным для себя комьюнити. Это крутой experience.

Также в качестве благотворительных лотов могут выступать предметы искусства, так как мы сотрудничаем с разными галереями и культурными институциями.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Ставки в зависимости от лота варьируются от двадцати тысяч до несколько миллионов рублей.

Кстати, площадки под благотворительные мероприятия нам тоже предоставляют наши партнеры на безвозмездной основе. Например, в ноябре мы отмечаем праздник благотворительности «Щедрый вторник» на площадке отеля «The Carlton» – это наш постоянный благотворительный партнер.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Каждый год мы там проводим большой ивент, где собираем наших друзей, попечителей, меценатов, партнеров. И соответственно здесь происходит такой классный синергетический эффект.

- Кстати, о собранных средствах. Ведете ли Вы какую-то статистику, подводите ли итоги в конце года: скольким детям вы помогли, сколько средств собрали в общем?

Я почему задаю такой вопрос, потому что в компании, например, KPI очень легко отслеживается. В вашем случае KPI серьезный - это спасенные жизни.

- Конечно, я знаю все цифры. Если ты ведешь деятельность фонда или входишь в его совет и, действительно, вовлечен, то важно видеть результат своей деятельности. Во-первых, это профессионально. Во-вторых, это важно и очень приятно. В конце года мы собираемся командой Фонда, подводим итоги: сколько мероприятий проведено, сколько средств собрано, что на это было куплено, сколько больниц оснастили, сколько операций было сделано, скольким детям помогли. Когда ты в течение года этим занимаешься, ты делаешь и делаешь, в процессе и в процессе. Но когда в конце года ты видишь, скольким людям помог, это невероятно мотивирует.

- Алина, давайте немного отойдет от вашей социальной активности и поговорим про бизнес? В какой сфере он у вас? На чём вы зарабатываете?

- Конечно же, социальные инициативы основаны на моем энтузиазме, вдохновении и желании помогать. Но всю свою сознательную жизнь я нахожусь в управлении инвестициями и недвижимостью. И продолжаю это делать. То есть продолжаю инвестировать в разные инструменты: недвижимость жилую и коммерческую, инвестиционные проекты, связанные, в том числе, с искусственным интеллектом.

Конечно, сейчас мне пришлось немного переформатироваться. Если раньше все инвестиции были локализованы в нашей стране, то сейчас инвестиции в недвижимость я распределила и в России, и за рубежом.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Также у меня есть криптовалютный портфель, инвестиции в акции, облигации.

Но есть и проекты, которые приходили ко мне совершенно неожиданно. Например, я всегда была активна в спорте. И тут ко мне несколько лет назад приходит прекрасная девушка Карина и говорит: «Вы знаете, я хотела бы открыть спортивное пространство – центр, который не будет похож на классический спортивный клуб, а будет с глубокой философией. Мне нужен надежный партнер. Может быть, кому-то это будет интересно?». И я подумала, хорошая история. Мне она отозвалась внутренне. И вот так был инициирован проект, который находится на Патриарших прудах. Сейчас, спустя несколько лет, это бизнес, который работает, и который стал для меня совершенно новым прекрасным опытом.

- А что за философия у этого проекта?

Эта концепция про соединение тела и души. У нас есть пилатес, йога, гонг-медитация, поющие чаши и другие интересные направления. К нам приезжают разные специалисты, помимо постоянно практикующих тренеров внутри. Во время пандемии мы поняли, что людям очень важно прийти к нам, чтобы расслабиться, снять стресс, привести себя и свое состояние в порядок, успокоиться, вдохновиться, зарядиться. И для этого мы придумываем и проводим различные практики в пространстве студии, а также организовываем выездные ретриты.

Также у нас, например, нет членства. Потому что мы не хотим таким образом человека привязывать, нам очень хочется, чтобы к нам ходили по любви. И у нас это получается.

Помимо физических лиц к нам постоянно приходят разные сообщества и проводят мероприятия для своих участников.

- Алина, насколько я знаю, вы также состоите в различных бизнес-клубах, в том числе и в Клубе лидеров. Что полезного для себя вы берете оттуда?

- Знаете, я недавно участвовала в создании программы по развитию личного бренда, где как раз говорила про продвижение человека через сообщество. Потому что это, я считаю, один из самых действенных инструментов развития на сегодняшний день. Когда человек, заходя в то или иное сообщество, помимо полезной информации, каких-то событий, мероприятий, начинает обрастать невероятным кругом контактов. И если человек обладает навыками коммуникации и может эти контакты правильно конвертировать, то вокруг него формируется определенное комьюнити, которое близко по ценностям.

Поэтому, когда ты заходишь в сообщество, нужно понять: про что это сообщество, какие смыслы оно несет, чем может быть полезно, как оно может тебя наполнить, и что ты можешь дать взамен.

Фотография из личного архива Алины Ковалевой
Фотография из личного архива Алины Ковалевой

Например, я нахожусь в большом сколковском комьюнити. Это люди очень интересные по своему духу. Я многому у них учусь. То есть получается такая система энергообмена, взаимодействия, общения. И ты там встречаешь людей из разных направлений, которых не встретил бы просто так, не находясь в данном комьюнити.

Также в сообществах, где я являюсь действующим членом, я постоянно нахожусь в каком-то взаимодействии - модерирую форум-группы, мы всё время с кем-то коллаборируемся, что-то придумываем, например, какие-то социальные инициативы. Везде можно придумать какую-то синергию.

Поэтому тем, кто никогда не состоял в сообществах, я очень рекомендую попробовать. Потому что люди, которые там находятся, могут дать много менторской поддержки и сильно вдохновить, просто поделившись своим опытом, причем очень искренне.

- Алина, помимо активной жизненной позиции, бизнеса и социальной деятельности, вы еще являетесь многодетной мамой – мамой троих детей – остается ли у вас при таком раскладе время на семью, на детей?

- У меня трое детей. Старшей дочери - шестнадцать. Она сейчас поступает в университет, кстати, тоже на юридический факультет. Сыну - одиннадцать, и младшей дочке - два годика. С мужем мы знакомы с первого курса университета.

Я могу сказать, что для меня семья - на первом месте. Это самое важное в жизни. И, собственно говоря, это и стало толчком к тому, чтобы начать своё дело. Потому что много лет я работала в графике: с 9 утра до 9 вечера, и знаю, что значит не успевать полноценно провести время с близкими. Я это всё прошла. Я помню моменты, когда муж говорил: «Нам тебя не хватает».

Поэтому сейчас я очень счастливый человек от того, что могу сама распределять свое время. Мое время не зависит ни от кого. Я сама решаю: утром я могу провести время со своим маленьким ребенком или нет. Я понимаю, что мое присутствие и моя вовлеченность в семью очень важна.

Но это понимание пришло ко мне тоже не сразу, а с годами.  Сначала я бежала на работу. Но позднее я поняла, что время, которое ты проводишь со своей семьей – это бесценное время. Поэтому выходные у меня всегда с семьей. Вчера, например, у нас был вечер совместного просмотра фильмов, когда мы все собираемся в гостиной на диване. Недавно мы ездили в совместную поездку с мужем и детьми, и мы специально никого не приглашали присоединиться, чтобы полноценно провести время всем вместе.

С детьми я очень много разговариваю, я вкладываюсь совершенно сознательно, потому что понимаю: если не я, то кто? Помимо того, что я очень много отдаю внимания другим, я осознаю, что, прежде всего, важно отдавать внимание своим близким людям. Поэтому я стараюсь балансировать.

Есть дневное время, когда я могу решить свои рабочие вопросы, но вечером мы все должны быть дома. Мы встречаемся за семейным ужином, обсуждаем, что произошло за день.

Бизнес и общественная деятельность очень много времени забирает. И, конечно, мне очень помогает, что у меня практически в каждом проекте есть партнеры. Я вообще не одиночка, а человек партнерства. И эта синергия, помощь, усиление и взаимодополнение друг друга в развиваемом партнерстве очень помогают развиваться сразу в нескольких разных направлениях.

И конечно, очень большую роль играет поддержка моего мужа, который, что бы я ему ни сказала, говорит: «Так, глаза горят – иди, делай!» Даже когда я начала активно заниматься социальными инициативами, он сказал: «Слушай, я бы не смог столько времени этому посвящать. Я бы не готов был. Но я вижу, что тебе это доставляет радость. Ты приходишь такая вдохновленная. Поэтому я готов максимально поддерживать тебя в этом». Поддержка мужа для меня очень важна. Я приглашаю его на свои мероприятия, чтобы он видел, что я делаю.

Также я стараюсь вовлекать детей в свои проекты. И когда моя старшая дочка Алена говорит: «Мам, я инициировала форум в школе, конференцию по благотворительности, рассказывала про тебя, про твои инициативы, как мы тоже вовлекаемся» – для меня это невероятно значимо - когда о тебе ребенок рассказывает, как о примере. Мне очень важно, что я для них таким примером являюсь.

Поэтому если я чувствую, что много времени уделяю какому-нибудь проекту, то стараюсь это как-то восполнить в семье. Проектов может быть много, работы разной тоже, но они меняются, а люди, которые рядом с тобой, остаются.

У меня невероятно классная семья и близкие по духу и ценностям люди, которые меня поддерживают, и именно благодаря их поддержке у меня сейчас все это получается реализовать.

- В конце каждого интервью я обычно прошу экспертов, с которыми общаюсь, дать какой-нибудь совет, рекомендации читателям. Можете тоже дать какое-нибудь напутствие, может быть, на этот год?

- Наверное, слушать себя и идти своей индивидуальной дорогой. Мне, например, очень многие говорили: «Ну зачем тебе это надо… Это сложная тематика… ». А я вот хочу ломать стереотипы, хочу заниматься тем, что меня по-настоящему вдохновляет.

Напутствие простое: чтобы глаза горели от того, чем вы занимаетесь, чтобы делали то, что отзывается. И даже если сначала вы не найдете какой-то поддержки, то в итоге, когда ваше дело приведет к результату, поддержку вы найдете и поймете, что всё делали правильно.

Поэтому главное - любить свое дело, следовать своему предназначению, своей интуиции, ну и, конечно же, помогать другим.