При создании дизайна объекта необходимо руководствоваться тем, что форма изделия зависит от его функций и дальнейшей эксплуатации. Именно так и творится история, когда дизайнер уже на этапе разработки придумывает, как будет «жить» его объект.
Приведу три примера дизайн-решений, которые в последние сто лет изменили жизнь человечества.
Автомобиль
«Если бы я спрашивал, чего хотят люди, я бы до сих пор искал более быстрых лошадей», – говорил Генри Форд. На протяжении многих лет он постоянно работал над улучшением конструкции своего автомобиля. Его решения относительно дизайна позволили эту конструкцию снизить и сделать автомобиль, который ранее был роскошью, средством передвижения.
Что интересно, частью PR-кампании Генри Форда стал тот факт, что он за рулем своей машины опередил чемпиона США по автогонкам в 1902 году. Важность рекламы он тогда понимал: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».
Основав собственную компанию, он начал создавать автомобиль, который был бы одновременно надежным, простым и дешевым. Его «Форд-Т», или «Жестяная Лиззи», выпускался с 1908 по 1927 годы. Изначально он стоил около 850 долларов, а через 7-8 лет цена снизилась до 350 долларов.
Спутник
4 октября 1957 года на орбиту вышел «Спутник-1», первый в мире искусственный спутник Земли. Чтобы отправить этот шар массой 83,6 кг, было необходимо преодолеть множество технологических барьеров, продумать множество решений.
Например, корпус перед запуском заполнили сухим газообразным азотом. Внутри корпуса был вентилятор, включающийся и выключающийся при определенных температурах. А чтобы запустить спутник на орбиту, нужно было использовать многоступенчатую ракету.
И теперь пуски ракет – обыденность, а спутниками мы пользуемся каждый день, сами того не осознавая.
Возможно, именно космическая отрасль представляет собой самые сложные и интересные примеры промышленного дизайна.
Смартфон
Задолго до того, как Apple выпустила первый iPhone в 2007 году, в продаже появились смартфоны. Первое подобное устройство в 1992 году произвела IBM: аппарат Simon имел сенсорный экран диагональю 4,7 дюйма с разрешением 160 на 293 пикселя. Он выполнял функции органайзера, пейджера, будильника и мобильного телефона.
А первый телефон, который в рекламе назвали «умным», был Ericsson Smartphone R380. Он появился в продаже в 2000 году.
Почему iPhone получил такой успех? Благодаря решениям в области промышленного дизайна. Например, он был довольно миниатюрным относительно других устройств, не требовал использования стилуса, был выполнен в минималистичном стиле. И, конечно, бренд Apple и реклама сыграли огромную роль.
А через несколько месяцев появился первый смартфон на Android, и с тех пор началась конкуренция между этой операционной системой и iOS, а также гаджетами, в которых они используются.
Результатом этой конкуренции стало в том числе проникновение интернета по всему миру, его быстрое развитие благодаря мобильным технологиям и доступности.
Промышленный дизайн вокруг нас
Эти яркие примеры показывают, как революционно меняется наша жизнь. Но стоит помнить еще и об эволюции, которая незаметна. Созданными дизайнерами продуктами мы пользуемся каждый день. На каждой кухне есть холодильник, плита, посуда. Затем – автобусная остановка, турникет в метро, каждый из автомобилей, которые мы видим. Мебель в офисе, ноутбуки и компьютеры. Медицинское оборудование, которое помогает спасать жизни людей.
Прямо сейчас перед российскими промышленными дизайнерами также стоит множество задач, которые касаются импортозамещения. Ушедшие бренды оставляют свободные ниши, которые должны занимать российские предприятия. Кроме того, в связи с переориентацией на новые рынки предприятиям требуются решения в области промышленного дизайна для создания экспортной продукции. Над такими решениями будут работать участники конкурса «Фабрика дизайна». Компании уже могут подать техническое задание на разработку дизайна своей продукции, а дизайнеры могут подавать заявки, чтобы первыми узнать о старте.
В прошлом году промышленные компании представили более 130 задач по семи направлениям. Среди решений были дизайн турбинного аппарата искусственной вентиляции легких, дизайн вертикальной фермы, электроколяски для малоподвижных людей, роботизированное решение для видеопроизводства и другие проекты. Такая инициатива позволяет находить и раскрывать таланты, создавать новых национальных чемпионов в области промышленного дизайна, улучшать навыки действующих дизайнеров благодаря работе с лидерами отрасли.
Валерий Сидоренко, член Общественного совета при Минцифры России и генеральный директор digital-агентства «Интериум».