
Видеть новые возможности в вызовах
— Ольга, вы работаете с различными компаниями в области построения корпоративно-организационных и личных стратегий. Почему выбрали это направление деятельности?
— Вероятно, мне дано видеть тренды еще до того, как они начнут активно проявляться. Это случалось неоднократно. Например, тренд на популяризацию традиционных семейных ценностей. Мы начали заниматься этим проектом в 2018 году, запустив тематический домен «Семья 3.0» и серию экспертных исследований о трансформации семьи. Шесть лет назад семейно-демографическая повестка еще не была приоритетной темой на государственном уровне.
Я вижу, какие общественно-государственные и бизнес-институты будут реформироваться и в каком ключе, и через некоторое время это действительно происходит. Иногда получается участвовать в этих процессах с точки зрения концептуализации. Это своего рода vision-trend-watching в сочетании с пониманием основ системного моделирования, что в итоге позволяет мне качественно реализовывать функцию разработки комплексной стратегии. Еще одной важной компетенцией я считаю умение видеть и находить точки коллаборации и синергии, когда один плюс один равно одиннадцати.
— А какой запрос сегодня приходит от организаций? И какие тренды формируются в этой сфере?
— Прежде всего, не только в российской, но и в международной повестке сегодня наблюдается переход от BANI-мира к SHIVA-миру. Это концепция, согласно которой необходимо постоянно адаптироваться к новым вызовам и быть открытым для новых возможностей.
Раньше, работая с компаниями и разрабатывая маркетинговые стратегии, мы видели, что некоторые из них почему-то не реализовывались. Три года назад я осознала, что многое зависит не только от качества и смыслового содержания принятой стратегии, но и от того, насколько внутренне она принимается бенефициарами и теми, кто будет ее реализовывать.
Именно поэтому я решила углубиться в организационную психологию и системное моделирование. В 2024 году изучила курс по системному коучингу в Институте Берта Хеллингера (Нидерланды), где основной акцент делался на применение системного бизнес-моделирования для работы с организациями, а также оценку влияния личных паттернов заинтересованных сторон на функционирование организации. Затем я окончила серию авторских курсов у Олега Вайнберга, одного из ведущих русскоязычных специалистов по системному коучингу. Сейчас уже второй год обучаюсь в «Институте коучинга» в Санкт-Петербурге по программе, изучающей развитие людей и организаций. Кроме того, в прошлом году я окончила курс по устойчивому развитию в бизнес-школе «Сколково».
Полученные знания и компетенции позволяют мне системно видеть процессы, происходящие в организациях, понимать взаимосвязи и взаимовлияние больших и малых систем. Например, понимать, как система «семья» влияет на систему «бизнес», а также на систему «государство», особенно если речь идет о первых лицах, принимающих решения на государственном уровне. Поэтому сейчас моя деятельность связана с изучением и выстраиванием комплексных стратегий для организаций.
— Ольга, можете привести примеры конкретных кейсов, которые уже реализовали через свои компетенции?
— Да, конечно. Приведу пример маркетинговой кампании одного из наших клиентов, которая впервые решила выйти в регионы, а именно в Омскую область. Мы нашли для них стратегического партнера для захода на новую территорию: хоккейный клуб, который готовился к возвращению в родной город из Балашихи и, к тому же, выиграл кубок Гагарина. Результатом стала успешная коллаборация, обеспечившая синергетический эффект для обоих брендов и значительное повышение узнаваемости бренда клиента в регионе в течение трех месяцев. Ключевым фактором успеха здесь стало стратегическое видение и способность к реализации взаимовыгодных партнерств, обеспечивающих достижение бизнес-целей.

Лидерские практики в образовании
— В вашем бизнес-портфеле также есть и образовательный блок — вы являетесь сооснователем экспертной медиаплатформы и одноименного образовательно-консалтингового центра. Как применяете свои компетенции в этой сфере?
— Важно акцентировать внимание на нескольких направлениях. Во-первых, мы проводим модерируемые бизнес-штурмы Deep Ocean, сочетающие в себе техники бизнес-моделирования и системного коучинга. Они позволяют увидеть не только организационные процессы, но и психофизические аспекты, такие как личные паттерны, которые часто скрыты, но оказывают существенное влияние на реализацию стратегии и дорожной карты, принятой командой.
Во-вторых, важным направлением нашей деятельности является разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на развитие лидерских компетенций. На протяжении трех лет я веду углубленное исследование трансформации лидерства, результаты которого регулярно публикуются в серии моих эксклюзивных интервью на экспертной платформе «Умная страна». В данных интервью лидеры ведущих бизнес-объединений и признанные эксперты в области развития лидерства делятся своим видением эволюции лидерства в условиях перехода от BANI- к SHIVA-миру через призму новой роли России. Опираясь на нашу уникальную экспертизу в области семьи, мы разработали образовательные продукты в сфере лидерства, применяя нетрадиционные подходы и авторскую методологию.
В-третьх, говоря о специфике нашего образовательно-консалтингового центра, хочу отметить, что мы нашли интересную нишу семейных корпоративных программ и помогаем бизнес-организациям внедрять в их деятельность принцип семейноцентричности, начиная от разработки модели 360 и заканчивая формированием дорожной карты ее комплексной и интегральной реализации. На этой основе создана наша специальная практика — «Семейные корпоративные программы».
— Я посмотрела, у вас там есть интересное направление по работе с отцами в компаниях? Расскажите об этом поподробнее.
— В 2024 году на Русском экономическом форуме я впервые представила концепцию «Сильные отцы — сильные компании», подчеркнув значимость отцовского фактора в устойчивом развитии компаний. Проведенный нами анализ исследований ведущих бизнес-объединений корпоративных программ в области семейной политики выявил, что сейчас основной акцент делается на материнский фактор, при том что лидерство и ответственность являются качествами, передающимися по мужской линии. И учитывая особенности российской ментальности, очевидно, что построение сильных и устойчивых компаний невозможно без развития мужского начала.
Нами был проведен анализ влияния связи с отцами на развитие лидерского потенциала и совместно с психологом Люцией Сулеймановой создана книга-дневник для отцов и детей «Папа, расскажи!». Данная книга предоставляет ребенку возможность получить от отца ответы на важные жизненные вопросы, в том числе провокационного характера, формируя таким образом ценный код, наследие, объединяя опыт поколений, применимый в жизни.
Книга послужила основой для мультиформатного проекта «Папа, расскажи!», на сайте которого представлен плейлист из 100 лучших фильмов для совместного просмотра отцов и детей. А для корпоративного сектора разработаны специальные тренинги-встречи для мужчин-отцов.
Семейноцентричность в бизнесе
— Через многие ваши проекты проходит семейная тематика. А как связаны между собой стратегия, образование и семья? Расскажите, пожалуйста?
— В 2018 году на нашей экспертной платформе мы начали записывать интервью с ведущими экспертами в области семейной политики. В 2024 году мы трансформировались в хаб семейных проектов и программ «Семья 3.0». Сейчас мы выходим в новый мир, где семья и работа соединены между собой, и это становится новой реальностью. Совершенно очевидно, что если у человека какие-то проблемы в семье, то рабочее время он будет посвящать не выполнению своих прямых обязанностей, а переживаниям и проживаниям своих личных историй. В новом мире, где ужесточается кадровый дефицит, где растет запрос на высокую продуктивность, ни государство, ни компании уже не могут не учитывать этот фактор.
Сегодня бизнес — это субъект демографической политики. Мы видим, что в рамках ЭКГ-рейтинга, компания может получить за свои семейные программы большие преференции от государства.
Стоит также отметить, что совместно с ESG-клубом «Сколково» мы создали первый в стране экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», в который пригласили руководителей направлений HR, PR, КСО, ESG для совместной реализации проектов, направленных на продвижение семейных ценностей и семейноцентричности, а также запуск коллабораций в направлении семейных корпоративных программ. Понятно, что возможности компаний с оборотом 300 миллиардов и 100 миллионов разные. Крупные компании могут, например, выделять по миллиону рублей за рождение первого либо третьего ребенка. А для малого бизнеса, конечно же, это непосильная задача. Но они могут разрабатывать и эффективно внедрять другие проектные решения. И мы им в этом можем помочь. У нас разработана целая линейка продуктов в рамках тематики семейных корпоративных программ для малого, среднего и крупного бизнеса.
Еще одно направление, в котором мы работаем — это семья и цифра. В России очень хорошо реализована экономическая составляющая семейных цифровых сервисов: у нас одни из лучших в мире решения в области государственных услуг. Но сильно проседает повестка, связанная с воспитательной функцией. И как сделать, чтобы технологии объединяли семью, и семейноориентированный контент появился в цифровых сервисах, мы сейчас совместно с коллегами из продюсерских центров и оргкомитетом кинофестиваля доброго кино «Лучезарный ангел» активно прорабатываем.
Также более года совместно с духовенством мы работаем над реализацией инфраструктурных инициатив в рамках проекта «Мой род — мой народ». Этот проект направлен на формирование духовно-нравственного кода семьи и культуры народа. Существует мнение, что те добродетели, которые есть в семье, передаются на тысячу поколений. Об этом говорят наши ведущие богословы, такие как доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. Инициатива «Мой род — мой народ» про многопоколенную, расширенную семью, которая всегда была основой нашей российской государственности. Его задача состоит в том, чтобы сохранять и передавать следующим поколениям все лучшее, что есть в семье, с точки зрения духовно-нравственного кода. Мы планируем сформировать пул конкретных проектов, которые позволят прививать детям и молодежи интерес к изучению и пониманию семейной истории, позволят людям вспомнить о том, откуда их корни, осознать это родство, а также понять, что они, как род, могут привнести в этот мир. Поэтому одно из направлений, которое мы планируем развивать, это развитие системы семейного волонтерства и меценатства.
— Ольга, а как вы видите развитие темы семейноцентричности в перспективе, скажем, 5-и лет?
— Совершенно понятно, что семья в государственной и корпоративной повестке теперь приоритет на долгие годы и десятилетия. Поэтому скажу так: 30 лет назад у нас появилась профессия пиарщика, совсем недавно— профессия специалиста в области ESG. Я уверена, что сейчас мы находимся на стадии появления новой профессии, которая будет сочетать в себе компетенции HR, PR, маркетолога и бизнес-стратега. Это будут специалисты по семейно-демографической политике в организациях. И я думаю, что в ближайшее время нас ждет появление такого отдельного направления деятельности и, возможно, новой профессии.