Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

— Евгения, с нашего последнего интервью прошло три года. За это время у тебя многое изменилось. Например, ты стала акционером фабрики лаковой миниатюры «Федоскино». Почему ты решила инвестировать в промысел?

— Начало 2022 года стало турбулентным периодом для нашей страны, и многие в тот момент не понимали, куда двигаться дальше, куда бежать, что делать с бизнесом и т. д. Именно тогда пришло осознание, что хочется инвестировать деньги во что-то исконно русское, что будет представлять нашу страну и популяризировать её на весь мир через красоту, искусство, творчество и созидание. Когда пришло это осознание, мы совершенно случайно увидели, что на торги была выставлена фабрика «Федоскино», и приняли решение инвестировать деньги в промысел, чтобы погрузиться в исконно русское творчество, осовременить его, сделать популярным и модным. И через всё это, соответственно, заниматься развитием нашего русского культурного кода.

— А как вы собираетесь осовременить исконно русское творчество?

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

— Многие воспринимают фабрику «Федоскино» как нечто традиционное. Но на самом деле фабрика на протяжении 230 лет отражала в своих изделиях современность — то, что тогда происходило, было популярным и модным. Изначально купец Коробов, которому принадлежала фабрика, делал козырьки для фуражек. Потом — табакерки, потому что в то время был моден нюхательный табак, и было важно, чтобы он хранился в красивой табакерке. Даже у Екатерины II была какая-то невероятная, инкрустированная драгоценными камнями табакерка. Многие не могли себе позволить такие дорогие камни, но хотели что-то эксклюзивное, интересное. И тогда для общества были придуманы эти табакерки — оригинальные, уникальные, эксклюзивные, но при этом доступные по цене купцам.

Если зайти к нам в музей, то по изделиям фабрики «Федоскино» можно проследить всю историю не только нашей страны, но и мировых тенденций. В какой-то момент эта история была утеряна, и на фабрике мало отражали современность. В 90-е годы, например, больше занимались копированием и мало создавали новые современные работы.

И сейчас перед нами стоит задача — помимо сохранения традиций и технологий создавать уникальные вещи с новыми сюжетами, отражающими нашу современность.

— Насколько я знаю, вы даже делаете различные коллаборации с современными художниками и не только.

— Да. Например, недавно у нас состоялась, на мой взгляд, просто фееричная коллаборация со знаменитой компьютерной игрой Atomic Heart. Это российская разработка, которой пользуются по всему миру. Вместе с этим брендом мы сделали коллаборацию — создали шкатулки с главным героем этой игры. Таким образом, мы связали разные поколения и заинтересовали молодёжь. Когда мои дети узнали, что у нас такая коллаборация, они просто прыгали до потолка от восторга и очень гордились тем, что фабрика «Федоскино», казавшаяся им «мамонтом», изобразила на шкатулках любимых героев компьютерной игры.

Этот космический герой был интегрирован в наши классические сюжеты. Инопланетную девушку в суперсовременной экипировке мы «посадили» на «тройку лошадей», «Гуси-лебеди», ей передают перо жар-птицы из классического сюжета и т. д. На наших шкатулках она становится игроком уже по нашим правилам, в нашей внутренней вселенной «Федоскино», где обретает новый, непривычный для неё быт.

При этом наши шкатулки интегрированы в игру. Те, кто увлекаются Atomic Heart, смогут увидеть их внутри. Вот такая у нас получилась коллаборация.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

Это один из примеров того, как можно, сохраняя традиции, двигаться вперёд в ногу со временем и через новые сюжеты вызывать интерес у более молодой аудитории.

— Евгения, это очень ценно, что вам удалось осовременить фабрику с двухвековой историей. При всём при этом вам удалось сохранить старинную технологию изготовления шкатулок.

— Да, шкатулки «Федоскино» изготавливаются из папье-маше по старинной технологии. Производство одной шкатулки занимает от четырёх до шести месяцев. Это очень долгий и кропотливый труд.

Как именно изготавливаются шкатулки по старинной технологии, может увидеть каждый, кто интересуется русскими промыслами, приехав к нам на производство. Фабрика открыта для посещения. Все, кто попадают к нам на экскурсию, получают истинное удовольствие от погружения в совершенно другую вселенную «Федоскино», где ещё используются старинные печи и оборудование. Видны все этапы производства, сколько человек участвует в изготовлении, как всё делается вручную — вплоть до петелек крышки.

Все эти детали можно увидеть своими глазами, и тогда полностью меняется отношение к промыслу, которого сейчас так мало осталось. Это не только про качество и уникальность, но и про энергию. Когда большое количество людей работает над созданием одной вещи, она получает особую энергетику. Ты берёшь её в руки и понимаешь, что это совершенно другой продукт, не похожий ни на что. В него вложено столько любви и тепла.

— Скажи, пожалуйста, через реализацию своей продукции чувствуете ли вы тренд на русскость, на патриотичность, который сейчас присутствует?

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

— Конечно, безусловно, этот тренд ощущается. И это побуждает всех производителей «прыгнуть выше головы», сделать лучше, удивить клиента и сделать так, чтобы стать достойной заменой каких-то иностранных позиций. Я, например, горжусь тем, что в последнее время всё чаще и чаще покупаю российские бренды в плане одежды, обуви, сумок. И мне очень приятно, что этих брендов становится всё больше и больше. Испытываешь настоящую гордость за то, что мы можем и умеем. И это не просто дань моде. Я вижу, насколько наши производители за короткий период времени стали делать крутые, качественные вещи, которые действительно хочется носить, покупать и чуть ли не всем показывать, что это сделано в России.

У нас на фабрике это, конечно же, тоже ощущается. Потому что если раньше было модно покупать на праздники различные известные бренды, то сейчас, наоборот, это считается моветоном, если человек, особенно занимающий высокий пост, дарит подобные вещи. Сейчас модно дарить именно наше, русское, уникальное. И это ценится в разы больше.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

И ещё очень важный момент. Люкса в России, именно в производстве различных изделий, достаточно мало. И мы относимся к этой маленькой прослойке, потому что наши шкатулки очень дорогие. Как я уже говорила, это очень кропотливый, долгий и сложный процесс. Наши художники, которые работают над шкатулками, имеют разные награды. Многие из них известные, заслуженные мастера. И это не просто подарок, о котором завтра забудут, а хорошая инвестиция. Потому что шкатулку человек сохранит на всю жизнь, будет передавать из поколения в поколение — своим детям, внукам. Это то, что сохранится на века. И так было всегда со шкатулками «Федоскино». Мы, например, на торгах выкупали уникальные шкатулки 100-летней, 150-летней давности. Они ценятся на протяжении многих лет и только растут в цене. Поэтому это прекрасная инвестиция в будущее и возможность сохранить на века ценную и интересную вещь.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

— В прошлом нашем интервью ты позиционировала себя как исследователь здорового образа жизни. Сейчас же ты стала больше публично выступать, издала свою книгу под названием «Объявляю голодовку». Можно ли считать, что из разряда исследователя здорового образа жизни ты переквалифицировалась в пропагандиста? Можно сказать, что ты стала больше отдавать, делиться опытом, нежели изучать эту тему?

— Дело в том, что моя деятельность основана не только на исследованиях и изучении, а в первую очередь на собственном опыте и опыте людей, которые соприкоснулись с моим проектом и получили результат. В итоге я очень рада, что мой опыт не просто канул в никуда, а обрёл физическую форму в виде книги.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

Моя книга — это некое подведение промежуточного итога моей деятельности, который мне было важно зафиксировать и для себя, и для общества. Но я, конечно, на этом не останавливаюсь и иду дальше.

Несмотря на то, что на протяжении долгих лет я исследовала и изучала тему здорового образа жизни — и не только наш опыт, но и зарубежный, — я ещё пошла учиться в Университет образовательной медицины по двум направлениям: клиническая нутрициология и health-коучинг. И стала членом Ассоциации нутрициологов. Всё это я делаю для того, чтобы продолжать продвигать тему здорового образа жизни и помогать людям сохранять своё здоровье и молодость на долгие годы.

— В прошлом интервью мы также говорили о том, что ты очень любишь горы и покорила многие мировые вершины. А сейчас ты больше, по крайней мере, судя по твоим соцсетям, увлекаешься ретритами. Если покорение вершин — это больше про физику, про преодоление физических возможностей, то ретриты — это больше про духовность, как мне кажется. Давай поговорим о твоей трансформации. Что изменилось за эти три года?

— Да, я думаю, что этот путь естественен. Горы — это был один из шагов к тому, чтобы прийти и встать на путь духовности. Можно даже сказать, что люди, которые ходят в горы, в той или иной степени стоят на пути духовного развития. Потому что горы — это один из инструментов познания себя, познания этого мира и различных процессов, которые в нём происходят. Самое главное — разобраться в себе, в своих ощущениях, в самоидентификации. Это один из инструментов, который прошли многие люди, вставшие на духовный путь. Потому что горы — это храмы, в которые мы ходим для того, чтобы познать, в первую очередь, своё высшее «Я».

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

Я, действительно, езжу на ретриты. И я не то чтобы, скажем так, поменяла направление, а, наоборот, углубилась во всю эту историю. И те ретриты, на которых я бываю, фактически дают схожий эффект с тем, который я испытываю, когда участвую в восхождениях на различные вершины.

Тем не менее я всё равно хожу в горы при любой возможности с удовольствием. Надеюсь, что мы как-нибудь сходим вместе с семьёй на восхождение.

— Ты упомянула семью. И в связи с этим я задам вопрос: «Женя, как всё успевать? Быть многодетной матерью, женой, бизнесвумен, духовно развиваться, вести здоровый образ жизни, поддерживать физическую форму?» Есть ли какие-то универсальные рецепты от Евгении Гладкиной?

Как человек, который в бизнесе уже более 18 лет, я понимаю, что семья — это тоже проект. И успевать всё можно только в том случае, если ты умеешь грамотно выстраивать все процессы, как и в любом бизнесе: когда есть чёткое понимание приоритетов, кто чем занимается, кто за что отвечает, чёткое делегирование.

И если человек умеет наладить бизнес-процесс, он точно так же может это сделать и внутри семьи. Я, конечно, могу сейчас рассказать еще и про дисциплину, и про правильные привычки, и про определённые лайфхаки, но это, на самом деле, в большей степени следствие, а не основа. Основа — это умение управлять процессами и выстраивать правильные приоритеты.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной

— Не могу не воспользоваться возможностью взять у эксперта в области здорового образа жизни несколько рекомендаций для наших читателей на 2025 год.

— Мы живём в самое интересное, уникальное и невероятное время, за которым очень интересно наблюдать и в нём участвовать. Всё меняется, у нас изменился период планирования. Если раньше мы планировали по-одному, то сейчас — по-другому. Несмотря на то, что перестраиваться очень сложно, мы стали более гибкими, научились жить на ещё больших скоростях. Пять лет назад казалось: куда еще быстрее? Сейчас мы понимаем, что скорость жизни увеличилась в десятки раз.

Человек ко всему привыкает, ко всему адаптируется. Все события, которые когда-то казались нам верхом ужаса, — вспомнить ту же пандемию COVID-19 — сейчас не кажутся такими страшными: когда мы все сидели дома с семьёй, готовили вместе, встречались в Zoom и т. д.

Всё меняется. У каждого человека при этом меняется и окружение, и даже семьи. При всём хаосе, в котором мы сейчас находимся, у каждого остаётся один-единственный человек — это он сам.

Фотография из личного архива Евгении Гладкиной                                                             
Фотография из личного архива Евгении Гладкиной                                                             

За последние годы каждый из нас убедился, как важно взращивать себя, создавать внутри себя внутреннюю опору, человека, на которого всегда можно положиться, — грубо говоря, укреплять своё здоровье и нервную систему, следить за своим психоэмоциональным состоянием в целом. Что бы ни происходило, всегда побеждает тот, кто может совладать с собой и со всеми препятствиями, перипетиями, которые происходят.

Моя рекомендация — найти время для того, чтобы работать со своим телом, духом и душой. Это три ипостаси, о которых важно заботиться, чтобы идти дальше в новую реальность.

Работать с телом — это заботиться о физической активности, следить за качеством и количеством сна и, безусловно, за питанием. Потому что вся еда, которую мы употребляем, может как лечить, так и убивать.

Заботиться о душе — это, конечно же, профилактика стресса, максимальное развитие в себе умения любить этот мир. Причём любовь должна начинаться с любви к себе.

А что касается духа, то тут речь, в первую очередь, идёт о духовном развитии. Если говорить про наше будущее, тяжелее всего будет тем людям, которые не будут развиваться духовно. И неважно, кем он работает, чем занимается, чего достиг в этой жизни. Духовное развитие и умение общаться со своим высшим «Я» — это новая реальность, которая нас всех ждёт.